Музыка для масс

- Хочу игрушку!

Услышав этот крик из глубин собственной души, мы снабжаем компьютер равными ему по стоимости звуковой платой и акустикой, превращая тот в домашний кинотеатр или музыкальный центр.

Стоит ли следовать прихотям подсознания? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим различия между игрушками, своими и чужими.


Элементы

Чем ближе рабочие характеристики электронных компонентов к теоретически достижимым, тем выше их качество. И, соответственно, цена. Вот почему аудиоманы оснащают свои компьютеры звуковыми платами аудиофильского качества. Долларов за сто.

 

Тому, кто еще не успел этого сделать, следует знать, что качество и цена компонентов аудио - понятия относительные. Один конденсатор Black Gate может иметь ту же стоимость, что и звуковая плата Philips.

К чему это все? Да к тому, что утыканный деталями кусок пластика в нашем компьютере аудиофильским изделием не является.


О правильном питании

Квартиры жилого дома снабжаются энергией централизованно. Поэтому десяток одновременно включенных пылесосов может погрузить здание в полумрак, а чья-то электробритва - жужжать из всех телевизоров.

В компьютере эта ситуация повторяется. Бюджетный блок питания не гарантирует стабильного энергоснабжения. К тому же он пропускает шум из сети, генерирует собственный и позволяет платам обмениваться паразитными сигналами.

Убедиться, насколько плохи дешевые блоки питания, просто. Послушайте музыку (без компрессии и не в стиле "тыц") на ноутбуке (или CD-плеере), работающем от сети и от аккумулятора.


Радио

Электромагнитные сигналы цифровых схем распространяются на десятки метров. По этой причине хранящие топ-секреты компьютеры экранируют.

Лица, не боящиеся промышленного шпионажа, склонность своей техники к радиотрансляции игнорируют. И напрасно. Ведь в системном блоке приемники радиоволн находятся рядом с передатчиками. Это - схемы обработки сигналов аналоговых. Иными словами, аудиотракт компьютера.


Обратная связь

Как превратить контур, окруженный электрическими и магнитными полями, в генератор шума? Правильно, привести его в движение.

Трясти руками звуковую плату не нужно. С этим успешно справляются вибрирующие поблизости трансформатор, кулеры, флопик, винчестер и CD-ROM.

А теперь подумайте - почему владельцы Hi-Fi ставят каждый компонент на отдельную полку? Да, для виброразвязки.


Дисковод

Один CD-проигрыватель поет как Бочелли, другой - как Ухтинский. А все из-за того, что тактовые генераторы их транспортов имеют разные показатели джиттера - дрожания фазы цифрового сигнала. У первого отклонение составляет 200 наносекунд, у второго - 1200. Джиттер имеет и CD-ROM, однако его величину не измеряют. Чтобы нас не расстраивать.

Еще одна болезнь компьютерного транспорта - шум. Электроника, позволяющая подключать к нему наушники, генерирует помехи на всех слышимых частотах. В результате уровень шума CD-ROM на 20-25 децибел выше, чем у транспорта для CD-audio. Многовато, поскольку на логарифмической шкале звукового давления +3 дБ означает удвоение.


Родовая травма

Звуковая плата, в отличие от CD-ROM, не шумит как бензопила. По этой причине перевод звука из цифровой формы в аналоговую мы доверим исключительно ей.

И напрасно, поскольку безошибочное цифро-аналоговое преобразование - задача для нее непосильная. Звук, бывший линейным в диапазоне 40-15000 герц, плата Creative SB Audigy выдает с отклонениями от -7.37 до +1.77 дБ.

Чтобы понять, чего нас лишают, выкрутим до упора влево регулятор тембра на "батоне". Это ослабит частоту 10000 герц на 8-10 децибел. Нравится?


Сдвиг по фазе

Искалечив звук при рождении, мы рихтуем его процессором и эквалайзером. Результат этой операции напоминает улучшение настроения таблетками. Разница лишь в том, что от наркоты едет крыша, а от электронных эффектов - фаза.

То, что сдвиг фазы касается не нас, а сигнала - утешение слабое. Расфазировка размывает фронт акустической волны, убивая стереоэффект. Гитара, звучавшая у нас перед носом, расплывается в воздухе - ведь пики сигналов ее струн перестают совпадать. Но, возможно, звуковая размазня кому-то в кайф?

