Вирусная психология

Часть вторая: синдром "Фантомаса"

(Окончание, начало в №42)

Итак, что же толкает народ, вернее, определенную его часть, к написанию вирусов? Обратимся к мнению другой стороны. В архивных недрах "КВ" (№ 33 от 16.08.96) мне удалось найти письмо самого автора Nutcracker'а, где содержатся довольно интересные рассуждения на эту тему.

Например, "...авторами вирусов являются не некие "темные личности", которые борются против несущих свет авторов вирусных программ. Здесь имеет принцип "кто кого": либо вирус препятствует своему обнаружению, либо антивирус уничтожает вирус".

Или: "В настоящее время наблюдается все большая коммерциализация программного обеспечения, в этом смысле вирусописатели остаются верными хакерскому принципу информационной свободы. Действительно, их трудно упрекнуть в корыстолюбии, ведь затрачивая месяцы напряженного труда, никакой прибыли они из своих "творений" не извлекают, написание вируса - это, скорее, способ самовыражения и приобретения профессиональных навыков системного программирования".

 

И, наконец: "...интересно воздействие появления вируса на пользователя. Большинство пользователей имеют весьма туманное представление о компьютерных вирусах и поэтому при встрече с ними испытывают благоговейный страх, или, по крайней мере, беспокойство. Борьба же с вирусами заставляет пользователя изучать систему, серьезней относиться к хранимой на диске информации, учиться "правилам хорошего тона" при общении с компьютером, словом, стимулирует развитие профессионализма. В этом смысле наличие деструктивной функции у вируса является уже благом, а не пакостью".

Вот так, ни больше, ни меньше. Но оставим эмоции в стороне (мы к ним вернемся чуть позже) и попробуем разобраться именно в мотивах. В сухом остатке получаем: соревнование с антивирусниками (кто - лучший программист); отнесение себя к хакерам и борьба за информационную свободу, отсюда и бескорыстие; способ самовыражения; приобретение профессиональных навыков; "забота"(!) о пользователе (по принципу "на то и щука, чтобы карась не дремал").

Доминирующим здесь, на мой взгляд, является все-таки профессиональное самосовершенствование. И пусть со стороны, глазами других программистов, вирусы и выглядят в общей своей массе простенькими, но для самих их авторов это какое-никакое, а достижение.

Естественно, что авторам новоиспеченных вирусов хочется поделиться своими успехами с окружающими, показать, что называется, уровень. А если он, к тому же, получится и уникальный, то и до всемирной славы, вроде, недалеко. Только вот слава здесь какая-то не такая, как обычно, а анонимная, под псевдонимом. Ведь если узнают настоящее имя, то и арестовать могут, как авторов WinChih'а и Meliss'ы.

Тем не менее, для любителей острых ощущений адреналина здесь хватает. Прямо, как в детстве - позвонил в дверь соседа и убежал в укрытие посмотреть, что он будет делать. Или написал ему на двери что-то вроде бывшего когда-то популярным: "Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас".

Вот здесь, я думаю, и кроются истоки поведения вирусописателей, в этих самых детских шалостях. Сделаем краткий экскурс в психологию. Известно, что подростки в период полового созревания осваивают нормы поведения в обществе взрослых на первых порах путем их нарушения. Тем самым они как бы пробуют их на прочность и, в свою очередь, проявляют себя в определенной форме как самостоятельные личности.

С возрастом у кого-то это проходит и заменяется другими интересами, а у кого-то и остается, например, как у хиппи, панков, рокеров и т.д. Так вот, вирусописатели, особенно сделавшие это основной своей деятельностью, похоже, есть одна из разновидностей такого типа людей, которым нравится нарушать определенные нормы поведения в обществе.

Другое дело, что со временем детские шалости трансформируются в искушение обладать некой тайной властью над людьми. И если на первых порах это может быть то же подростковое баловство типа заставок с рождественскими фейерверками или сообщениями вроде "Привет от Васи Пупкина!", то в более "тяжелых" случаях можно говорить о своеобразном "синдроме Фантомаса", некоего таинственного и могущественного демона, управляющего по своему желанию огромным количеством компьютеров по всему миру.

Таким образом, получается, что "наши недостатки есть продолжение наших достоинств". Стремление к профессиональному самосовершенствованию, борьба за свободу информации и даже здоровое, по сути дела, желание самовыражения в итоге может привести к нарушению прав других людей.

Возьмем, к примеру, тех же хакеров. Вначале это движение было чем-то вроде братства компьютерных специалистов, ложи "вольных каменщиков", тусовки, где собирались единомышленники и свободно обменивались информацией и программами. В то время, когда было мало и подобных специалистов, и соответствующих программ, это выглядело вполне естественно и даже благородно. Сегодня же, когда программы исчисляются десятками тысяч, представить себе тусовку, где обмениваются всеми новыми программами, как-то затруднительно. В лучшем случае это уже более специализированные тусовки типа вольных настройщиков "1С", Web-дизайнеров и т.д.

Говоря о современных хакерах, чисто по-житейски можно где-то понять (что, однако, не означает принять) их мотивы взлома тех или иных сайтов или программ из каких-то идейных соображений. Точно так же, на простом обывательском уровне, понятны мотивы даже тех, кто делает все это за деньги.

Но здесь уже есть вопросы и моральные, и юридические, причем очень даже не простые вопросы. Положа руку на сердце, скажите мне, пожалуйста, дорогие читатели, кому из вас понравится поймать вирус, который сотрет все данные на Вашем компьютере, а то и вовсе выведет его из строя? Какому нормальному человеку понравится, если украдут его информацию, пароли, а потом будут пользоваться его экаунтом и накручивать трафик? Кому понравится платить деньги за человека, который таким образом совершенствует свое профессиональное мастерство или борется за свободное распространение информации?

Это то же самое, как если бы кто-то проник в Вашу квартиру и подбросил какую-то гадость, из-за чего возник пожар, или украл документы, деньги, или подслушивает и подсматривает каждый день, что мы делаем дома.

Уверен, нормальному человеку (мазохистов в расчет не берем) это явно не понравится. Именно поэтому законодательство во всех странах рассматривает подобные действия именно как преступления, направленные на нанесение вреда, ущерба другим людям, нарушение их прав.

Но уж совсем ни в какие ворота не лезет психология авторов и распространителей вирусов-убийц. Ведь сегодня, когда многие учреждения уже не обходятся без компьютеров, уничтожение информации да и просто сбои могут привести не только к нарушению прав, а к самой настоящей смерти в тех же больницах, самолетах, поездах, на сложных производствах и др.

Можно, конечно, копнуть поглубже, обратиться к психоанализу и порассуждать на тему стремления к жизни и стремления к смерти. О том, что у некоторых людей чувства выходят из-под контроля и овладевают человеком, как у одного литературного героя-булочника, которого под старость так и тянуло подсыпать яд в свои хлебобулочные изделия?

Можно вернуться и к первоисточнику - "...интересно воздействие появления вируса на пользователя. Большинство пользователей имеют весьма туманное представление о компьютерных вирусах и поэтому при встрече с ними испытывают благоговейный страх, или, по крайней мере, беспокойство" - и поразмышлять о воздействии вирусов на самих вирусописателей.

Но не хочется ни того, ни другого, ни третьего. Кто бы и что бы здесь ни говорил, но в психологии Фантомаса все равно есть что-то паранормальное.

Виталий ШИМАНСКИЙ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 1999 год

Рубрика: 

Защита информации
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!