Программа - генератор идей

Что мы подразумеваем под творчеством? Это создание чего-то неповторимого, чего-то уникального, новаторского и, по возможности, талантливого. Однако что делать тем людям, которые обязаны каждый день творить? Придумывать что-то новое каждое утро после завтрака? Высказывать гениальные идеи и новаторские мысли каждый день? Тяжело представить себе такую ситуацию... А ведь с этой проблемой постоянно сталкиваются такие творческие (в идеале, конечно) люди, как журналисты или рекламщики.

Почему бы не поставить процесс творчества на конвейер? Или завести программу, которая бы подкидывала свежие мысли? Странно звучит? Но ведь эта задача сводится, в конце концов, к простому анализу информации, т.к. любая мысль, которую мы родили "экспромтом", наверняка уже давно "рождена" кем-то из предков - великих или не очень. Нужно лишь обобщить и проанализировать имеющиеся данные.

Программа "Основы журналистики и public relations" создана именно для этого. Программа представляет собой систему приемов преобразования текстов, выявленных на основе научного анализа более 12 500 русскоязычных литературных произведений. Авторы особо подчеркивают, что программа сама статей не пишет, она выдает автору "проверенные временем рекомендации", которые просто обязаны вознести его на вершину творческого Олимпа. Результат, впрочем, зависит только от Автора.

Я, естественно, протестировал эту программу и был довольно сильно удивлен: эта штука работает. Она действительно понимает, что мне нужно, и предлагает оригинальные решения проблемы, до которых я сам бы не додумался.

Приведу пример. Основной режим программы - получение системы рекомендаций-аналогий для создания текста. Я хочу написать рекламную статью о 3D-ускорителях. Выбираю "Анонс текста и/или начало" и жму "Дальше". Дальше надо выбрать предмет описания (герой, товар/объект, процесс/ситуация, информация/данные или эмоция/оценка). Выбираю "товар", отмечая в подпункте "новый или посторонний". Затем нужно определить, как читатели относятся к предмету описания. Никаких сомнений: кто же не любит почитать о железе, тем более с этой магической приставкой "3D"... Отмечаю "скорее положительно". Остался последний пункт: какую задачу я хочу решить в данном фрагменте текста? Среди вариантов есть: "избежать нежелательной автору ассоциации" (ну уж нет, это пусть в создании рекламы "Памперсов" указывают), "переключить внимание читателя", "изменить/скорректировать мнение читателя" и "напомнить или донести до читателя мысль, эмоцию, ощущение". Вот-вот - последний пункт и выбираю... Отмечаю галочкой еще одну пометку: "Получить эффект новизны, активизировать внимание читателя, заинтересовать". Готово.

 

В конце концов передо мной 1 "прием", 1 "высокая аналогия", 1 "средняя аналогия" и 5 "примеров". Маловато, конечно, но ведь это только демо-версия - в полноценной программе авторы обещают в 10 раз больше. Вот какой прием посоветовала мне программа, привожу его в сокращении:

2.2.7. Сталкиваются, спорят, порождая у Читателя свои вопросы, две противоположные точки зрения (позиции), по таким схемам:

  • традиционная - непривычная Читателю точка зрения;
  • оценка Болельщика (в широком смысле этого термина) - оценка Скептика, Оппонента, даже Противника;

после чего Автор описывает: типовую ошибку, проблему либо вопрос, которые он намерен рассмотреть далее... В ряде случаев анонсируется синтез (объединение) описанных точек зрения в последующем тексте.

И пять примеров начала статьи из СМИ. Довольно интересных примеров. Вот один из них:

"Я никого и ничего не боюсь", - говорит Шарон Стоун - новая богиня Голливуда.

Иногда шлюха, иногда святая. Иногда жестокая, иногда нежная. Такова Шарон Стоун - секс-символ Голливуда 90-х годов.

Даже тем, кому не понравился фильм "Первобытный инстинкт", трудно устоять перед обаянием образа, созданного Шарон Стоун.

С первого взгляда, конечно, трудно понять, где связь между 3D-акселераторами и секс-символом Голливуда. Но если пораскинуть мозгами, программа попала в точку. По аналогии с советом программы я могу начать статью так:

"Монстры рычали и изрыгали проклятья. Свирепые морды, вросшие в неуклюжие тела, казалось, были повсюду. Кровожадные и ужасно реалистичные глаза глядели со всех мониторов.

Одни говорят, 3D-графика слишком реалистична, а игры на ее основе вредны для психики. Другие утверждают, что чем реальнее игра, тем она лучше.

Но даже противники кровожадных игр сходятся во мнении, что трехмерную графику, которую создают 3D-акселераторы ХХХХХ, трудно отличить от реальности."

Не знаю, насколько привлекло бы потенциальных клиентов такое начало, но то, что это свежая мысль - очевидно. И ее "родила" программа "Основы журналистики и public relations". "Почему она такая умная?" - спросите Вы. Вот почему.

Жил такой талантливый человек, Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998 г.г., литературный псевдоним Генрих Альтов). Он создал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). В основу теории положен постулат об объективности законов развития техники, а также других направлений деятельности человека, которые могут быть выявлены и сознательно использованы в изобретательской (творческой) и прогнозной деятельности. При этом в ТРИЗ акцент при решении нестандартных задач человеком делается именно на изучение развития систем различной природы, а не на "озарение", "интуицию", ("инсайт").

Некоторые софтверные фирмы в России сейчас продолжают развивать ТРИЗ, но только в других направлениях: при анализе крупных систем (например, организационной структуры фирм), при решении задач в области бизнеса, в рекламных кампаниях и политических выборах, при построении научных гипотез и методик. Такое уж у нас время тяжелое. После этого становится понятно, почему в официальном названии программы после номера версии есть приписка: "выборы".

А узнать о программе побольше и скачать демо-версию можно на страничках разработчиков: vibor.triz-chance.spb.ru/vibor или www.triz-ri.ru.

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 1999 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!