История, настоящее и будущее шагающих механизмов

(Продолжение. Начало в №1)

После прочтения первой части материала у многих возник вопрос: зачем нужны шагающие роботы? В таких механизмах есть практическая необходимость. Вспомните хотя бы забуксовавшие колесные машины - эту частую картину при бездорожье. Шагающие механизмы лучше преодолевают препятствия, и в этом их главное преимущество.

А теперь приступим к продолжению материала. Итак, в прошлой статье мы остановились на "титанах" TITAN III и TITAN IV. Разработки эти японские и принадлежат Токийскому технологическому институту (Tokyo Institute of Technology). TITAN III и TITAN IV - одни из первых шагающих механизмов с искусственным интеллектом, позволяющим преодолевать несложные препятствия. Так, TITAN IV в 1985 году в Government Pavilion of the Science Exhibition at Tsukuba в полугодовой период опытов прошел около 40 километров по поверхности с тремя степенями сложности. Эта модель весила около 160 килограмм, а длина одной ноги (всего их было шесть) составляла около 1 м 20 см. Причем интересно, что такая махина развивала скорость 40 см/с. TITAN IV был прототипом для множества последующих разработок японских изобретателей. Перечислять нет смысла, так как их много.

Начиная с этого момента, шагающие роботы стали разрабатываться и для практических целей, например, для исследования морских глубин. Акваробот (Aquarobot) разрабатывался в лаборатории роботов в Port Harbour Research Institute Министерства транспорта Японии на протяжении четырех лет (1985-1989).

Расстановка сил среди стран, конструирующих шагающие механизмы, несколько изменилась. В основном, это связано с тем, что ушли русские (у нас тогда, если вы помните, началась перестройка, а потом развал СССР), но при этом достаточно интересные разработки стали появляться и в Англии, в 90-х присоединилась Канада. А лидерами стали, конечно же, японцы и американцы.

 

Кстати, сейчас такие роботы-многоножки активно используются для различных прикладных целей.


Другой аспект

Если не говорить о шагающих роботах, а только об их конечностях, то мы можем найти еще одно применение данным разработкам, а именно - в медицине. Еще в 1948 году русский профессор Н. А. Бернштейн нарисовал человека с протезами, повторяющими скелет ноги, но с электрическими двигателями, что являлось разработкой НИИ Протезии. Стоит отметить, что сразу после войны это было очень насущным изобретением, к сожалению, не имевшим практического продолжения в будущем. В 60-е годы General Electric развила данную идею, но в варианте полноценного скелета с гидравлическим управлением. Точно такая же попытка была и с русской стороны в России (Ленинград, 1970 год).


Основной аспект

Основной задачей ученых являлось все-таки создание человекоподобного робота. И нужно сказать, что то, что мы рассматривали в предыдущих частях - это только одна из ветвей развития шагающих механизмов. Ведь, согласитесь, роботы с большим количеством ног больше похожи на насекомых как внешне, так и по способу передвижения. А вот создание двуногих машин - это ближе к рассказам фантастов, которыми зачитывались в детстве наши ученые и изобретатели.

В продолжении данного материала мы рассмотрим двуногих роботов, которые так похожи на людей.

Кристофер-2002,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2003 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Евгений
Я занимаюсь этой проблеммой (педипуляторы как альтернатива колесу)с 10 класса. На мысль о превосходстве шагового принципа передвижения меня натолкнул вопрос: Если колесо в действительности обладает "несомненными" приимуществами то почему в живой природе нет и никогда не было аналогов колеса???

Первое что приходит в голову это плохая сочетаемость нервов и кровеносных сосудов с вращающимися соединениями. Но если вдуматься, то понятно что это не главный фактор. Просто колесо не так эффективно как кажется на первый взгляд.

Могу доказать

По поводу статьи. Не впечатляет!!!!!

Хотя ознакомился довольно бегло.

Евгений

Аватар пользователя Killer{R}
На колесах по деревьям не полазишь. Да и про сочетаемость это ты правильно заметил. Просто принципы разные. В организме мышцы- они не могут крутится. В машинах двигатели. Каждому свое.