Рынок специалистов в области программирования звука

В начале осени этого года в издательстве "Нестор" стартует новый специализированный журнал "Компьютер-медиа", посвященный вопросам звука, графики, анимации, видео и программирования. Вы уже ознакомились на страницах "КВ" с некоторыми темами, которые будут там обсуждаться, а именно: рынок демо-пакетов, мощные профессиональные программно-аппаратные комплексы типа t.c. electronic System6000. Сейчас же рассмотрим еще одну тему - рынок труда в области программирования звука.


Intro

Требуются, требуются, требуются... А кто, собственно, нужен крупным soft- и hardware-компаниям, работающим на рынке медиа-технологий? И легко ли нашему талантливому ученому, программисту, аналитику, менеджеру найти себе в мире работу? Давайте зададимся целью сделать это.

Итак, нам нужно - знание языка(ов), резюме, высокий профессиональный уровень в той области, которую вы представляете, и интернет...

Для проведения опыта я составил достаточно подробное стандартное резюме, макеты которых можно найти практически на любом сайте кадрового агентства. На некоторых ресурсах есть подробная информация, как наиболее выгодно составить резюме. Например, не стоит писать слово "engineer" тому, кто пять лет проучился в вузе, "там" это называется "bachelor", что означает бакалавр, и так далее. На самом деле таких тонкостей немного. О себе надо писать честно, что я примерно и сделал.

 

После того, как резюме составлено, стоит пройтись по сайтам разработчиков ПО в интернете, заглянуть в рубрики вроде "Jobs", "Employment", "Career" и найти необходимую информацию. Обычно сталкиваешься с абстрактными фразами вроде тех, что показаны в примере с Cakewalk. Или, еще хуже, пишут, что требуются специалисты со знанием С++, и все.

Моя пробная рассылка распространялась по адресам примерно 100 самых именитых фирм. Пришло около 20 ответов, часть из которых несла в себе отказ, а 5 прислали тестовые задания. "Неплохая отдача", - подумал я тогда. В большинстве случаев требовались программисты. И об этом мы поговорим несколько подробнее.

Обычно, если берут программиста, делают несколько уровней тестов. Первый присылают вам по e-mail, второй могут уже и не прислать, а пригласить к себе в офис...

Отвлекусь немного от темы и расскажу интересный случай. Однажды в интернете я вступил в австралийскую ассоциацию электронных музыкантов. Все было очень круто, мы переписывались, обменивались информацией различного рода, а потом пришло приглашение типа: "Собрание ассоциации состоится в следующий четверг по адресу: Мельбурн, и т.д."... В общем, обидно мне стало, жизнь опять прошла мимо...

Ну так вот, второй уровень тестов обычно сдается в офисе фирмы, хотя распространен и другой вариант - вам высылают задание по написанию какой-либо программы или программного модуля.

Начнем с первого задания - присланного теста. В качестве примера приведу то, что мне прислали из Propellerheads, знаменитой своим Reason, а также майками с лого, продающимися по всему музыкальному интернету. В письме содержалась информация о том, что Propellerheads - это маленькая такая компания, что нужно решать проблемы с переездом, если все будет нормально и т.п., а также вложенный файл с тестом. Общий тест предполагается достаточно большим, но, в первую очередь, определяют знание С++.

Давайте посмотрим, что же содержало первое тестовое письмо:

  • Первый вопрос - дается функция на С++, например, memchr(), с листингом. Нужно рассказать, как эта функция работает, как улучшить представленный алгоритм, чем его можно заменить и т.п.
  • Второй вопрос - создать свою собственную функцию на базе представленного шаблона. В принципе, без разницы, поможет она связываться по TCP/IP или будет нести в себе алгоритм по 32-битному сведению:). Опишите ее.
  • Третий вопрос - какую книгу по программированию вы читали последней?
  • Четвертый вопрос - дайте три примера вашего программного кода на С++.

С того момента, конечно, прошло много времени, и, я думаю, в Propellerheads уже нашли нужного человека. Полный листинг будет опубликован в "Компьютер-Медиа".


Есть и другие возможности...

