Звук за чашкой кофе

За чашкой кофе Сергей Осипов

(Окончание, начало в №37)

- Многие вопросы читателей так или иначе сводятся к понятию воздушности или прозрачности композиции. Какими средствами ты этого достигаешь?

- Прежде всего эквалайзером... Для меня прозрачность и воздушность - это сама тембровая структура, партитура. И, конечно, это эквалайзер, который дает воздушность с верхним частотным диапазоном.

- Я неспроста задал этот вопрос, поскольку многие из спрашивающих пытаются качественно сводить тяжелый рок. Да и во многих белорусских именитых группах при простом прослушивании улавливается множество ошибок именно сведения и недостаточности воздуха? Что им присоветовать?

 

- В тяжелых группах, как и положено по законам физики (тот же King Diamond и прочее), всю воздушность стараются сбросить на высокий вокальный голос. Можно заметить, что у них у всех, как правило, фальцетные голоса. Головная боль звукорежиссера - звучание гитар, которое является несущей конструкцией тяжелого рока. Насколько воздушной будет эта часть композиции, будет ли гитара лететь или будет сидеть в каше низкой середины, как это можно услышать у многих наших групп, зависит от грамотности сведения лампового звука с эффект-процессорами и эквализации.

- Сейчас часто можно услышать, что попсовость композиции зависит от доли компрессии. Разделяешь ли ты эту точку зрения?

- Все зависит от того, как используется компрессор. Для попсовых композиций это специфические настройки компрессора. Хотя в результате использования данного устройства Питером Гэбриелом получается отнюдь не попсовый звук. Динамическая игра - это тонкая, отдельная структура звукорежиссуры, требующая достаточно детального изучения.

- Поговорим о технических аспектах. Аналогово-цифровые преобразования вызывают очень много споров. Интересно узнать твое мнение по этому вопросу.

- Я знаю, что эти проблемы существуют, и люди на них жалуются. Но у меня таких проблем нет вообще.

- Какую долю своей работы ты возлагаешь на компьютер?

- Практически все, как обработку, так и сведение.

- Какие программные продукты ты считаешь лучшими? Начнем, наверное, с мультитрековых рекордеров...

- Любимый и наиболее приемлемый по звуку - это CakeWalk. Где-то близок по уровню Cubase VST, он требует более профессионального отношения. Вообще на мультитрековые рекордеры я смотрю с точки зрения полифонии, оцифровки. Опыт работы с разными программами показывает, что они все по-разному звучат в полифонии.

- Звуковые редакторы...

- Sound Forge и Cool Edit Pro.

- Плагины...

- Очень люблю продукцию компании Waves. К сожалению, побродив по их сайту, я понял, что большинство своих продуктов они ориентируют на Мак. Но, тем не менее, даже те немногие, которые выпускаются для пользователей РС, меня радуют. А их плагины - это то, что надо для профессионального занятия звуком.

- Плавно перешли к вопросу РС и Маков:)...

- Мое отношение, можно сказать, прямо противоположное отношению наших коллег в необъятном пространстве. Достаточно вспомнить подвижки на Маки молодой московской попсы. На сегодняшний день разделения как такового я вообще не чувствую. Интересует итоговый результат. Большой разницы в суммарном результате (миксе) я не слышу. Все, опять же, зависит от рук, уровня специалиста. Дело в том, что рынок РС гораздо мощнее, чем рынок Маков, и последние разработки ориентируются на ту область, где крутятся большие деньги. Пару лет назад я мог судить о звуке на РС по продвинутой на то время карте Gravis UltraSound, а теперь вижу совершенно другую картину.

- Затронем тему Hardware...

- Если затрагивать проблему конверторов АЦП/ЦАП, то это, конечно же, Motorola. Говоря о моделях саундкарт, то это Event Layla, Event Gina, дальше я не буду упоминать все последние навороты Terratec, MOTU и т.п., так как за ними не слежу. Поэтому следующим назову Turtle Beach, и, наверное, в самом низу карта, которую я использую в домашних условиях - SB Live! Хотя на сегодняшний день рынок настолько велик, что можно без труда подобрать себе нормальное "железо". Мои требования к саундкарте - это частота дисретизации, не обязательно 96 КГц:), полифония, отношение сигнал/шум, хороший конвертор. Карты с доступным ценником я перечислил...

- Спасибо тебе, Сергей, за интервью. Традиционный последний вопрос: твои пожелания читателям "Вестей"...

- Больше творить, изучать, находиться в состоянии поиска...

- А вообще, как ты считаешь, у нас в звуке больше работа ищет специалиста или специалист - работу?

- У нас достаточно людей и достаточно работы, но не всегда одно находит другое. Мое пожелание, чтобы каждый нашел себе работу, а каждая работа нашла себе мастера...

Беседовал Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!