"Умные" системы от IBM

Энтузиазм 70-х, связанный с многообещающими проектами создания систем искусственного интеллекта (ИИ), а то и просто "искусственного разума", на рубеже столетий заметно поубавился, хотя и теперь сакраментальная формула - "искусственный интеллект" (Artificial Intelligence, AI) - эксплуатируется не только для того, чтобы побудоражить воображение любителей фэнтэзи, но и как проверенный маркетинговый и рекламный ход, а также как надежный способ выбивания грантов (Р. Пенроуз). Это прямо признает, например, и вице-президент независимого подразделения IBM Tivoli Software Дэвид Уильямс (David Williams), когда заявляет, что "ИИ - больше надувательство, нежели реальность", а "системы ИИ всегда были намеренно разогретым товаром". Тем не менее, несколько десятилетий интенсивных исследований и экспериментов были не напрасными, так как уже привели к появлению множества разработок, которые вполне можно было бы подводить под рубрику "интеллектуальные". Об "искусственном разуме" речь тут, конечно же, не идет. А чтобы не плодить вредных иллюзий, их лучше было бы называть как-то вроде "smart systems" (SS) или "smart devices" (SD). Их, пожалуй, главное предназначение - гибкое реагирование на изменение "нормальных" условий (принятие/нахождение решений) без участия человека.

В разработке таких систем сама IBM, несмотря на выказываемый скепсис, вовсе не аутсайдер. Так, 1997 год вошел в историю, кроме всего прочего, и как год, когда суперкомпьютер Deep Blue этой компании обыграл в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова. В настоящее время реванш в состязании с шахматным суперкомпьютером Deep Fritz пытается взять другой чемпион мира Владимир Крамник (www.brainsinbahrain.com).

Опыт, накопленный IBM при разработке этих систем, используется компанией для создания различных "интеллектуальных" бизнес-приложений. Летом этого года IBM анонсировала программу Virtual Help Desk - своего рода "интеллектуального" помощника системного администратора. Программа принимает запросы по возникшим проблемам на естественном языке через веб-браузер, а потому не предполагает специального обучения персонала. В сложных случаях программа загрузит на компьютер специальный апплет, который попытается самостоятельно установить и, по возможности, устранить причины возникших неполадок.

На этой неделе IBM представит еще одну систему такого же типа - e-business Management Services. Эта "умная" система также предназначена для восстановления работоспособности компьютера при разных непредвиденных обстоятельствах или оптимального перераспределения нагрузки без дополнительного контроля со стороны человека. Так, система автоматически переключит компьютер на запасной процессор, если засбоит главный, или освободит вычислительные мощности для решения приоритетных задач, перенаправив менее важные на свободный компьютер локальной сети.

Системы подобного рода разрабатываются IBM в рамках проекта eLiza (www-1.ibm.com/servers/eserver/introducing/eliza). Они рассчитаны на крупные корпоративные сети с числом пользователей более 10000 и большие загрузки, поскольку позволяют обрабатывать десятки тысяч запросов одновременно. Соответственно, и цена их составит несколько сот тысяч долларов.

 

Развертывая в этом году проект eLiza, IBM как бы предлагает вернуться к исходному пункту разработки интеллектуальных компьютерных систем, ведь исходно eLiza - это первая успешная реализация в середине 60-х годов системы непосредственного общения человека и машины с использованием естественного языка. Этот же давний проект вдохновлял и разработчиков знаменитого Deep Blue, которые установили, что его операбельность (способность производить транзакции) примерно соответствует операбельности мозга ящерицы (по-английски lizard). С тем, однако, принципиальным отличием, что Deep Blue был специализирован на решение одного очень узкого круга задач, тогда как ящерица гибко реагирует на непрестанно меняющиеся условия своего существования. Системы, с которыми приходится теперь иметь дело в области информационных технологий, усложняются, по оценке специалистов из IBM, более чем экспоненциально. Уже учитывая только то, что скорость подготовки и переподготовки администраторов таких систем значительно отстает от скорости их обновления и усложнения, вывод оказывается не в пользу человека-администратора.

Главная цель проекта eLiza - создание "интеллектуальных" самоуправляемых серверных систем, которые регулировали бы работу, например, корпоративной сети подобно тому, как регулируются физиологические процессы в живом организме, т.е. без задействования механизмов высшей психической деятельности (сознания, внимания, воли и т.д.). Такие системы должны иметь, по крайней мере, способности к антиципации (предвосхищению) возможного развития событий и принятию автономных оптимальных решений и соответствовать 4s-критерию: самооптимизации (self-optimizing), самоконфигурирования (self-configuring), самоисцеления (self-healing) и самозащиты (self-protecting).

В рамках проекта разработаны и предлагаются потребителю несколько оригинальных технологических решений. Это: Intelligent Resource Director, которое позволяет распределять ресурсы в многозадачных процессах в соответствии с приоритетом потребностей в их решении, применяется в IBM e-server z900 с 64-разрядной операционной системой z/OS; e-server clustering, которая позволяет обновлять программное обеспечение и управлять загрузкой массивных кластеров посредством единственной операции; Chipkill technology, которая используется в мэйнфреймах корпорации для виртуального устранения сбоев в памяти, в частности, в IBM e-server p620 и p660.

Руководителями проекта eLiza являются Росс Маури (Ross Mauri), вице-президент подразделения e-server Development, и Ирвинг Владлавски-Бергер, вице-президент подразделения e-server Technology and Strategy.

Сергей САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!