Что нового в автоматизации торговли

С 26 февраля по 1 марта в Москве проходила Шестая международная выставка "Торговые технологии 2002" (бывшая "Торговля и склад"). В ней приняли участие порядка 150 фирм-экспонентов. Дни выставки были насыщены также многочисленными конференциями и семинарами.

Из Беларуси там побывали представители компании "ЛюксСофт" - ее президент Антон Кирковский и технический директор Юрий Сиваченко. Мы попросили их поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Сергей ДМИТРИЕВ

В силу специфики профессиональной деятельности нас, конечно же, интересовали, в первую очередь, наработки в области автоматизации торговли, в частности, автоматизация торговых залов. Интересовали также основные тенденции развития оборудования для автоматизации торговли: кассовые аппараты, весы, сканеры штрих-кодов, этикеточные принтеры, терминалы сбора данных и т.п.

Вначале хотелось бы сказать несколько слов об общих направлениях. Первое, что бросается в глаза - стремительное вымирание пассивных системных кассовых аппаратов (системные КСА нижнего ценового диапазона) и такое же стремительное заполнение рынка специальными компьютерными системами (POS-терминалами). Далее, POS-терминалы многих моделей "потеряли" клавиатуру или имеют необходимый минимум (15-40 клавиш). Ввод информации осуществляется через сканер и touch screen (чувствительный к прикосновениям дисплей, как правило, жидкокристаллический). Заметно появление на рынке широкой номенклатуры фискальных регистраторов. Это, по сути дела, чековый принтер со встроенным модулем фискальной памяти. Иногда комплектуется дисплеем покупателя. Весы и сканеры оснащаются более быстрыми и современными интерфейсами (Ethernet, USB и т.п.), приобретают более современный и стильный дизайн. Многие модели терминалов сбора данных выполнены на базе стандартных КПК (типа Palm III), заключены в особо ударопрочный корпус и оснащены сканером штрих-кодов. Их преимущества очевидны: огромные наработки в области программного обеспечения, перьевой и тактильный ввод информации, граффити и т.д. Добавим к этому возможность работы в беспроводных сетях и т.д. Таковы, в двух словах, основные тенденции.

 

Следующий вопрос - это тенденции развития собственно софтверного рынка. Из всего многообразия представленных на выставке фирм мы выбрали несколько, которые специализируются в области автоматизации торговых залов и имеют, по нашему мнению, серьезные наработки в данной области. Итого в нашем обзоре шесть фирм: IBS - "Информационные Бизнес Системы" (системы - Trade House, Navision), "Интеллект-сервис" ("Бэст"), "Астор ВЦ" ("Астор: Торговая сеть (дом) 5.0" для "1С: Предприятия 7.7"), "Фолио 2000" ("Фолио WinСклад"), FIT (Gestori), "Пилот" ("POSейдон"). Изначально мы хотели включить в обзор корпорацию "Галактика" и фирму "Сервис-плюс" ("Супермаг 2000"), но они в выставке не участвовали.

Всем участникам обзора мы задавали примерно одинаковый набор вопросов, поэтому дальнейшее изложение будет строиться именно в таком ключе: вопрос - обобщение ответов на него.

Интерфейс пользователя: DOS, Windows, другое. Ответ однозначен - DOS. Хотя он уже и в меньшинстве (2 - DOS, 3 - Windows, 1 - Unix), но использование мышки приводит к катастрофическому снижению скорости на первичном вводе для Win-приложений. Более удачным представляется подход "Интеллект-сервиса": первичный ввод, обработка и накопление информации плюс функции учета возложены на DOS-приложение, а обобщение, анализ накопленных данных и представление их для принятия управленческих решений берут на себя Win-приложения. Это, на наш взгляд, разумный баланс в использовании различных вариантов интерфейса для пользователя. Продукт компании FIT тоже основан на алфавитно-цифровом вводе (UNIX-терминал).

Используемая СУБД. Две системы - классический клиент-сервер (MS SQL), три - используют промышленную СУБД PROGRESS, одна - старый-добрый Clipper, одна - Btrieve. Итак, большинство систем имеют клиент-серверную архитектуру. Особняком можно поставить продукт компании FIT, но об этом чуть позже. Обсуждение преимуществ и недостатков клиент-серверной среды, по сравнению с файл-серверной, выходит за рамки данного обзора. Но тенденции налицо, хотя, возможно, в некоторых случаях это просто дань моде.