Например, написать программу, которая стала бы популярной среди музыкантов. Это на самом деле не так сложно. Как говорится, главное - идея и команда. Сейчас произошел некоторый откат на рынке профессионального музыкального ПО. Все увлеклись видео и презентационными пакетами. Казалось бы, все уже изучено и найдено. Однако на рынке музыкального ПО появились такие интересные разработчики, как OhmForce (серия плагинов OhmBoyZ, PredatOhm и т.п.), Ross Bencina (AudioMulch), IK Multimedia (T-RackS, SampleTank), iZotope (Ozone). То есть, что-либо новое придумать можно. Например, сейчас достаточно незадействованы области:

  • Новые концепции графических интерфейсов для мультитрековых программ. Большинство профессиональных систем просто перегружено.
  • Эффекты. Например, австралиец Ross Bencina предлагает очень много новаций в своем AudioMulch - разложение звука по полиному Чебышева и соответствующий этому интересный эффект цифровых искажений, который несколько лет назад считался бы явным криминалом, а теперь уже работает как "стильная фишка". Разработчики OhmForce в плагине OhmBoyZ просто сделали свой вариант делэй-эффекта, но как интересно он звучит! Да и что говорить, если t.с. electronic и Lexicon в своих эффект-процессорах используют различные алгоритмы для достижения эффекта реверберации. Другими словами, непаханое поле.
  • 3D и surround. На самом деле данную проблему считают уже достаточно изученной, но могу смело заявить, что программные алгоритмы еще слабоваты. Пока еще никто не переплюнул WaveArts и HMI, алгоритм которых для достижения наиболее качественного пространственного ощущения включал 720 пар фильтров.
  • Time Stretch, Pitch Shift. Пока нет совершенства в этой области, хотя достаточно серьезная разработка - MPEX-алгоритм от Prosoniq. Пока он считается одним из лучших.
  • Синтез. Пока еще на этапе развития находится синтез физического моделирования (Physical Modeling Synthesis). Его можно встретить только в новейших синтезаторах (в большинстве случаев речь идет об эмуляции духовых), да и в нескольких программных продуктах. И то, я бы не поручился за то, что этот синтез там есть. Сама суть этого типа синтеза состоит в полном математическом повторении музыкального инструмента. Это очень сложный процесс, требует огромных усилий и вычислительных мощностей. Сейчас мы только приближаемся к звуку, похожему на натуральный, но до полной имитации еще далеко.
  • Автоаранжировщики. Вообще-то, идея была и как-то пыталась реализоваться с приходом первых MIDI-программ, но заглохла со временем. Есть отдельные модули, но не более.
  • Алгоритмы удаления голоса или инструмента из готовой фонограммы. Очень популярная тема. Хотя, в основном, используются алгоритмы "вырезания" панорамного центра, использующие противофазу одного из каналов. Хотя здесь можно применить и частотный анализ.
  • Автоматизация обработки треков. Одна из модных "фишек". При работе с одним записанным треком мы занимаемся его чисткой, эквализацией, добавляем динамическую обработку, эффекты. Все это можно автоматизировать. Человек ленив, ему нужно, чтобы все сводилось к нажатию одной кнопки, например, "Обработать гитарный трек - пресет - заменить сыгранное в Musima на Fender Stratocaster и сделать звук как у Nirvana", "Обработать женский вокал - пресет - колоратурное сопрано" и т.п.
  • Автоматизация сведения. В современной музыке, с точки зрения звукорежиссера, достаточно много штампов. И если принято находить стандартный баланс между инструментами и устанавливать вокал в панорамный центр, значит, все это можно автоматизировать.

И так далее. Тем очень много, я привел только самые популярные среди современных нереализованных идей.


Что дальше?

Выпустив свою программу, можно заняться ее раскруткой. Современных возможностей в интернете для этого предостаточно. Если ориентироваться по данным, полученным мной из интервью с Брэмом Босом (разработчик Tuareg), только один человек из тех 200, кто скачивает free-версию, покупает полную. Думаю, на такой показатель и стоит ориентироваться. И, кстати, следует отметить, что после того, как Брэм написал HammerHead, его пригласили выполнить несколько работ для Steinberg. Так что предложенный в данном материале путь - один из наиболее выгодных.

Систем раскрутки софта в интернете очень много, к тому же есть специализированные ресурсы, посвященные авторам программ, в которых рассказывается, как и что делать.

Мое мнение - в данном случае не стоит ожидать больших денег, главное - обратить внимание на себя и свою программу. После этого появится вероятность того, что большие компании захотят с вами сотрудничать или принять на работу.

Дерзайте!

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2002 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!