"Железо - сегодня, вчера и позавчера"


Начало эры Пентиум

С чего начинается пентиум - с четырестатридцатьэлыкс...

(из песни)

Не поверите, но у "Пентиума" юбилей - десятилетие! Итак, вспомним же былое, приятное.

Год 1993-й, весна. У нас "счастливчики" осваивают "крутые" 386-е, хвастаясь, как у них бегает DOOM (не третий - первый :) и просто летает Wolfenstein (не путать с тем, который Return...;) А у буржуев - все уже копят 965 вечнозеленых, чтобы купить себе самый "модный" новый процессор - Pentium-66. (Кстати, i486DX2-50 тогда стоил "каких-то" $550.)

Сделанный по той же технологии, что и 486-е - 0.8 микрон, он имел в три раза большее ядро, в два раза больший кэш L1 - "целых" 16 Kb - раздельный на данные и инструкции (больше стало только лишь через четыре года - с пришествием MMX) и шину целых 66 MHz (используется до сих пор!). Из-за трех миллионов транзисторов при старой технологии сильно грелся (даже по нынешним меркам), потому его можно считать отправной точкой кулеростроения;).

 

Кроме проблем с перегревом, выяснилась еще одна интересная деталь - если у всех других процессоров считалось, что 2х2 всегда равно 4, то у самых первых пентиумов иногда (в основном, по четвергам после дождя:) получалось что-то типа 3.9999. В результате гигантскую партию уже проданных процессоров пришлось отзывать, и "более точные" процессоры в последующем специально маркировались.

Вместе с процессором вышел прародительский набор 430-й логики - Intel 430LX, под кодовым названием "Mercury" (типа первая планета от Солнца;). Он состоял из трех чипов: 82433LX Local Bus Accelerator (LBX) - "северный мост" (хотя, конечно, тогда такого разделения не было в помине - в чипсетный набор по умолчанию не входил даже IDE-контроллер), кэш-контроллер - 82434LX PCI Cache Memory Controller (PCMC) и "мультик" - 82378ZB System I/O (SIO). "При желании" все же добавлялся контроллер IDE на чипе i82091AA.

Чипсет поддерживал просто бесконечные (и бесценные - чуть ли не $100 за мегабайт) тогда 192 Mb (для сравнения: на три года более младший i430VX "держал" лишь 128 Mb) памяти FPM (поддержка EDO началась только с Socket5), максимальный объем L2-кэша - 512 Kb, кэшируемая область - 128 Mb (у i430VX/TX - только 64 Mb).

Процессор втыкался в новый разъем - Socket-4 ("по современному" это был бы Socket-273), имел соответствующее 0.8-технологии питание в 5V и, как уже упоминалось, впервые в истории процессоростроения требовал активного охлаждения - кулер.

Из-за досадной ошибки в сопроцессоре, а также из-за очень высокой цены и конкуренции со своими же продуктами-предшественниками 80486DX2 (что-то типа недавней ситуации "новый" Pentium4-423 против "старого" Pentium-III) дела у Pentium-66 шли не слишком гладко. И по-настоящему марка "Пентиум" раскрылась лишь в следующей инкарнации - Socket5.

На нашем компьютерном рынке подобные динозавры не водились (тогда столько денег не было даже у новых русских;), однако в последние годы из-за проникновения к нам списанной техники из-за рубежа, P-66 - уже распространенное явление в многочисленных небогатых конторах, где его обычно используют лишь как "печатную машинку".

Что можно сказать в заключение о пионере пентиумостроения, так сказать, в свете теперешних технологий? К сожалению, ничего хорошего - он не годится даже для проигрывания mp3-файлов (если только в плохом качестве и под ДОС), а это считается минимальной планкой "применимости" на теперешний день. Так что его удел - пишущая машинка со встроенным 32-битным калькулятором.


Равнение на Pentium!

Ровно через год после появления Pentium-60/66 вышел заслуженный "хит сезона" - iPentium-100 MHz. Причем настолько "заслуженный", что "сезон" у некоторых затянулся аж до наших дней - он и по сей день честно отрабатывает у многих в офисах и даже дома.

Стоимость его была такая же "занебесная", как и у пионера пентиумостроения - $995! (486-й процессор аналогичной частоты - iDX4-100 - стоил $580). Это было время абсолютного торжества Intel - ни один из имеющихся конкурентов (а таковые были лишь на платформе 486) не давали и половины производительности iP100.

В отличие от iP60/66, он был сделан по 0.6-микронной технологии, что позволило уменьшить в два раза размер ядра, имел питание 3.3/3.5V (а не не 5V, как у iP66), в результате чего, несмотря на в полтора раза более высокую частоту, был существенно "прохладнее" предшественника. Кэш L1 остался таким же - 16 Кб, а вот разъем поменялся на Socket 5 (впоследствии - Socket 7).

Вместе с процессором появился новый чипсет - i430NX (Neptune). Он имел кэш L2 до Kb, поддерживал до 512 Mb памяти и всю ее кэшировал. Это была по-настоящему идеальная (хоть и очень дорогая) связка для серверных задач, лучше которой удалось сделать лишь с приходом Pentium II.

Если i430NX был, в основном, рассчитан на серверный сектор, то для "обычного" пользователя был выпущен также "хит сезона" - i430FX (Triton I: 82437FX + 82438FX + 82371FB). Он уже поддерживал новую тогда память EDO (в отличие от Neptune) и позволял устанавливать до 128 Mb памяти (этого при "стандартных" тогда 8-1 6Mb было "за глаза" предостаточно). Кэш второго уровня мог быть как у Neptune (512kB), но кэшировались лишь первые 64 Mb (так что если у вас вдруг есть такая "старушка" - больше 32-64 Mb в нее ставить не выгодно просто из-за уменьшения производительности).

Чипсет имел тогда очень высокую скорость подсистемы памяти (7-2-2-2 для EDO на 66 MHz), в некоторых случаях превышающую даже скорость будущих P2/P3 наборов от VIA/SiS. Скорость дисковой подсистемы благодаря впервые примененному в южном мосту (PIIX - 82371FB Controller) так называемому BusMastering`у вообще была просто великолепной - PIO Mode 4/DMA Mode 2 (не путать с "UDMA") - 16.6 Mb/s. Это существенно превосходило возможности тогдашних винчестеров и было даже сравнимо с самыми дорогими SCSI-системами.

Можно считать, что именно эта связка - iPentium-100 + i430FX - является самым удачным продуктом в компьютерной индустрии (Intel). Именно в такой конфигурации Pentium впервые появился на нашем рынке, и у многих первый компьютер был именно таким. Ну и, наконец, именно эту, почти на два года опередившую конкурентов конфигурацию, можно считать отправной точкой "маркетинговых игр" - когда львиная доля доходов компьютерных гигантов стала уходить на то, чтобы убедить пользователя, что ему зачем-то нужен еще более производительный компьютер;).

Роман СЕВКО,
www.ROM.by,
bios@rom.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2003 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!