Sound true/Sound false...

На самом деле, когда заходит речь о правде, то границы этого понятия довольно-таки размыты. Для звукотворчества в том числе. Например, мы слышим скрипку в записи (на компьютере или CD). Она обработана компрессором, ревербератором, "пропущена" через АЦП/ЦАП и сглаживающие фильтры, к тому же и частотные характеристики микрофона - не маловажный фактор. И, в итоге, мы не слышим именно тот инструмент, который звучал в помещении при записи, а получаем другой, который можно назвать "записанная скрипка". И слушатель назовет это скрипкой, так как в варианте, воспроизводимом с аудионосителя, ЭТО СКРИПКА! Правда, мы знаем, что она подредактирована, "исправлена" в сторону улучшения восприятия (читай "преувеличена") и создана в технологических условиях современной индустрии звукозаписи. Поставь их рядом: натуральную и "записанную" (уже со всеми обработками) - неизвестно, что больше понравится нашему современнику.

Люди любят и преувеличения, и искажения, и спецэффекты...


Аналоговая запись на ленту

Как известно, есть цифровые и аналоговые магнитофоны. Цифровые магнитофоны практического интереса для данного повествования не представляют, так как они объективно имеют свое повторение в компьютерных технологиях, и главным параметром для компьютерщиков является синхронизация - способ общения с этим классом устройств. Цифровые магнитофоны интересны еще и тем, что некоторое время они шли впереди планеты всей по технологиям: реализации АЦП/ЦАП, частот дискретизации и разрядности. Сейчас, с появлением мощных интерфейсов и таких систем, как Steinberg Nuendo и программных продуктов уровня Sonic Foundry Vegas (практически полностью реализован интерфейс цифрового магнитофона на базе компьютера), можно сказать, что цифровые магнитофоны отходят, а значит для нас - компьютерщиков - не представляют существенного интереса.

Аналоговые магнитофоны - это устройства, которые могут являться частью и современного технологического процесса звукозаписи, и экспериментов, так как обладают своим характерным звучанием и аналоговым представлением хранения аудиоинформации.

 

Если мы говорим о записи на магнитную ленту, прежде всего следует отметить, что речь идет об искажениях и об аналоговой записи - тандеме, который дает в ряде случаев положительный эффект. То есть - суммарное сочетание недостатков и достоинств, которое, как оказалось, нравится слушателю. Говоря о магнитофонах, мы рассматриваем понятия гармонических и интермодуляционных искажений.

Гармонические искажения отвечают за генерацию частот, отсутствующих в исходном сигнале. Причем генерация происходит на кратных частотах. Запись на ленту сопровождается гармоническими искажениями по четным гармоникам, что может напомнить действие ламповых устройств.

Интермодуляционные искажения приводят к возникновению суммарных и разностных частот, кои не связаны напрямую с исходным сигналом.

Многие часто говорят о "мягком" аналоговом звуке ленты. Это очень интересный момент, который имеет свою природу не только в аналоговой записи, но и в механическом "несовершенстве" данного класса устройств.

Когда вы включаете файл для воспроизведения в звуковом редакторе, то программа просто посылает данные на ЦАП звукового устройства. Нет ни прижимных валиков, ни двигателя, ни механизмов прижима головки и т.п. А в магнитофоне все это есть! Причем в схемотехнике его не предусмотрен блок, который бы "следил" за неизменностью параметра скорости воспроизведения, и воздействий на этот параметр много (как мы говорили, механической природы). Изменения скорости кратковременны и практически незаметны для человеческого уха.

Попробуйте прослушать ленту с разными скоростями - и услышите, как изменится тональность. Если изменение скорости незначительное и очень кратковременное, то вокруг определенной частоты возникнет всплеск других близких частот. Если постоянно кратковременно менять скорость, то звук на определенной доминирующей частоте начнет "смазываться" - эдакий набор из незаметных для уха эффектов Доплера. Вот почему мы говорим о "мягкости" воспроизведения с ленты - "участвующих" в сигнале частот становится больше.

Как видно из наших рассуждений, аналоговые магнитофоны не имеют "аналогов" среди других воспроизводящих устройств.


Программное обеспечение

Практически любой специалист, который основательно познал технологический процесс современного звукотворчества, понимает, что "украшения" для элемента произведения и для самого произведения должны быть различными. Причем существуют отлаженные схемы для различных уровней обработки и установки взаимоотношений между ними. И в ряде случаев звучание трека отличается по "яркости" от конечного варианта на CD.

Но пользователь очень часто выбирает музыкальную программу "на слух". И получается, что современные разработчики софта сейчас, не долго думая, просто идут иму навстречу. Вокруг продукта возникает эйфория, так как выходной звук нравится, но для профессионального использования программа зачастую не пригодна - настройки обработок произведены для окончательной стадии работы с материалом.

Сейчас очень часто наблюдается присутствие выходных эффектов типа surround, ambience ("расширение" акустики), dynamic boost, fidelity (регенерация высокочастотных гармоник). С таким арсеналом средств можно достичь великолепных характеристик воспроизведения аудио. Но, вместе с тем, после таких обработок, экспортированные из программы файлы часто не подходят для работы в мультитрековых системах, где используются треки другого происхождения, хотя бы из-за соображений пространственной картины и "яркости" звуков.

Таким образом, очевидно разделение, и пользователю, использующему дешевые "железо" и ПО, не доступны профессиональные возможности работы со звуком, так как он не имеет правдивого представления о существующей картине ни на программном, ни на аппаратном уровнях. Хотя в рамках своей системы чувствует себя комфортно.

(Окончание в следующем номере)

Кристофер М. ИХИХО,
impedance@europe.com,
music-hall.com.ua

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!