"Интеграл": борьба за выживание

Визитная карточка
Научно-производственное объединение "Интеграл".

Состоит из 6 заводов и 3 конструкторских бюро: Завод им. Дзержинского, Завод "Транзистор", Завод электронного машиностроения, Завод "Электроника", СКБ "Немига", СКБ "БелМикроСистемы" (Минск), Завод "Цветотрон", СКБ "Запад" (Брест), Завод "Камертон" (Пинск).

Основано в 1963 году.

Количество занятых - около 15000 человек.

Оборот - около 150 миллионов долларов США в год.

Одним из основных недостатков нашей компьютерной прессы можно считать то, что мы с большим удовольствием рассказываем о зарубежных компаниях и их продуктах, совершенно упуская из виду отечественную электронную промышленность. Конечно, после краха (другого слова не подберешь) 1992-1993 годов микроэлектроника в Беларуси переживает не самые лучшие времена, однако и хоронить ее рано. Думаю, что нашим читателям будет интересно узнать, как живут и с какими проблемами сталкиваются белорусские компании, которые еще 10 лет назад стояли на одном уровне (хотя бы по объему производства) с западными гигантами. И начнем мы эту серию обзоров с крупнейшего производителя микросхем на территории СНГ - НПО "Интеграл".


История

Научно-производственное объединение "Интеграл" ведет свою историю с 1963 года. Тогда в Минске начал работу завод имени Дзержинского. Его первая продукция представляла собой диоды и диодные матрицы. Потом были введены в строй заводы "Транзистор" и "Электроника", а пятнадцать лет назад объединение построило заводы "Цветотрон" в Бресте и завод "Камертон" в Пинске.

Сейчас уже не секрет, что основная часть продукции "Интеграла" предназначалась для нужд обороны. Гонка вооружений, развернутая СССР и США в 80-ые годы, стала причиной процветания "Интеграла". До перестройки объединение производило более 60-70 процентов комплектующих для отечественных компьютеров, в частности, микросхем динамической памяти 65 и 256 кбит и многочисленные логические серии, а также полупроводниковых приборов, и буквально "купалось в деньгах". Дело доходило до того, что предприятие старалось не брать выгодные, но требующие напряжения заказы Министерства обороны, не желая рисковать и выплачивать штрафные санкции в случае несвоевременного их выполнения. В те времена КТБ "Белмикросистемы" разрабатывало, а заводы осваивали более 100 новых изделий в год. До сих пор микросхемы "Интеграла" стоят в системах вооружений, летают на борту станции "Мир" и российского аналога "Шаттла" - "Бурана". Однако внезапно ситуация изменилась.

 


Кризис

Крушение коммунистической системы в 1989-1991 годах застало врасплох всех. Никто не ожидал, что это произойдет так быстро. Экономическая реформа, проведенная Россией в 1992 году, показала несостоятельность нашей электронной индустрии перед лицом западных конкурентов. Завод им. Орджоникидзе - основной производитель компьютеров в нашей стране - полностью прекратил производство компьютеров. В свою очередь распад СССР и отказ от военной конфронтации с Западом привел к тому, что оборонные заказы были аннулированы. "Интеграл" потерял около 80 процентов рынка и столкнулся с возможностью полной остановки производства.

Положение спас экспорт. Еще на заре перестройки был проведен анализ зарубежного рынка электронных компонентов, установлены партнерские связи с возможными покупателями. Все это пригодилось достаточно скоро.

В течение 1992-1995 годов основным рынком сбыта для продукции "Интеграла" стала Юго-Восточная Азия. Туда начали поставляться бескорпусные кристаллы, ИМС для часов и калькуляторов, а также корпусированные логические схемы, используемые на материнских платах компьютеров. Это помогло сохранить производство и опытный коллектив, сократившийся, правда, почти вдвое.


Еще один кризис

Разразившийся в 1997 году в Юго-Восточной Азии финансовый кризис и непрерывная гонка технологий и ценовая война конкурирующих производителей значительно осложнили экспортную деятельность объединения. И теперь ситуация гораздо серьезнее, чем в 1992 году. Тенденция к уменьшению числа компонентов и демпинг со стороны основных конкурентов "Интеграла" в области логических схем - компаний "Тошиба", "Хитачи" и "Нэшнл" - привели к тому, что спрос на корпусированные ИМС объединения упал. Пока еще выпускаются какие-то порты, контроллеры, но, судя по всему, вернуться на рынок компонентов для компьютеров "Интегралу" будет непросто.