Если так, разверните фазу на 180 градусов, изменив полярность одного из динамиков. Изготовители телевизоров и "батонов" именуют это включением функции surround.

Если нет - не играйте с эффектами. Чем их меньше, тем реальнее звуковой образ.


Слуховые галлюцинации

Превратив в кашу стереозвук, мы создаем объем с помощью четырех каналов. Или шести. Конечно, виртуальное звуковое поле отличается от реального как кетчуп от помидора. Но ведь мир игр и кино синтетичен. А потому Dolby Pro Logic или Dolby Digital для него то, что доктор прописал.

Многоканальный звук впечатляет, когда взаимное проникновение каналов и разброс их уровня минимальны. Приличный декодер Dolby Digital разделяет каналы на 60 децибел с отклонением менее 2. Не найдя этих цифр в прилагаемых к многоканальной плате документах, можно предположить, что она снабжена чипом попроще (и подешевле) - с разделением 35 децибел и ошибкой более 10, что вполне соответствует уровню аналогового Dolby Pro Logic.

Свои догадки легко проверить на слух. При хорошем декодере тестовый сигнал летает по кругу. При слабом - тащится по кривой неопределенной формы. Но даже если дело обстоит именно так, не огорчайтесь. Плохих плат нет. Есть звучащие масштабно и слитно.


Шнурок

Для дальнейшей передачи вымученного нами аналогового сигнала нужен кабель. За проводник, в металле которого представлена вся таблица Менделеева, с вас возьмут 0.5 купона Федерального банка США. За покрытую тефлоном от Du Pont и тремя экранами медную жилу чистотой 99,9999999% потребуют 110 условных единиц.

Один кабель передаст отличия в звуке гитар Gibson и Yamaha. Другой нивелирует разницу между органом и синтезатором. Однако с учетом качества ранее использованных деталей излишне тратиться не стоит. Ограничимся оснащенным подходящими разъемами шнуром от утюга.


Силовая структура

Собранный на микросхемах усилитель вполне способен выдать заявленные 20-20000 герц. Поговорим о том, что ему недоступно.

Главная его проблема - distortion - вызывающие хрип нелинейные искажения. Их коэффициент (THD) в пределах 0.01-0.1% изготовители намеряют, проводя тест на частоте 1000 Гц и мощности 1 Вт. Между тем стандарт DIN 45500 требует измерений при 12500 Гц и заявленной мощности. В этих (вполне жизненных) условиях THD вырастает на порядки. Так что про установленный DIN 1% нелинейности лучше забыть.

Вторая беда социальных усилителей - интермодуляционные искажения. Эти паразитные сигналы возникают при наложении основных. Говорить с производителями харда об установленных DIN трех процентах интермодуляции - значит поминать веревку в доме повешенного. Проще не обращать внимания на прокуренный голос техники. Что и делают ее владельцы.

Последнее, чего не может мультимедийный усилитель - выдавать мощные импульсные сигналы. Информация для геймеров и рэйверов: передача звука выстрела или удара по струне бас-гитары требует нарастания тока со скоростью 20-70 вольт в микросекунду при силе 15-60 ампер. Вы уверены, что усилитель активных колонок с надписью "300 watt" подает на динамики 20 вольт при 15 амперах?


Акустика

Она - самое главное и самое слабое звено любого звукового тракта. Не успевающие за подводимым током динамики звенят и хрюкают. Сильные сигналы они искажают, а слабые игнорируют. Единственная головка не охватывает всего звукового спектра, а две создают проблему стыковки. Герметичная конструкция убивает басы, открытая - размывает. Простой корпус подпевает головкам. Глушащий резонансы стоит дороже своей начинки. На частотах выше 100 герц искажения достигают процента. Ниже этой отметки они вырастают в пять раз.

Все это касается Hi-Fi колонок ценой 100-200 USD. Что до озвучивающих монитор пластиковых коробочек с динамиками из туалетной бумаги, то иначе, как сателлитами назвать их нельзя. Ведь высокие частоты они срезают на 8 000 Гц, низкие - на 300, а остатки уродуют множеством завалов. Впрочем, такое звучание дает компьютерной акустике определенные преимущества. Скрип искалеченных электроникой ударных она превращает в деликатное шипение, а взрывы сейсмических зарядов (что такое сейсмические заряды?) в "Звездных войнах" - в тихие хрипы, не тревожащие соседей.

