Взрослые игры

Еще вчера интернет-бизнес казался делом неизведанным и довольно рисковым (хоть и дьявольски перспективным). Ныне же, хоть "розовые очки" и отброшены в сторону, практически все мало-мальски серьезные корпорации, концерны, компании и компанийки не просто обзавелись обычными информативными веб-ресурсами, - нет, идет поголовный процесс интернетизации бизнеса вообще как явление. Согласно прогнозам западных аналитиков, через несколько лет все бизнес-процессы будут проходить через интернет при помощи web-сервисов.

При этом, кроме технологий "ближнего прицела", активно применяемых в настоящее время или рассчитанных на применение в самом ближайшем будущем, разрабатываются технологии, которые в лучшем случае могут послужить прототипами для моделей web-бизнеса не слишком отдаленного, но будущего.

Возможно, что и форма традиционного сетевого магазина (типичный пример, любая из торговых точек www.shop.by) довольно скоро может претерпеть серьезные изменения, ведь к этому подталкивает скоротечный процесс развития современных технологий. Уже сейчас существует ряд разработок, которые могут стать прототипами или составными частями принципиально новой формы для разных сфер сетевого бизнеса.

Некоторое время назад потенциальной главной "фишкой" i-бизнеса считалась технология трехмерного моделирования VRML, не получившая, однако, широкого распространения, хотя и завоевавшая некоторые позиции в области моделирования городов и зданий. Более перспективной представляется технология MetaStream, уже довольно активно используемая для моделирования товаров в некоторых "продвинутых" виртуальных магазинах. В качестве примеров - презентация швейцарских часов Baume&Mercier (www.baume-et-mercier.com/virtual/watches/8153.asp) или магазин автомобилей Ford (www.fordvehicles.com/index.asp?mode=false). Активно используется и Flash-анимация (флэш-баннеры и целые сайты).

Пожалуй, заслуживает внимания технология ClickWalk, созданная группой норвежских специалистов во главе с профессором Университета Осло Кьеллем Ойстеном Арисландом (Kjell Oystein Arisland), которую можно использовать при создании виртуальных презентаций в сфере туристического бизнеса и показа новых товаров.

 

Посетитель сайта проекта ClickWalk (www.clickwalk.com) имеет возможность "прогуляться" по улицам Осло, Бергена, Трондхейма и еще 7 норвежских городов, "заглядывая" по пути в магазины, кафе, офисы, а также посетить Музей нефтяной промышленности в городе Ставангер.

ClickWalk - не просто техника создания сайта, скорее, это интерактивная база данных с web-интерфейсом, "прогулка" по которой является способом навигации по данной базе. При этом каждая фотография, являющаяся частью БД, может быть снабжена отдельным сопроводительным текстом и содержать гиперссылку на другие фотографии, тексты или объекты (карты, схемы, сайты).

В своей работе создатели ClickWalk использовали 8 синхронизированных цифровых фотокамер для уличных съемок и одну камеру на специальном штативе для съемок в помещении. Процесс добавления информации в БД полностью автоматизирован и занимает несколько секунд. Интерфейс виртуального путешествия интуитивен, не представляет ничего сложного, сильно смахивает на компьютерную RPG. Двигаться можно в любом направлении, на которое указывает стрелка "Go". Для путешествия лучше выбирать пункт Big Image, при этом действительно создается впечатление, что гуляешь по городским улицам. В режиме Map Page на экране появляется общая карта выбранного объекта и схема возможных путей, показывающая, куда попадет "путешественник", двигаясь в том или ином направлении (опять же, как в компьютерной игре). В режиме Broadband Page схема демонстрируется в увеличенном масштабе. При посещении музея в Ставангере посетитель вначале видит план с несколькими ключевыми точками, кликнув по которым, можно оказаться в определенном месте музея.

Норвежцы сделали упор на краеведческий момент, довольно подробно показав прелести крупнейших городов своей страны, но что мешает представить, скажем, промышленную выставку или виртуальный магазин, посетитель которых не просто сможет прошвырнуться по залам, но и "взять" в руки заинтересовавший товар, узнав все его спецификации.

Кроме новых технологий, в сетевом бизнесе могут использоваться и нестандартные формы подачи традиционных материалов, например, в виде игры. Ведь давно известно, что самая сложная информация легче всего усваивается именно в игровой форме. Поэтому "геймплей" широко используется при обучении военных, менеджеров, при изучении иностранных языков и т.д. С некоторыми образчиками "деловых" игр можно ознакомиться и в Сети.

Например, специально для сотрудников морского порта города Туапсе компанией CreoLab был спроектирован ресурс портального типа с флэш-навигатором (www.creolab.ru/projects/tuapse_port), создание которого позволило систематизировать всю технологическую цепочку обслуживания грузоперевозчиков в порту - при помощи наглядной схемы, включающей в себя элементы бизнес-процессов. В основе проекта - мультимедийная карта, отображающая работу порта с кораблями, доками и береговым оборудованием (грузовыми кранами, поездами и т.д.). Необычность данного ресурса заключается в тесной интеграции базы данных диспетчерской службы порта с мультимедийными элементами, с помощью которых на анимированной карте появляются и исчезают корабли, при клике на каковые пользователь может узнать название судна и другую информацию, способную облегчить и ускорить выполнение производственной деятельности персонала Туапсинского порта.

Подобную технологию можно использовать не только при создании интерактивных деловых игр, обучающих человека каким-либо профессиональным навыкам, но и для организации анимированных деловых презентаций, виртуальных офисов, наглядно демонстрирующих деятельность какой-либо компании и интернет-магазинов. Однако при использовании игровой формы подачи деловой информации необходима выработка оптимального соотношения серьезных данных и мультимедийной оболочки, которая не должна доминировать (ведь игра здесь - не самоцель).

Любопытными примерами подобного подхода с использованием Flash-технологии для онлайновой презентации компаний могут служить еще несколько проектов CreoLab - например, сайт бара "Пирамида" (www.piramida-cafebar.com), созданный в игровом стиле управления космической станцией, и сайт элитного московского жилищного комплекса GreenHouse (www.creolab.ru/projects/green_house).

Развитие i-технологий не стоит на месте. И для того, чтобы не оставаться на обочине, уже сейчас следует внимательнее присматриваться к свежим идеям, формам и методам подачи информации.

Майлз Vornet,
vornet@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 2002 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!