Куда пойти учиться

Когда встречаются умные люди, они найдут о чем поговорить и что сделать

Продолжая разговор о компьютерном образовании, сегодня мы представляем кафедру интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) с тем, чтобы на ее примере дать возможность абитуриентам-99 познакомиться с жизнью своих старших коллег - нынешних студентов.

С руководителем этой кафедры - доктором технических наук Голенковым Владимиром Васильевичем, мы познакомились на одном из семинаров. За время небольшого разговора я понял, что это очень энергичный и интересный человек. Особенно понравилась его фраза, вынесенная в заголовок данной статьи. Более того, в ходе последовавшей затем встречи, уже в стенах БГУИРа, сложилось впечатление, что в этой фразе заключено не только своеобразное жизненное кредо самого Владимира Васильевича, но и определенная идеология развития руководимой им кафедры. Благодаря этомуродилась идея подготовить для абитуриентов, читателей "КВ", серию материалов об учебных заведениях, в которых готовят специалистов компьютерного профиля.

Первый материал из этой серии, в котором приведены общие сведения о всех белорусских компьютерных ВУЗах, их факультетах и специальностях, включая телефоны приемных комиссий, опубликован в предыдущем номере КВ. Здесь же я хочу поделиться своими впечатлениями от посещения кафедры ИИТ и бесед с ее преподавателями.

Начнем с некоторых общих пояснений для будущих студентов о том, что такое кафедра, деканат и факультет. Если сравнить школьную и ВУЗовскую терминологии, то факультеты можно условно назвать чем-то вроде специализированных школ внутри одного учебного заведения. Факультетом руководит декан вместе со своими помощниками - заместителями, секретарями и методистами. Все они находятся в деканате - основном, наряду с учебными занятиями и зонами релаксации, месте жизнеобитания студентов. Здесь выдают студенческие билеты и зачетные книжки, составляют расписания занятий, контролируют успеваемость и посещаемость и т.п. В свою очередь, кафедры - это ВУЗовские учительские или кабинеты, где обычно студенты разыскивают преподавателей для пересдачи экзаменов или зачетов, а также для более серьезных целей, связанных с написанием курсовых, дипломных и т.д.

 

Все это я говорю специально для того, чтобы подчеркнуть, что в данном случае речь пойдет именно об одной из кафедр, преподаватели которой ведут занятия на факультете информационных технологий и управления БГУИРа. На факультете сейчас учится более 500 студентов. Кафедра курирует две специальности - искусственный интеллект и автоматизированные системы обработки информации. Для интереса, в прошлом году конкурс по ним составлял, соответственно, 3 и 2,28 на место.

Сама кафедра образована недавно, в 1997 году, путем слияния двух прежних кафедр - искусственного интеллекта и информационных технологий. Такой профиль кафедры - достаточно новое явление для существующих ныне ВУЗов, даже на уровне СНГ. Скорее всего, именно поэтому кафедра интеллектуальных информационных технологий является так называемой выпускающей, т.е. одной из профилирующих кафедр факультета. Это означает, что кафедра, по сути дела, определяет содержание обучения по данным специальностям и отвечает за уровень и качество подготовки студентов.

Теперь о самом главном и самом интересном - о том, чему и как учат студентов на этой кафедре. Из бесед с преподавателями можно сделать вывод, что здесь реализуются два основных принципа: активизация работы студентов путем привлечения их к выполнению научно-исследовательских проектов и работ по договорам и вытекающее отсюда установление контактов с компьютерными предприятиями и фирмами, для которых, главным образом, и готовятся будущие специалисты.

Скажем прямо, идея не нова. Каждый ВУЗ так или иначе стремится именно к этому - обучению, максимально приближающему выпускника к его будущей работе. Другое дело, как это все реализуется на практике.

И вот здесь надо отметить, что за два года работы кафедре удалось сделать очень многое. Судите сами, сегодня уже организованы и работают пять лабораторий: лаборатория интеллектуальных систем, новых информационных технологий, новых информационных технологий в АСУ технологическими процессами, комплексной автоматизации систем управления, а также информационной безопасности.

Эти лаборатории представляют собой результат творческого сотрудничества кафедры с дружественными организациями, в числе которых НИИ ЭВМ, НИИСА, БМРЦ, СП "IBA" и др. Создаются они на основе общих интересов в реализации определенных проектов, имеющих как научное, так и прикладное значение. В организационном плане распределение ролей строится, как правило, следующим образом: учебное заведение предоставляет помещение, а организация-партнер берет на себя оснащение лаборатории современным оборудованием и руководство выполнением конкретных работ. В свою очередь, в самих лабораториях работают студенты под руководством преподавателей кафедры в тесном контакте с сотрудниками соответствующих компьютерных предприятий.

Интересна и тематика работ в этих лабораториях. Например, в лаборатории интеллектуальных систем работа ведется над такой проблемой, как параллельная переработка сложно структурированных знаний. Здесь используются так называемые мультипроцессорные системы, о которых стоит рассказать немного более подробно.

