Тяжелые времена Motorola

Американская корпорация Motorola оказалась одной из самых известных жертв нынешнего кризиса hi-tech индустрии. Впервые за все время своего существования Motorola заканчивает год с убытками, причем убыточными оказались все четыре квартала.

На минувшей неделе компания была вынуждена объявить об очередных убытках - на этот раз в размере 153 млн. долларов (0,07 USD на акцию) и о сокращении еще 7 тысяч рабочих мест. Таким образом, на протяжении года "Моторолу" были вынуждены покинуть 39 тысяч человек - более четверти всех сотрудников. Не исключены также новые увольнения - к концу текущего года руководство компании предполагает оставить в штате менее 108 тысяч сотрудников.

Сокращения персонала и финансовые потери корпорации связаны с резким падением объема продаж - в третьем квартале он уменьшился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 22% и составил 7,4 млрд. долларов против прошлогодних 9,5 млрд. USD. Наибольшие убытки - 355 млн. долларов - принесло полупроводниковое подразделение. Его объем продаж упал на 49% - до показателя в 1,1 млрд. USD. Прибыль сектора глобальных телекоммуникационных решений составила всего лишь 33 млн. долларов - сравните с прошлогодним показателем в 247 млн. USD. Подразделение широкополосных систем сократило текущую прибыль со 160 млн. USD в прошлом году до 120 млн. в нынешнем. Десятипроцентное падение продаж в подразделении коммерческих, промышленных и правительственных систем снизило прибыль этого подразделения с прошлогодних 120 млн. долларов до нынешних 87 миллионов. Более-менее успешно сопротивляется кризису подразделение персональных средств коммуникации - оно вернулось к прибыльности и принесло в третьем квартале 19 млн. долларов дохода. Тем не менее, и здесь объем продаж уменьшился на 16%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 2,7 млрд. USD. Объем предварительных заказов на сотовые телефоны и прочую "мобильную" продукцию со стороны дилеров сократился на 12%.

Ожидать кардинального изменения ситуации в лучшую сторону пока, к сожалению, не приходится. Опрошенные консалтинговой группой Thomson Financial/First Call аналитики прогнозируют, что и в четвертом квартале при всем желании Motorola не сможет вернуться к прибыльности. Вместо ранее ожидаемой прибыли биржевые эксперты ожидают убытки в размере 4-5 центов на акцию. Доход должен немного вырасти - с отметки в 7,4 млрд. USD в третьем квартале до 8,4 млрд. USD в четвертом, но принципиальных изменений это не принесет.

Перспективы компании на 2002 год еще более туманны и не вызывают у специалистов большого оптимизма. Связано это, в первую очередь, с тяжелым состоянием полупроводникового бизнеса во всем мире. Если верить прогнозам, то, по итогам 2001 года, общемировые продажи полупроводников и изделий на их основе, по сравнению с 2000 годом, сократятся не на 15-20%, как ожидалось ранее, а на все 25-30%. Правда, в 2002 году объем продаж полупроводников, как ожидается, подрастет процентов на 5-10%, но это мизер, по сравнению с прогнозировавшимися ранее пятнадцатью-двадцатью процентами. Понятно, что полностью "завязанная на полупроводники" Motorola в такой ситуации будет чувствовать себя крайне неуверенно.

 

Тем не менее, руководство корпорации, по крайней мере, на людях, не теряет оптимизма. Исполнительный директор и председатель совета директоров Кристофер Гэлвин даже заявил недавно: "В долгосрочной перспективе наше будущее представляется мне блестящим. Мы верим в то, что когда экономическая ситуация в целом изменится к лучшему, мы преуспеем". Президент компании Роберт Гроуни был более конкретен и поведал журналистам, что "Мотороле" предстоит реструктуризация бизнеса - будут закрыты многие второстепенные проекты и сокращены текущие расходы. То есть речь идет о самой настоящей борьбе за выживание. Но, как сообщает CNews, по мнению аналитика Deutsche Banc Алекса Брауна, Motorola прежде всего должна добиться синхронизации работы своих подразделений и избавиться от проблемного, с финансовой точки зрения, подразделения по производству полупроводников.

Тем временем Motorola предполагает поправить свое положение за счет все растущего рынка сотовых телефонов, на котором она стабильно занимает второе место в мире (после финской Nokia). Motorola сейчас метит на 17-процентную долю мирового рынка и всерьез рассчитывает добиться своего. Однако и на этом рынке прогнозы все чаще приходится пересматривать в сторону уменьшения. Прогноз по итогам продаж за 2001 год значительно понижен - с 600 млн. мобильных телефонов до 380-400 млн., а на 2002 год - до 420-450 млн. штук, так что конкуренция в этом секторе обещает серьезно обостриться.

Что ж, будем надеяться, что легендарная Motorola, ставшая одним из родоначальников "электронной эры", не канет в небытие.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2001 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!