Байнет: есть повод для оптимизма

С каждым годом интернет всё глубже проникает в нашу жизнь. За развитием, в частности, белорусского интернета стоят конкретные люди. Один из первых в этом списке - Иван Станиславович Петрович, директор Белорусского Интернет-форума, руководитель агентства интернет-маркетинга E-Service (www.e-service.by), настоящий профессионал и обаятельный человек. В этом интервью Иван Станиславович делится с читателям своим мнением о положении дел на рынке интернет-рекламы Беларуси, подводит итоги Интернет-форумов`1999-2000.

И. Петрович: "Работая начальником отдела маркетинга и развития, я начал использовать интернет для разносторонней деятельности консорциума. Отсюда не совсем стандартное восприятие Сети, скорее, с точки зрения маркетинга".

- В середине декабря прошёл Интернет-форум by'2000, ему предшествовал форум 1999 года. Какие были предпосылки и цели проведения первого Интернет-форума?

- Интернет-форум by'99 был, скорее, призывом к рынку, чем его велением. Изучая интернет с точки зрения маркетолога, я столкнулся с тем, что и на Западе, и в России проходят различные мероприятия в сфере интернета, призванные развивать его, изучать и т.п. У нас в белорусском интернете на момент середины лета 1999 года была тишь да гладь... Провайдеры думали не о том, как бы объединиться в ассоциацию, а, скорее, о том, как бы не поругаться с РО "Белтелеком" да не попасть в опалу. Республика небольшая, и в сфере ISP слишком узкий круг людей, которые, как мне было однажды сказано, "регулярно общаются в коридорах и кабинетах "Белтелекома", - зачем нам еще какой-то форум?".

Для рядового пользователя Байнета открытых вопросов было очень много. Еще проблематичнее выглядела ситуация с развитием и популяризацией интернета. В 1999 году Байнет был еще корпоративной и закрытой средой. Поэтому мое знакомство с директором ISP "Solo" Натальей Вячеславовной Соколовой послужило поводом для обсуждения состояния Байнета и предложения провести мероприятие на нашем рынке, аналогичное Российскому Интернет-форуму (www.rif.ru). А уже в августе, вместе с Лашковым Г.Н., мы придали этому предложению реальную форму - в виде мероприятия Интернет-форум by'99, прошедшего в рамках выставки "Инфобел". Цель форума - рассмотреть состояние интернета в Беларуси и определить тенденции его развития, подвести итоги года в белорусском интернете, на основе реального опыта ведущих специалистов провести его мониторинг, познакомиться с участниками рынка, и, конечно, популяризация белорусского интернета.

 

- А by'2000?

- Проводить подобное мероприятие необходимо регулярно, поэтому важно было не пропустить год. Так сложилось, что by'2000 состоялся уже с новыми партнерами. Ими стали "Институт приватизации и менеджмента" и НВЦ "Белэкспо". Даже в условиях ограниченного времени на подготовку мероприятие прошло на хорошем уровне. Получены позитивные отклики и сделан определенный задел на 2001 год. Цель у форума не меняется - мониторинг белорусского интернета, развитие и популяризация Байнета.

- Будут ли проведены какие-либо мероприятия в рамках подготовки третьего Интернет-форума?

- Процесс подготовки к третьему Интернет-форуму уже начался, идет планирование конференции по интернет-маркетингу, согласуется позиция соорганизаторов по рекламе и по продвижению форума, обсуждаются мероприятия по празднованию десятилетия Байнета. Наш интернет-десант побывал на 5-ом Российском Интернет-форуме. В ближайшее время эти подходы найдут отражение на сайте форума (www.by2000.tut.by)

- Опираясь на опыт проведения форумов`1999-2000, планируете ли Вы изменения или нововведения в следующем Интернет-форуме?

- Основное изменение - привлечение более широкой аудитории. Прежде всего это касается слушателей: будет найдена большая площадка и снижены цены на участие, а также рассматривается возможность оплаты за один день. Второе изменение - докладчики будут платить за выступления. Это следовало принять по двум причинам, во-первых, это международный опыт, во-вторых, большая часть докладов носит презентативный характер (есть и откровенно рекламные). Еще одним нововведением станет конкурс бизнес-планов на интернет-проекты, условия которого будут озвучены в ближайшее время. Ожидается и более строгий отбор докладов на форум, т.к. некоторые нарекания от слушателей были совершенно справедливы. На сайте форума есть раздел www.is.minsk.by/by2000/index.html?menuid=6, мы заинтересованы во мнениях наших участников и с удовольствием их рассмотрим.

- Какие наиболее яркие события, повлиявшие на развитие Байнета, Вы можете отметить?

- Есть яркие, а есть значимые и не очень заметные, но определяющие. Такими определяющими событиями были: спонсирование становления интернета Фондом Сороса, открытие беспарольного доступа в интернет, работа газеты "Открытого контакта", Интернет-форум и некоторые другие.

- В беседах наших web-разработчиков часто упоминается интернет-клуб "У Петровича". Расскажите о нём.