- На моих колонках написано "20-20000 Hz"! - завопит юзер, отдавший 50 у.е. за крутую мультимедийную акустику. Возможно, его успокоит то, что стоящий на пять сотен дороже музыкальный центр на частотах выше 14 000 и ниже 60 герц молчит, как юнак на допросе. И не потому молчит, что крутой. Просто он родился немым.


Акт обвинения

Звук скрипки - это не только тон и обертоны струн, но и резонанс полого деревянного корпуса. До слушателя эти звуки доходят как напрямую, так и в виде эха, формирующего трехмерное звуковое поле. Зафиксировав его двумя микрофонами (поскольку количество ушей у нас 2.0, а не 5.1) и воспроизведя без искажений, мы в центре комнаты услышим дыхание отсутствующего музыканта, движения струн под его пальцами и эхо стен - не наших, а студии...

Почему этого не слышат пользователи РС? Потому, что аудиотракт компьютера - результат победы бухгалтера над конструктором. Для аудиофильских экзерсисов он не предназначен.


Оправдание мультимедиа

Компромиссное качество компьютерного аудио - не причина для лишения любимой игрушки права голоса. Подумаем о том, что на нем слушают.

Во-первых, акустика студии в электронных миксах (а что еще мы крутим?) отсутствует. Ведь MIDI-клавиатура и драм-машина выдают сигналы не звуковые, а электрические. От стен они не отражаются и иллюзии третьего измерения не создают. А раз так, то и терять нам нечего.

Во-вторых, синтетический звук не искажаем. Это из рояля Bosendorfer Imperial компьютерное аудио может сделать пианино "Беларусь". А электрогитара собственным тембром не обладает и всегда звучит правильно - так, как хочет звукорежиссер или акустика Genius.

В-третьих, лишить нюансов полученные из Сети звуковые файлы невозможно. Пройдя компрессию, они лишились не мифических неслышимых сигналов, а вполне реальных слабых. Тех, что позволяли различить акустику Карнеги-Холла и полоцкой Софии. Или звучание стальных и нейлоновых струн. Но на компьютере всего это и без компрессии не слышно!


Что делать?

Мы живем в эпоху, когда звук принято кастрировать. Есть ли альтернатива этому занятию?

Конечно, в пустой слот можно воткнуть принесенный с барахолки транспорт Philips CDM-9 (год выпуска 1983), вместо цифро-аналогового преобразователя использовать центральный процессор, а выходной каскад (ламповый!) выколупать из дедушкиного трофейного приемника.

Но куда проще воспользоваться узкоспециализированным компьютером. Ведь CD-проигрыватель - не что иное, как системный блок с заточенным под аудио транспортом, продвинутой звуковой платой и проработанным усилителем для наушников. И хотя музыкальные компьютеры Technics и REGA похожи не больше, чем Celeron и Athlon, послушайте один из них. Хотя бы для того, чтобы понять, чем отличаются DJ-миксы от записей TELARC.

Владимир ПАНАДА

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2003 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя прохожий
Класс!!

Главное - весело...

Аватар пользователя Serj
Короче, Склифасовский...

хочешь услышать настоящий звук - купи скрипку Страдивари и научись на ней играть... 8|

Аватар пользователя energy
Пипл хавает звук за 5 + 10 баксов (звуковуха + колонки). И тащиться!!! А если есть бабла на большее - то потрать их на что нибудь полезное - а не какие-нибудь скрипки барабаны. Лучше иышку купи за 120 уев - а то обычная это полный отстой - знаешь во что она превращает движение твоей руки? Знаешь сколько метров ты теряешь при стрйф джампе с простой мышкой? Сколько фрагов ты упустил? Ну ты меня понял...
Аватар пользователя Иванов Михаил
Хорошая аккустика за несколько сот баксов того стоит, чтобы ее приобрести, а то от "пищалок" никакого кайфа от прослушивания не получишь. А мышь за 120 уев - это выделывание перед теми, кому ты расскажешь про неё.
Аватар пользователя A-Cher
Статья неплохая, но, на мой взгляд, бессмысленная, и кроме флейма - ничего не рождает.

Те, кто ценит истинный звук, по определению не будут искать его с компьютера. Их мало, они и так знают, что им нужно.