Поддерживаемое оборудование. Участников данного обзора можно поделить на две группы: компании, поддерживающие максимально широкий спектр оборудования ("Интеллект-сервис", "Астор"); компании, ориентированные на 1-2 типа кассовых аппаратов либо предлагающие front office собственной разработки. Компании второй группы, на наш взгляд, имеют худшие шансы на тиражируемость своих решений, особенно в белорусских условиях. Например, продукт компании "Пилот" ориентирован на POS-терминал Fujitsu, который даже отсутствует в реестре РБ. С остальным оборудованием (весы, сканеры, принтеры) все более-менее в порядке, но и здесь в лидерах упомянутые выше фирмы. Обусловлено это, как представляется, более богатым опытом работы в данном секторе рынка.

Аналитические функции. Подавляющее большинство участников имеют в составе своих продуктов богатый набор отчетности аналитического характера. Здесь прослеживается тенденция: чем дольше предприятие работает на рынке и, соответственно, общается с клиентами по принципу обратной связи, тем богаче этот набор. Но удивляет полное отсутствие элементарных функций, определяющих, например, среднюю реализацию товара за день с учетом его реального периода "жизни" и оборачиваемости товаров в днях.

Связь с бухгалтерией. Подавляющее большинство рассматриваемых систем может обмениваться данными с наиболее популярными в России бухгалтерскими пакетами, среди которых несомненный лидер - "1С". Другие не ставят перед собой подобных целей либо ведут низовой бухучет в рамках системы.

Консолидированный учет, корпоративная торговля. Практически все участники заявляют о поддержке консолидации данных с нескольких торговых точек, и почти все сталкиваются со схожими проблемами: ведение консолидированных справочников товаров, контрагентов и пр. Решаются эти проблемы, в основном, организационными мерами. Наиболее оригинальная идея заложена, на наш взгляд, в пакет Gestori компании FIT. Все данные, включая первичный ввод, аккумулируются непосредственно на сервере сети торговых точек. Это решает упомянутую проблему, но тянет за собой шлейф других: аренда выделенных каналов связи, причем надежных, и т.п. И, тем не менее, повторим: большинство участников в той или иной степени пытаются решать задачи корпоративной торговли.

Гибкость настройки, возможность расширения функций. Естественно, большинство рассмотренных программных пакетов может быть настроено под нужды заказчика в той или иной степени. И безусловный лидер здесь, конечно, "Астор" (это ведь грамотно сделанная настройка "1С: Предприятия"). А вот возможность подключения дополнительных функций, в том числе написанных пользователем, отсутствует практически везде. Пакеты закрыты для доработок, за исключением, может быть, "1С". Некоторые системы позволяют отключить те или иные пункты меню, функции для конкретного пользователя, а вот включить дополнительные весьма проблематично. Достаточно слаба и интеграция с MS Office.

Внедрение, обучение, сопровождение. Горячие линии консультаций работают у всех участников обзора, есть, в том числе, и круглосуточные. Выезды специалистов по внедрению и обучению - платные. Такса у некоторых зависит от квалификации специалистов. Меньшинство предлагает внедрение "под ключ", в том числе и поставки оборудования, но затраты в этом случае будут выше. На некоторые продукты не распространяется гарантийный срок, т.е. необходимо заключать дополнительный договор на сопровождение сразу после покупки пакета.

Ценовая политика. Все участники обзора проводят достаточно жесткую ценовую политику. Стоимость пакета зависит от числа и типа рабочих мест, можно получить небольшую скидку при покупке большого количества рабочих мест. Минимальный набор программного обеспечения (1 рбч. место, 1 кассовый модуль) обойдется порядка $800-900. Средний магазин (4 РМ, 4 кассовых модуля) с установкой, обучением и пуско-наладочными работами - $10000-40000 и выше. Особняком стоит Navision - цены от $100000.

Успешные внедрения. Есть, вероятно, у каждого. По заявлениям представителей фирм-участниц, сети магазинов и корпоративные клиенты есть у всех, и список их внушителен. Исключение, возможно, составляет "Фолио" - эта фирма на рынке автоматизации торговых залов работает недавно. Правда, об успешности (или наоборот) внедрения того или иного пакета могли бы рассказать реальные заказчики, использующие конкретный пакет. Но и умение "показать товар лицом", согласитесь, тоже немало стоит.


Заключение

Складывается впечатление, что российские разработчики мало внимания уделяют "доводке" своих продуктов. Немалая часть разработок по многим критериям не попадают в разряд тиражируемых. Из этого следует, что широкое их распространение на белорусском рынке в ближайшее время проблематично, хотя бы в силу специфики нашего законодательства.

Антон КИРКОВСКИЙ,
Юрий СИВАЧЕНКО,
ООО "ЛюксСофт" (
www.luxsoft.by)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2002 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!