Чипсет VIA Apollo PM133

Продолжая затронутую в прошлом номере тему чипсетов с интегрированным графическим ядром, рассмотрим Apollo PM133. Это чипсет для процессоров Intel семейства P6 (Celeron и Pentium-III), а также для процессоров Cyrix-III собственной разработки. Фактически он является комбинацией удачного и хорошо зарекомендовавшего себя VIA Apollo Pro 133A (VT82C694X) и графического контроллера ProSavage (86С370). Последний представляет собой модернизированное ядро хорошо известного чипа S3 Savage4, причем его часть, отвечающая за 2D-графику, аналогична 2D-ядру чипа Savage2000.

Характеристики чипсета PM133 (см. блок-схему):

  • поддержка процессорной шины AGTL+ 66/100/133 МГц для процессоров Intel Pentium-III, Celeron и VIA Cyrix-III;
  • 64-битная шина памяти, поддержка PC66, PC100 и PC133, а также памяти VCM DRAM; работа в синхронном и псевдоасинхронном режиме, максимальный объем - 1.5 Гб в шести банках;
  • внешний AGP-порт для подключения видеокарты, поддержка режимов AGP 4x и SBA;
  • 32-битная шина PCI, поддержка спецификации 2.2, до пяти busmaster-устройств.

Чипсет состоит из двух чипов. Первый - системный контроллер ("северный мост") VT8605. Он включает в себя контроллеры процессорной шины, памяти, AGP и графическое ядро ProSavage, выпускается по техпроцессу 0.18 мкм в корпусе BGA (ball grid array, матрица с шариковыми контактами), имеет 552 контакта, размер - 35х35 мм, встроена металлическая пластина для лучшего охлаждения.

 

Второй чип - "южный мост", подключенный к шине PCI. Может быть использован один из целого семейства "мостов" VIA: от старого VT82C596B до последней разработки - VT8231.

Встроенное графическое ядро имеет следующие характеристики:

  • архитектура Shared Memory Architecture (SMA);
  • выделенный из общей памяти фрейм-буфер от 2 до 32 Мб;
  • 128-битное 3D-ядро;
  • однопроходное мультитекстурирование (две текстуры за один цикл);
  • поддержка анизотропной фильтрации;
  • 8-битный стенсил-буфер;
  • возможность 3D-рендеринга в 32-битном цвете;
  • 16- или 24-битный Z-буфер;
  • поддержка сжатия текстур (S3TC или DX7TC);
  • 128-битное 2D-ядро;
  • RAMDAC с частотой 300 МГц;
  • поддержка разрешений вплоть до 1920х1440;
  • аппаратная поддержка motion compensation и преобразования формата пикселов для ускорения воспроизведения MPEG-видео;
  • поддержка интерфейса DVI для цифровых ЖКД.

На фоне своих конкурентов, i752 (в составе интегрированных чипсетов Intel) и SIS300 (в составе семейства SIS630x), графическое ядро ProSavage выглядит вполне достойно. Мультитекстурирование, 32-битный цвет, поддержка сжатых текстур - все это должно обеспечить несомненное лидерство чипсета PM133 в игровых приложениях. Да и в обычных офисных программах он ни в чем не должен уступать. Однако недостаточная пропускная способность шины памяти и низкая частота работы приводят к тому, что производительность в 3D-играх сильно снижается. Нужно еще учесть и тот факт, что драйверы всегда были слабым местом видеокарт S3. Цель моего тестирования - проверить, может ли встроенное графическое ядро заменить отдельный 3D-ускоритель. Хотя бы на первое время.


Материнская плата FIC FR31

Первой материнской платой на чипсете VIA Apollo PM133, с которой мне посчастливилось познакомиться, стала FIC FR31. Это компактная плата форм-фактора microATX, ориентированная на установку в недорогие компьютеры. Число слотов и разъемов невелико: 1 AGP + 3 DIMM + 2 PCI + 1 AMR, еще один AMR-слот опционален. Обращает на себя внимание то, что предпочтение отдано именно AMR. Как известно, этот райзер позволяет обзавестись софт-модемом, затратив при этом минимальную сумму, так как вся цифровая часть эмулируется программно, а в качестве хост-устройства выступает интегрированный чип VT82C686B. Он совмещает в себе функции "южного моста", чипа ввода-вывода, чипа мониторинга. В отличие от предшественника - VT82C686A, новый чип поддерживает протокол UltraDMA/100, который в скором времени будет просто необходим жестким дискам.