Тем, кому тонкости звука не критичны или не интересуют, достаточно и компьютерных подвесок. Их много, и для них любой каприз за их деньги, но согласно их представлениям. А "много" - это уже массовая ниша рынка для Microsoft. :)

Аватар пользователя Ветерок
Это не откровение, то, что хай-фай звук с компьютера получить труднее, чем с радиолы "Маяк". А главное - зачем? mp3 слушать? Все, кому звук важен, уже давным давно забили на компьютер как на его источник. Просто глупо платить $x.xxx за хайфайные колонки и подключать их к компьютеру.
Аватар пользователя Ветерок
"Многовато, поскольку на логарифмической шкале звукового давления +3 дБ означает удвоение."

Всё с вами ясно, товарищ Владимир ПАНАДА. Вы, наверное, удивитесь, но удвоение - это +6 дБ - а вовсе не +3.

Аватар пользователя Не важно !!!
ПАНАДА!!! У самого-то что стоит (насчёт звука)? может акустика за $20000? Кто ты вообще такой, чтобы втирать простому народу про Hi-Fi звук (или Hi-End)?

Для начала купи усилитель (ламповый) за баксов так 9000, акустику за 50000, причём как ты сам говоришь, 49000 - это корпус, золотой "шнурок", (проба 99,999999999999999999999999999999999999999999999999999) сечение так сантиметра на 4 (квадратных, естественно) с 10 экранами, покрытый тефлоном от Du Pont , да покороче, чтоб денег хватило на штеккерочек какой-нибудь, да и сопротивление чтоб не слишком увеличилось, наводочки не резали слух.

Далее запиши CD с голосом своей любимой гитары Gibson (или YAMAHA - я не понял) качественно, не то что на Жданах продают, или закажи CD-ОРИГИНАЛ за миллиончика 4 баксов...

... І слухай - хоць аглохнi.

А вообще не надо, у тебя, кажется и так сдвиг по фазе, и, похоже, не сигнала...

Аватар пользователя хунвейбин
Статья напоминает какую-то распальцовку.Надеюсь, большинство согласится что средний мультимедия-комп - это не музыкальный центр с высоким концом.

Из этого следует:

1. Блинокрут может быть любым. (впрочем, к высокоскоростным имеются многие претензии - и разгоняются долго и шумят как неизвестно что... механический шум, а не на выходе.) Слушать непосредственно с него можно с очень высоким качеством, если... заменить ЦАП. Есть умельцы, меняют. НО ВАМ ЭТО НАДО? (см п. 3)

2. Звуковуха. Те же проблемы с ЦАП. Впрочем, производитель редко когда пишет о его разрядности.

3. Провода. Все, молчу. Нет, не молчу, а ору благим матом: ПОТЕРИ В ПРОВОДАХ НА ПОРЯДКИ НИЖЕ ПОТЕРЬ В РАЗЪЕМАХ! И всякие спекуляции на предмет особо чистой бескислородной меди звучат как-то неубедительно.

4. Акустика. А вот это серьезно. Со звуковухи мы снимаем стандартный линейный выход (250mV, в пике 700mv) стал быть, акустика должна содержать в себе усилитель. Это очевидно (или ушеслышно :) Мощность его зависит только от глухоты слушателя и объема помещения.

Мультимедией занимались вовсе не глупые люди и потому придумали такую штуку как психоакустика (нет, это не акустика для пихов :)) Человек сильнее слышит искажения в тихих местах фонограммы, поэтому, почему бы не сделать шкалу преобразования нелинейной... так и сделали. В низких частотах практически не определяется пространственное звучание - прекрасно, НЧ динамики долой и ставим сабвуфер...

По моим предпочтениям: (ватты НАШИ, а не ИХНИЕ) саб - 30 ватт, передние колонки - по 10, задние - по 3.

ЗЫ: А двухкратное ослабление все-таки 6 децибелл ;)

Аватар пользователя РогаКопытаХвост
Эй, владельцы дешевых пластмассовых плстмассовых ящиков, гордо именуемых акустикой. Для того, чтобы не гнать всякую чушь сначала бы попробовали послушать нормальный звук. Конечно, подрубать комп к Hi-FI усилку и колонкам смысла нет, но можно соединить хотя бы с музцентром или взять обчные советские S30 с усилителем. В последнем случае стоимость будет почти равно коплекту 2.1 какого-нибудь Genius, но разница в качестве звука будет ОФИГЕННАЯ. И в музле, и в играх. И даже если вам в детстве медведь обеими ногами наступил на ухи и попрыгал в придачу- все равно заметите разницу. Проверено!

Страницы