- Когда мы неделями сидим у компьютера и пропадаем в интернете, мы теряем преимущества общения воочию, лицом к лицу, а не по почте или "Аське". Для общения интернетчиков, единомышленников в реальном мире и был создан такой клуб. Ведь все мы заинтересованы в развитии Байнета, связываем с ним свои проекты. Возможность неформального обсуждения любой темы Байнета - это ли не главное достижение клуба? А то, что он именуется "У Петровича", я думаю, дело десятое - ребята предложили, я согласился, как-то ведь надо клубу называться, а я - всего лишь избранный президент клуба.

- Стоит ли ожидать в ближайшее время появления национальной системы электронных платежей?

- На самом деле это одна из самых насущных проблем в Байнете, но вопрос нужно ставить гораздо шире: а готов ли Байнет к появлению национальной системы электронных платежей? И, во-вторых, что мы понимаем под такой системой? Если отвечать подробно, то это тема для отдельного исследования, и предметом владеют только те, кто работает в Нацбанке и в БМРЦ. А они популярно ответят, как и отвечали неоднократно: "Такая национальная система электронных платежей есть, и она одна из самых лучших в СНГ", подразумевая банковскую платежную систему, а не оплату через интернет. Если касаться первой части вопроса, то можно отметить: работы, которые ведутся в этом направлении "Приорбанком", но они пока не объявлены на сайте, значит, еще в работе. И, конечно, выход на наш рынок международной системы Paycash, генеральный директор которой выступал на Интернет-форуме by'2000. Так, уже с середины прошлого года ведутся переговоры и поиск партнера в Беларуси. По некоторым данным, этот процесс близится к завершению. Если говорить, насколько мы готовы воспользоваться плодами внедрения этой системы, то, мне думается, большинство пользователей еще далеки от этого.

Можно отметить и выход на наш рынок системы WebMoney (www.webmoney.by). Официальное открытие сайта представительства WebMoney в Республике Беларусь состоялось 17.02.2001.

- Сегодня многие рекламисты сетуют на нехватку площадок для рекламы в Байнете. Неужели дело обстоит так плохо?

- Катастрофически не хватает не только рекламных площадок, но и многого другого. Самое главное - мало посетителей, т.е. пользователей Байнета. Отсюда мало площадок, интересных для рекламистов. Если же рассматривать площадки под рекламу не на массовую аудиторию, а на специализированную, то их количество просто устремляется к нулю.

Нет, на самом деле они есть, но когда на них ходят от одного до десяти человек, рекламными они не являются. Любой посетитель может судить о том, насколько все плохо - достаточно зайти на первый попавшийся белорусский рейтинг и посмотреть первые 20-30 ресурсов, если чуть ниже по списку, то количество посетителей менее 100 в день, соответственно, пользы от такого ресурса - всего ничего.

- Западные аналитики прогнозируют существенное сокращение роста поступлений от рекламы в европейском секторе интернета в 2001 году. Следует ли ожидать снижения темпов роста интернет-рекламы в Байнете?

- Уже первый месяц показал, что даже эти прогнозы западных аналитиков оказались опровергнутыми - есть прирост. А для белорусского рынка интернет-рекламы, который находится на стадии становления, это просто неверно. Он будет расти и опровергнет все наши прогнозы.

- Каким Вы видите объём белорусского рынка интернет-рекламы в 2001 году?

- Я уже как-то называл эту цифру, не хочу быть голословным. Рынок интенсивно развивается, и есть поводы для оптимизма. Даже появление новой баннерной сети www.red.by - уже симптоматично.

- Есть ли какие-нибудь преимущества у интернет-рекламы в отношении к традиционной рекламной деятельности?

- Интернет-реклама не является чем-то из ряда вон выходящим, она - лишь одно из проявлений маркетинговых коммуникаций. Но поскольку используется новый канал коммуникации: технологичный, прогрессивный, современный, то и преимущества у этого вида рекламы есть. Они базируются на интерактивности и возможности точного подсчета результативности любых рекламных акций. Интернет-реклама хорошо работает на развитие брэнда, т.е. на раскрутку торговой марки.

- Иван Станиславович, что Вы могли бы посоветовать тем, кто только собирается открывать собственный интернет-бизнес?

- Свой бизнес мы сделали как раз для того, чтобы отвечать на этот вопрос. С начала года функционирует агентство интернет-маркетинга AdvertsBY, которое не только советует, как лучше и с наименьшими затратами организовать свой бизнес в интернете. Мы сами или с нашими партнерами выполняем весь комплекс работ. А для открытия своего бизнеса в интернете можно порекомендовать, во-первых, хорошо просчитанный бизнес-план, во-вторых, надежную и высокопрофессиональную команду. При всей своей виртуальности интернет-бизнес - прежде всего просто бизнес.

Беседовал Артур ПЕНЬКЕВИЧ,
romeo@tut.by,
www.webmaste.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

16 за 2001 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!