Прошлогодняя наука

"Разве цивилизация не есть просто-напросто умение пользоваться тем, что придумал кто-то другой?"

К.Чапек, "Война с саламандрами"

Нет, XX век и II тысячелетие еще не завершились. Кто-то в это верит, кто-то не верит, а остальные (вроде меня) просто это знают. Однако год прошел, и хорошо, и пора цыплят считать, то есть пора перетряхнуть память на предмет того разумного, доброго... ну, в общем, научно-технического, что принес нам ушедший 1999-й. А зачем? А затем, что и без нас хватает так называемых "простых людей", которые, развалившись в креслах компьютерного дизайна и жуя полимерными пломбами чипсы из генетически модифицированной картошки, смотрят по спутниковому телеканалу очередную техногенную "страшилку" - и ругают науку, сделавшую их жизнь такой невыносимой. Оставляю за бортом этот милый образ крыловского "животного под растением" и надеюсь, что данный миниобзор найдет себе "непростых" читателей. Он заведомо неполный и субъективный, поскольку из него сначала выпало то, что было не интересно мне, а затем и то, что будет, на мой взгляд, не интересно читателю компьютерного издания. Если же кто-то увидит в этом обзорчике халатный underflow в отношении местных свершений или преступный overflow достижениями заморскими, то прошу перечитать эпиграф. Мы - люди цивилизованные. И уж что-что, а пользоваться чужим мы умеем. В совершенстве.

Итак, что там было в прошлом году про зубы? Ах, да, на Международном конгрессе стоматологов было объявлено, что 100 лет назад у 50% взрослых американцев не было ни одного своего зуба, зато теперь то же можно сказать только про 10% лиц старше 65 лет. Успехи медицины? Не только. Еще - физики, химии, материаловедения и компьютерной техники. Компьютеры, кстати, в 1999-м впервые превзошли человека и в распознавании переродившихся предраковых и раковых клеток, и в выделении речи из мощного фонового белого шума. Но вернемся к зубам. Как сказал поэт, "уста жуют". И что же они теперь жуют? По разным оценкам, уже от 60 до 80% съедаемой в США растительной пищи поставляется генетически модифицированными растениями. Пока жующие дебатируют, вредно ли это или не очень, генная инженерия делает свое дело. В 1999-м была завершена расшифровка генетического кода одной из хромосом человека, а также был полностью декодирован геном одного вида червей и одного вида растений. Заменив всего лишь один ген, принстонские ученые вывели породу очень умных мышей. Специально для тех, кто боится, что ученые наделают им слишком умных детей, минувший год принес эпохальное открытие, сулящее сделать умнее нуждающихся в том взрослых и даже стариков. Рухнула вековая легенда, гласящая, что "нервные клетки не восстанавливаются", - нейроны размножаются даже во взрослом мозге. Этак удастся и любимых вождей очищать от маразма, но надо ли?.. Потому, вероятно, биологи и химики явно тяготеют к субклеточному, молекулярному уровню. И что там нашли в 1999-м? Там аризонские ученые впервые получили изображения электронных орбиталей в кристалле; там достигнуто глубокое понимание структуры и механизма работы рибосомы - внутриклеточной фабрики, собирающей из аминокислот белок по программе, которую она считывает с "ленты" информационной РНК; там исследователи из Корнельского университета наконец-то "разобрали" молекулярный двигатель, вращающий, например, жгутики бактерий, - настоящий электромоторчик, имеющий "статор" и "ротор"; и еще не забыть бы мне про белок...

Да, белок - основа жизни. Его функциональные свойства записаны в его точной аминокислотной последовательности и реализуются через пространственную геометрию того сложнопереплетенного клубочка, в который длинная белковая молекула самопроизвольно сворачивается. Белок сам "знает", как ему надлежит свернуться, но предсказать его форму и, следовательно, свойства - задача вычислительно архисложная. Математические алгоритмы вычисления формы белковых молекул были существенно улучшены в 1999-м учеными из Массачусетского технологического и Sandia Labs. Но IBM решила, что даже к лучшим алгоритмам не помешает добавить побольше "грубой силы", и пообещала в течение пятилетки создать суперкомпьютер "Blue Gene" производительности 1 петафлоп (1 квадриллион "плавающих" операций в секунду) для моделирования белковых молекул. "Я планов наших люблю громадье!" - воскликнул один поэт. Другой выразился иначе: "Коротки наши лета молодые". Совсем недавно начал работать лучший суперкомпьютер планеты - ASCI "Red", или Intel TFLOPS, но уже стартовала программа его модернизации. Увы, его процессоры Pentium Pro, некогда мощнейшие (по килобаксу за штуку), теперь втрое уступают по производительности домашним Celeron'чикам. Когда Intel заменит в "Рыжем" все Pentium Pro на Overdrive, пиковая мощность машины увеличится с 1.8 до 3 терафлопов, и "Red" еще потягается с "голубыми" - ASCI "Blue Mountain" и "Blue Pacific". Много суперкомпьютеров - это хорошо. Помнится, в 80-х годах десятки тысяч часов суперкомпьютерного времени были затрачены на моделирование взрывов сверхновых, в недрах которых из водорода и гелия "выварились" все химические элементы от лития до урана. Запущенная в прошлом году американская орбитальная рентгеновская обсерватория "Chandra" блестяще подтвердила компьютерные симуляции, внимательно "рассмотрев" останки одной сверхновой. Благодаря "Чандре" нам теперь точно известно, что мы "сделаны" из пепла сгоревших звезд.