Поскольку чип системного контроллера имеет в своем составе графическое ядро, для его охлаждения применен нестандартный радиатор, с более высокими, чем обычно, ребрами. При работе, и особенно во время игры чип ощутимо нагревается, однако каких-либо проблем, связанных с этим, я не заметил.

Дизайн FR31 в целом не слишком удачен. Разъем питания расположен между портами ввода-вывода и процессорным гнездом, а это значит, что провода от блока питания будут, скорее всего, проходить недалеко от процессора и мешать охлаждению. Далее, защелки DIMM-слотов находятся в непосредственной близости от AGP-слота, поэтому открыть их при установленной видеокарте будет затруднительно. Гнездо процессора расположено слишком близко к слотам памяти, поэтому некоторые кулеры могут не давать возможности установить модуль памяти в ближайший к процессору слот. Также процессор окружен конденсаторами (8 по 1500 мкФ), один из которых расположен слишком близко, однако кулер Orb на процессор становится. Из положительных сторон "раскладки" платы можно отметить тот факт, что все слоты располагаются на достаточном расстоянии и физически не совмещены. В частности, установленный в AMR-слот райзер не будет мешать ни видеокарте, ни устройству в соседнем PCI-слоте.

Плата также обладает встроенным звуком. Для этих целей используется аудиокодек ALC200 производства небезызвестной фирмы Realtek (точнее, ее подразделения Avance Logic). Этот кодек обладает базовыми возможностями, т.е. имеет 18-битные ЦАП и АЦП, 6 линейных входов (два из них - моно), один стереовыход, систему расширения стереобазы (3D Stereo Enhancement). Это - аналоговая часть, а цифровая часть эмулируется программно с помощью драйверов. Конечно, при желании пользователь может установить звуковую карту, но для дешевого компьютера такого встроенного звука вполне достаточно.

Теперь немного о разгоне. Тут FR31 не может похвастаться особыми "наворотами". Кроме возможности изменять частоту процессора, других необходимых вещей она не предоставляет. С помощью перемычек можно выбрать тип процессора (Intel Celeron, Cyrix-III Samuel или Cyrix-III Joshua) и необходимый диапазон частот (для того, чтобы множители частоты PCI/AGP имели правильное значение). Саму частоту можно установить с помощью BIOS Setup. Набор предлагаемых значений невелик - 66/75/79/83/90/100/110/115/120/128/133/138/147, так что рекомендовать эту плату оверклокерам я не решусь. Я, конечно, провел эксперимент по разгону процессора Celeron-600 (66x9). Попытка поставить шину 100 МГц полным успехом не увенчалась: процессор "завелся" на 900 МГц, но работать стабильно отказался. На частоте 711 МГц (79х9) никаких проблем не наблюдалось, а поднимать частоту выше я не решился, так как это чревато потерей данных на жестком диске из-за высокой частоты шины PCI.

BIOS - стандартный AwardBIOS Modular 6.00PG, дополненный фирменными "фичами" FIC, названными NOVUS. Это значит: графическая заставка при загрузке (с возможностью замены на свою), "горячие клавиши" для входа в определенные пункты меню, BIOS Guardian (защита от перезаписи Flash-микросхемы с BIOS), Overclocker's Partner (сброс настроек при нажатии клавиши INS, хорошо помогает при экспериментах по разгону). Также в Setup есть все необходимые настройки чипсета, включая установку асинхронной частоты памяти, Bank Interleaving, тайминги памяти (вручную или с помощью SPD), выделение определенного объема системной памяти под нужды графического ядра (от 2 до 32 Мб).


Тестирование

Для проведения сравнительного тестирования я использовал:

  • w материнскую плату FIC FR31 (чипсет VIA Apollo PM133);
  • материнскую плату Gigabyte GA-6WMMC7-1 (чипсет Intel i810);
  • процессор Intel Celeron-600 (66x9);
  • память 128 Мб PC133 CAS3 (работала на частоте 100 МГц с задержками CAS Latency=2T);
  • жесткий диск Quantum Fireball Plus AS 30 Гб;
  • видеокарту InnoVISION Savage4 16 Мб (предоставлена фирмой "Ронгбук");
  • операционную систему Windows 98 SE;
  • бенчмарки Ziff-Davis WinBench'99 v.1.1, SiSoft Sandra'2001 v.7.10, MadOnion 3DMark'2000 v.1.1, MadOnion Video'2000, Quake3 Arena 1.17, Expendable;
  • драйверы: ProSavage - 10.01.22 (также пробовались 10.01.20, 10.01.18, 10.01.16), Savage4 - 8.20.33, Intel i752 - 5.12.01.2656.
Встроенное ядро против отдельной видеокарты Celeron-600 + ProSavage Celeron-600 + Savage4 Разница
WinBench99
CPUMark99 33.7 39.2 16%
FPUMark 3156 3160 0%
Sandra 2001
Memory Bandwidth ALU, Мб/с 130 148 14%
Memory Bandwidth FPU, Мб/с 145 160 10%
Quake3 Arena (OpenGL)
640x480x16bit 35.5 48.8 37%
800x600x16bit 24.7 31.7 28%
800x600x32bit 21.7 23.9 10%
1024x768x16bit 13.9 19.6 41%
Expendable
640x480x16bit 25.3 38.3 51%
1024x768x16bit 14.6 30.4 108%

