Звук за чашкой кофе

За чашкой кофе Сергей Осипов

Продолжение, начало в №37


- Кого бы ты выделил из белорусских?

- Вопрос полупровокационный...:) Я не знаю, с какой категории начать, поскольку расслоение у нас еще сильное, то есть такого смешения категорий и возрастов, как в России, у нас еще нет. Если начинать с эстрады, то, на мой взгляд, один из лучших звуковиков белорусской школы - это Александр Попровский, бывший звукорежиссер ансамбля "Песняры", теперь звукорежиссер ансамбля "Белорусские Песняры". Еще один прекрасный звуковик, который не останавливается на достигнутом, у которого каждая композиция - поиск, это Петровский Сергей. Неплохо, как звуковик, работает Морозов. Из более молодого поколения заслуженно могу назвать Пашковского Сашу. Из еще более молодого поколения - Виталия Пензина, его же я считаю носителем современного звука. Сейчас сложно называть имена, поскольку все меняется, одни растут, другие уходят... Ну и мы, конечно, оба :))))

- А как насчет аранжировщиков?

 

- С этим у нас сложнее. Аранжировщик современного западного уровня должен иногда выполнять функции звуковика. Обладать этим мышлением. Выполняя работу и не видя ее результата, аранжировщик может столкнуться с тем, что аранжировка не удается из-за конфликтов аранжировщик-звуковик, а иногда еще и -исполнитель... Из музыкантов хочу выделить Молчина Олега, поскольку многие аранжировщики свой творческий путь начинали, ориентируясь на его работы. Нет... Ну... Самый именитый аранжировщик, который поднял белорусскую музыкальную культуру, - Владимир Мулявин. Вся школа белорусской аранжировки обязана ему. Потому что в 70-м году сделать такой взрыв, причем взрыв европейского уровня... - это верх пирамиды, если брать старую школу. Могу назвать еще имена Олега Козловича, Виталия Пензина, Владимира Ткаченко... То есть с аранжировщиками у нас проблем как бы и нет.

- Я назову одно имя, хотелось бы узнать твое отношение к его работам. Юрий Выдронок...

- К этому человеку у меня особое отношение. У меня он как аранжировщик и музыкант стоит в отдельной калее. Потому как музыканты, перечисленные мной, это все-таки конвейер, а Юра Выдронок - это музыкант, который себя посвятил, я бы так сказал, научной музыке. Насколько я помню, еще с группы "Палац" его подход к аранжировке носил более научный характер, нежели потребительский или коммерческий. Да, конечно, Юра старался использовать по тем временам и сейчас старается использовать современный звук, тембры, методы сведения. Но, тем не менее, он акцентирует внимание не на этом, отнюдь... У него не композиция служит аранжировке, а аранжировка - композиции, что четко прослеживается. Если брать все проекты: "Палац", "Криви", "Юр'я", - то за всем этим стоит большой музыкальный взгляд на истоки белорусской культуры. Все остальное строится как бы вокруг. В этом главное отличие работ Выдронка от всех белорусских проектов, работающих с фольклором. По уровню изучения проблемы, самоотдачи, его характер, на мой взгляд, близок к мулявинскому ("Песняры" 70-х). К сожалению, таких по уровню проектов у нас очень мало, если не сказать, что такой проект, как "Юр'я", пока вообще один.

- Перейдем к России. Кого бы из российских аранжировщиков ты бы выделил?

- Первый для меня - это Игорь Володин. Это самый близкий мне человек в смысле понимания полифонии, санорики, техники... К сожалению, не знаю, над чем он сейчас работает, но он - мастер хитов, начиная от "Кар-мэн", Натали, Ирины Владимирской. Не побоюсь сказать, что первый современный саунд, "фирменный" налет начинающейся коммерческой московской эстрады сделал непосредственно Володин.

- Назову пару имен, а ты выскажешь к ним отношение. Сергей Челобанов...

- Человек, пришедший с абсолютно неординарным отношением к звуку в культуру матрешек и балалаек. Он сломал этот пласт своим откровенным, гранжевым видением аранжировки, что многие содрогались просто, когда его звук выходил на серьезных носителях. Челобанов, как и Носков, как и Маликов - один из краеугольных камней современного звука.

- Максим Фадеев...

- К работам Максима Фадеева у меня неоднозначное отношение. Он на себя взвалил огромную работу как аранжировщика, так и звуковика. То, что он делает - это не массовая культура, это, как бы назвать, академический гранж, это гэбриэловский подход к изучению саунда. Работы такого уровня выделяют Максима отдельно, и я думаю, что он войдет в историю русской музыки.

- DJ Грув...

- :)))) Это больше идейщик. Его аранжировка, его саунд берет, конечно, больше идеей.

- Вячеслав Бутусов...

- Его музыкальность, аранжировки тяготеют больше к старой академической русской школе. Олицетворение русской духовности. Скрябин, Римский-Корсаков, Бородин...

- Давай поговорим о нашей системе конкурсов, фестивалей :)

- В большинстве своем данные мероприятия вызывают у профессионалов тошнотворный рефлекс, а у населения даже и говорить не буду... Наблюдать за этим могут только те, кто довольствуется одним каналом телевидения и одним каналом радио. Такое впечатление, что на эту аудиторию все и рассчитано. То есть, я считаю, что это вообще себя не оправдывает, ибо люди, которые стоят возле этого, не должны заниматься данной деятельностью. Потому как под видом деятельности идет натуральная халтура. Можно много сваливать на отсутствие средств в государстве, на что-либо еще, но средств не было и в 70-м году, но "Песняры" появились. Эта система может иметь продолжение, если люди-организаторы будут заинтересованы своей деятельностью, не будут обременены жаждой наживы или карьерными измышлениями. Ведь система конкурсов существует по всему миру, и многие группы и исполнители пришли на "большую" сцену оттуда. Хоть я и являюсь работником белорусской культуры, но абсолютно согласен с мнением большинства, что то, что пытаются здесь сделать на конкурсах и фестивалях, может вызвать раздражение или смех.

(Окончание следует)

Беседовал Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

38 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!