За минувший год мы многое узнали о себе и о мире. Самый древний алфавит, оказывается, родился 3900 лет назад в Египте, а не в Ливийском регионе 3700 лет назад, как думали ранее. Неандертальцы жили в Европе бок о бок с нашими предками всего лишь 28000 лет назад, а не вымерли, как считалось, за 5000 лет до того. Анализ африканского скелета гоминида, которому 15 млн. лет, позволил разобраться, каких миоценовых обезьян мы имели своими пращурами, а каких - нет. Биологи, изучающие цепочку мутаций, приведших к тому, что X и Y хромосомы отличаются друг от друга, сделали заключение, что "половой вопрос" существует на Земле уже от 240 до 320 млн. лет. Кислород в атмосфере нашей планеты сильно "постарел" за прошлый год: пенсильванские ученые доказали, что воздух Земли богат кислородом не всего лишь 1.2 млрд. лет, а уже 2.3 млрд. лет. Удивительно, что только в 1999 году наконец-то нашли объяснение тем уникальным физическим и химическим свойствам обыкновенной воды, которые делают ее незаменимым для жизни веществом. Даже само появление жизни на Земле стало теперь менее загадочным. Трудно понять, как за первые же 100 млн. лет существования нашей планеты на ней успела завестись жизнь, если не поверить ученым, утверждающим, что огромное количество готового органического "сырья" осело на молодую горячую Землю из космоса, где в межзвездных газово-пылевых облаках образуются и накапливаются самые разнообразные органические молекулы. Да, не зря люди вглядываются в космос. По необычным спектрам излучения весной прошлого года были открыты черные дыры "среднего калибра" - весом от 100 до 10000 масс Солнца; их происхождение, в отличие от природы меньших и больших черных дыр, остается пока загадкой. Орбитальная гамма-обсерватория "Комптон" внезапно зарегистрировала колоссальную вспышку гамма-излучения: таинственное "нечто" за пару десятков секунд высветило энергию, в 10000 раз превосходящую все то, что излучило наше солнышко за 5 млрд. лет. Наземные инструменты не отстают от орбитальных. В июне увидел "первый свет" новый 8-метровый рефлектор Северной обсерватории "Gemini". Его адаптивная оптика нового поколения (управляемое компьютером мягкое зеркало, исправляющее атмосферные искажения) обеспечивает в несколько раз более высокое разрешение, чем у орбитального "Хаббла". Или чего, например, стоит новая 67-мегапиксельная цифровая камера Европейской обсерватории "La Silla"? А 10-метровый телескоп "Keck" на Гавайях за год открыл 6 новых планет у соседних звезд, и теперь их известно 28. Все они - планеты-гиганты, летающие очень недалеко от своих солнц. Почему же наши Сатурн, Уран и Нептун так далеки от Солнца? Они большие и потому не могли там сформироваться. Разгадка была найдена в прошлом году методом компьютерного моделирования: эти три планеты были выброшены на свои далекие орбиты Юпитером. Оказывается, и планеты мигрируют.

 

В ушедшем 1999-м летали не только птицы или самолеты. Летали, например, "Mars Climate Orbiter", "Deep Space 2" и "Mars Polar Lander", но NASA угораздило потерять эти три космических зонда именно в 30-ю годовщину первого человеческого шага на другой планете (20 июля 1969 года, помните?). Не верьте, это не происки марсиан. Не было бы проблем, если бы NASA тестировало хард и софт всех своих зондов так же тщательно, как здоровье Джона Гленна перед его прошлогодним возвращением в космос в возрасте 77 лет. Ведь "Mars Global Surveyor" и "Galileo" поработали в 1999-м на славу. Первый завершил картографирование Марса и передал на Землю экзотические виды ударного кратера глубиной в 10 км и шириной в пол-США, потухшего вулкана высотой 28 км и гигантских пылевых торнадо. Второй пролетел на высоте 650 км над Ио, луной Юпитера, самой вулканической планетой Солнечной системы, и показал землянам очаровательные пейзажи с колоссальными потоками лавы, широкими лавовыми озерами, вздымающимися и опадающими горами и более чем сотней действующих вулканов. Приятно вспомнить прошлогодний пробный беспилотный полет китайского космического корабля - замечательный старт новой космической державы. А еще - Бертран Пикар и Брайан Джонс облетели Землю на высоте 11 км со скоростью 220 км/ч на воздушном шаре. Да, эксперты утверждают, что скоро к нам могут вернуться цеппелины - не как музейные экспонаты, а как транспортное средство. Новые цеппелины, для которых с помощью компьютеров разработаны новые формы и материалы. (Не удивлюсь, если вместе с дирижаблями вернутся и радиолампы: в 1999-м оксфордские ученые совершенно неожиданно анонсировали "нанотриод" - ламповый триод субмикронных размеров.) Много чего летало в прошлом году. Майкл Дикинсон из Беркли заставил маленького крылатого робота "летать" в ванне минерального масла - и таким образом раскрыл тайну виртуозного полета некоторых насекомых. Японские физики доказали массивность нейтрино, заставив пучок этих неуловимых частиц пролететь сквозь два подземных детектора, удаленных друг от друга на сотни километров. А их коллеги из Европейского центра ядерных исследований (CERN), сталкивающие элементарные частицы, летящие навстречу друг другу почти со скоростью света, за год записали и обработали 1 петабайт (1000 терабайт) экспериментальных данных...

Увы, в "КВ" пока не публикуют статей петабайтного объема. Потому заканчиваю, оставляя этот обзорчик как есть - довольно-таки дырявым. Хорошо, что еще не время обозревать век или тысячелетие, иначе получилась бы не статья, а одна сплошная дыра.

Иван ЖИЛИН,
sci@au.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2000 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!