Тестирование показало следующее. Работающее графическое ядро в обычном 2D-режиме (или, правильнее будет сказать, в режиме Windows GUI) "съедает" около 15% пропускной способности шины памяти, что немедленно отражается на общей производительности системы. Если же запустить трехмерную игру, то производительность отдельной видеокарты на базе того же чипа оказывается, в среднем, на 30-50% выше, чем производительность встроенного ядра. Для игр использовать такую материнскую плату невыгодно - проще уже купить дешевую "левокитайскую" карту на базе Savage4, благо, стоит она до неприличия дешево, и поставить ее на плату с чипсетом VIA Apollo Pro133A.

VIA PM133 против Intel i810 Celeron-600 + PM133 Celeron-600 + i810 Разница
WinBench99
CPUMark99 33.7 40.5 20%
FPUMark 3156 3030 -4%
Sandra 2001
Memory Bandwidth ALU, Мб/с 130 217 67%
Memory Bandwidth FPU, Мб/с 145 252 74%
Quake3 Arena (OpenGL)
640x480x16bit 35.5 30.3 -15%
800x600x16bit 24.7 21.3 -14%
800x600x32bit 21.7    
1024x768x16bit 13.9 13.1 -6%
Expendable
640x480x16bit 25.3 28.5 13%
1024x768x16bit 14.6 16.1 10%
3DMark2000
Overall 640x480x16bit 1499 1780 19%
Overall 1024x768x16bit 769 868 13%
CPU Speed 103 137 33%
Fillrate 107.6 99.5 -8%
Texturing 8 Mb 103 85 -17%
Video2000
производительность 49 205 318%
качество 472 524 11%
возможности 430 369 -14%

Если сравнивать чипсеты, то хорошо заметно, что встроенное в PM133 графическое ядро имеет больший потенциал, нежели ядро i810, но из-за непонятных проблем с драйверами и BIOS (например, очень низка производительность подсистемы памяти) чипсет VIA серьезно уступает в играх под DirectX, хотя под OpenGL работает неплохо. Аппаратные возможности по ускорению воспроизведения MPEG2, которые проверяет тест Video'2000, либо отключены, либо не поддерживаются программным обеспечением (я специально проверил, возможен ли комфортный просмотр полноэкранного DVD-видео на машине, оснащенной процессором Celeron-600; оказалось - нет).


Итоги

Очевидно, что и материнская плата, и чипсет Apollo PM133 до сих пор не доведены до нужной кондиции. Наблюдается низкое качество изображения в разрешениях выше 800х600, визуальные "глюки" в некоторых прикладных программах и играх. Я почти уверен, что новые BIOS и драйверы способны полностью решить подобные проблемы. Но когда это будет - сказать сложно.

Способен ли новый чипсет составить конкуренцию i815? Вряд ли. Кроме лучшей производительности в некоторых 3D-играх и поддержки 32-битного рендеринга, графическое ядро ProSavage не имеет особенных преимуществ перед i752. Зато конкуренцию i810E он составит без труда, так как возможность в будущем установить видеокарту для многих пользователей покажется более чем заманчивой. Как-никак, встроенная графика вполне работоспособна и на первое время сойдет, а проблем с ней, конечно, меньше, чем с AGP-видеокартой на базе Savage4.

В будущем VIA, а точнее, ее подразделение S3 Graphics, обещает оснащать интегрированные чипсеты другими, более совершенными графическими ядрами. Но смогут ли они составить конкуренцию аналогичным решениям от новичков на рынке чипсетов - nVidia и ATI? Время покажет…

Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
www.kv.by/hardware

Материнская плата FIC FR31 и процессор Celeron-600 предоставлена фирмой "Белсофт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2001 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!