Мультипроцессорная система представляет собой в обыденном понимании один системный блок, в котором устанавливаются сразу несколько процессоров. Причем, не просто два или три, а десятки, а то и сотни. Достигается это за счет предусмотренной на аппаратном уровне возможности непосредственного соединения процессоров между собой. А теперь представьте себе систему из сотни компьютеров с обычными процессорами. Чувствуете разницу? Именно поэтому на подобные системы в свое время возлагались очень большие надежды. Но, как часто бывает, реальная практика внесла свои коррективы и оказалось, что более оптимальный вариант состоит в дифференциации функций, т.е. комбинировании обычных функциональных процессоров с процессорами коммуникационными, так называемыми транспьютерами. Отсюда, сегодня используются как многомашинные комплесы (на основе ЛВС, Интернета), так и многопроцессорные системы, которые заняли свою нишу в развитии компьютерных технологий. Сейчас они используются в случаях решения достаточно сложных задач, связанных с большими объемами разнородной информации и необходимостью интенсивного обмена данными.

В качестве прикладных приложений подобной работы могут выступать различные экспертные системы. В частности, на кафедре уже есть конкретные наработки по медицинским, геоинформационным и обучающим системам. Например, мне наглядно продемонстировали модель выбора места для строительства промышленного объекта с учетом многочисленных экологических факторов.

В другой лаборатории, где ведутся работы по распознаванию синтеза речи, удалось "заказать билет на самолет в Нью-Йорк". Приятный женский голос задает вам вопросы, предлагает варианты, уточняет ваши ответы и, если вы общаетесь с ней внимательно и вежливо, поздравляет с успехом. В общем, почти как в фильме "Пятый элемент", где главный герой так же вежливо общается со своей машиной-такси.

В реальности, увы, это пока еще гораздо скромнее. Здесь еще много проблем, связанных со сложностью анализа потока речи, в котором большую роль играет не только содержание - то, что мы говорим, но и форма, т.е. то, как мы это говорим - тембр речи, интонации, настроение говорящего и т.д.

Подобные работы активно ведутся во всем мире, поскольку уже сейчас наглядно ощущается потребность в их результатах в таких областях, как управление сложной техникой, например, самолетом, космическим кораблем или тем же напичканным электроникой современным автомобилем. Еще пример, актуальный для банковской сферы, когда клиенту необходимо издалека связаться по телефону со своим менеджером в банке и отдать распоряжение об определенных действиях со средствами на своем счету. Не говоря уже о бытовых услугах, подобных тому же заказу билетов по телефону или получению различного рода справочной информации.

А знаете ли вы, почему у нас так ценили сталеваров? Хотите верьте, хотите нет, но оказывается, что металл они плавили почти что на глаз. Этот вывод я сделал после беседы с заведующим лабораторией новых информационных технологий в АСУ технологическими процессами. В литейном производстве, как известно, очень важна точность дозировки компонентов (руда, кокс, шихта и др.), из которых плавится металл. И если здесь будут допущены ошибки, то металл будет или плохого качества, или вообще непригоден для промышленного использования, т.е. он пойдет на повторную переплавку. Именно поэтому наш металл всегда был очень дорогой, так как на его изготовление тратились огромные материальные и энергетические ресурсы.

И только сравнительно недавно началась серьезная работа по оснащению литейного производства современным электронным оборудованием. В частности, коллектив названной выше лаборатории (сотрудники дружественной организации, преподаватели кафедры и студенты) разрабатывает программное обеспечение для комплекса измерительных приборов, позволяющих осуществлять точную дозировку компонентов будушего металла. Например, знакомые многим по старым фильмам огромные магниты, с помощью которых металлолом, собранный тогдашними бойкими пионерами, отправлялся на переплавку, теперь будут постепенно переоборудоваться в современные электронно-крановые весы, которые не только тут же сообщат точный вес, но и сохранят данные в памяти компьютера.

Руководителю этой лаборатории я задал и такой вопрос: почему подобные работы ведутся в стенах ВУЗа? Не проще было бы организовать их на самой фирме - открыть отдел, набрать сотрудников и т.д. Оказывается, что не проще, поскольку таких готовых специалистов нет.

Таким образом, получается довольно интересная ситуация: предприятие, по сути дела, организует в рамках лаборатории новые рабочие места и с помощью студентов выполняет реальные проекты. Примерно так же осуществляется сотрудничество кафедры и с СП "IBA", которое полностью оснастило современным оборудованием две лаборатории: одну - своими компьютерами, а вторую - компьютерами непосредственно от "IBM", плюс обеспечило выход в Интернет по отдельной линии.

В общем, выгода получается тройная. Для предприятий, как уже сказано, это реализация проектов, а также подготовка необходимых специалистов. Причем теперь это можно делать как путем организации новых лабораторий, так и на базе уже существующих. Для кафедры и ВУЗа в целом - это хорошая материально-техническая база, которая позволяет вести научно-исследовательскую работу и использовать те же лаборатории для проведения обычных учебных занятий. Тем самым, все это позволяет вести обучение студентов на самом современном уровне. Наконец, главные действующие лица - студенты, получают прекрасные возможности для получения качественного образования, приобретения необходимого опыта и, кроме всего прочего, нахождения будущего места работы.

Вот уж действительно, когда встречаются умные люди, они найдут интересное дело, которое будет полезно всем.

Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
vespol@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 1999 год

Рубрика: 

Компьютер и образование
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!