Сегодня объединение, как и его партнеры-конкуренты в России - "Ангстрем" и "Микрон", вытеснены со столбовой дороги мировой микроэлектроники на узкие тропки. Однако, несмотря на это, определенный спрос на его продукцию сохраняется. Прежде всего, это те компании, которые не готовы или не хотят платить за дорогостоящие новинки. Продолжают хорошо продаваться бескорпусные кристаллы, предназначенные, в основном, для производства дешевых электронных часов и калькуляторов. Репутация "Интеграла" в этом секторе рынка достаточно прочная. Более того, он стал лидером и от копирования стандартных кристаллов фирм "Самсунг" и "Сони" перешел к производству изделий по собственным разработкам, как, например, калькуляторные кристаллы с функцией конвертации валют. Однако, скорее всего, надолго этого не хватит.


Варианты выживания

Столкнувшись с жесткой конкуренцией за рубежом, "Интеграл" обратил свое внимание на внутренний рынок и рынок стран Содружества, прежде всего России. Здесь свою положительную роль сыграла отечественная программа "Белорусская электроника", принятая в 1995 году, а также появление в республике широкой сети дистрибьютеров продукции объединения. Это позволило оживить производство телевизоров на заводах "Горизонт" и "Витязь" и, соответственно, создало спрос на микросхемы объединения. Сегодня удельный вес продаж микросхем в Беларуси составляет около 25%, а в России - немногим более 5%. "Интегралу" удалось довольно удачно функционально воспроизвести комплект микросхем "Филипс" и сегодня все отечественные телевизоры оснащаются именно ими. Кроме этого, чтобы не потерять рынок, на предприятии сегодня ведется подготовка производства и разработка комплекта микросхем по суб-микронной технологии для изготовления телевизоров 7 поколения и для средств телекоммуникаций.

Развитие телевизионной индустрии в Беларуси и России позволило бы предприятию более уверенно смотреть в завтрашний день. Однако, несмотря на некоторое оживление, положение этой отрасли остается достаточно серьезным. На прошедшем недавно в Москве совещании представителей телевизионных заводов РФ было объявлено, что за весь 1998 год по полному производственному циклу не было изготовлено ни одного (!) российского телевизора. А ведь рынок телевизоров в Российской Федерации составляет около 6 миллионов единиц в год. Кроме того, возникают трудности при продвижении продукции "Интеграла" на российский рынок. Отделы комплектации многих российских предприятий коррумпированы, и зачастую предложения объединения просто не рассматриваются.

Большие надежды "Интеграл" связывает с силовой электроникой, интеллектуальными пластиковыми карточками, микросхемами для телефонии. Большое внимание будет уделяться аппаратостроению, в частности, производству бытовой техники, оборудования для энергосбережения, телефонии, банковской и медицинской техники.

Для того, чтобы увеличить доходы, "Интеграл" стал заниматься также так называемым фаундри-бизнесом, то есть оказывает услуги по производству на своих мощностях изделий по заказам и документации сторонних разработчиков. Заказчиками, в основном, являются уцелевшие конструкторские бюро и новые частные фирмы, созданные, как правило, бывшими сотрудниками государственных электронных объединений. За прошедший год объем оказанных услуг составил порядка 500 тысяч долларов США. Эта идея может быть полезна всем тем, кто имеет свои собственные идеи в области конструкции электронных аппаратов.


Подводя итоги

На сегодняшний день самая главная заслуга "Интеграла" заключается в том, что он по-прежнему работает. Однако ситуация эта вряд ли продлится долго. Сегодня государство должно сделать стратегический выбор: либо мы хотим сохранить собственное производство микроэлектроники, либо уходим с этого рынка. Чтобы понять всю тяжесть выбора, нужно сказать, что поддержание отечественной микроэлектроники стоит больших денег. Наш ближайший конкурент - Южная Корея - инвестировала в производство микросхем порядка 30 миллиардов долларов. Такие же деньги нужно найти и нам, чтобы просто не отстать от корейцев. А ведь быть первым стоит еще дороже.

Возможно, наиболее приемлимым выходом из сложившейся ситуации может стать объединение всех белорусских электронных предприятий в одну мощную корпорацию. Конечно, в этом случае государство потеряет большие деньги, недосчитавшись миллиардов рублей налоговых поступлений, однако это могло бы спасти предприятия. Приходится констатировать тот факт, что все наши предприятия - "карлики" по сравнению с гигантами типа "Филипс" и "Самсунг" и рано или поздно будут или разорены, или куплены конкурентами. Ведь основные покупатели продукции "Интеграла" - те же "Горизонт" и "Витязь" - конкурируют на основном для них российском рынке не только с западными фирмами, но и сами с собой. Объединение всей белорусской электронной продукции под одной торговой маркой помогло бы снизить издержки по продвижению товаров и увеличить конкурентноспособность изделий. Конечно, это мнение спорное, однако в любом случае что-то делать надо. Сегодняшняя ситуация не позволяет сказать, что дела в нашей электронной индустрии идут на лад. И для того, чтобы окончательно не растерять свой потенциал и не превратиться в третьеразрядную державу, принимать меры нужно уже сейчас.

Юрий А. ДРОЗДОВ,
drozdov@iname.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!