Новые технологии, старые проблемы

Мир держится на конфликтах.

Роджер Желязны, "Хроники Амбера"

Недостаток доверия - вещь, к сожалению, весьма распространенная в деловом мире. Везде и во все времена владельцы бизнеса стремились контролировать действия наемных работников, а начальники - действия своих подчиненных. В прежние годы такой контроль зачастую сводился к прослушиванию телефонных переговоров сотрудников. В эпоху, когда электронная почта превосходит по популярности телефон, прослушка уступает место перлюстрации e-mail. Но мотивы для слежки остаются неизменными - иерархические законы никто не отменял.

Осенью прошлого года софтверная компания Veritas провела исследование, целью которого было выяснить: какова в наши дни истинная роль электронной почты в функционировании крупной организации. Результаты исследования показали, что неделя проблем с доступом к e-mail может оказаться для некоторых людей более серьезным стрессом, чем переезд или даже развод. Согласно результатам исследования, большинство сотрудников становятся раздражительными, не проверяя почту в течение всего лишь получаса. Специалист Veritas Марк Брегман резюмировал это следующим образом: "Электронная почта перестала быть только средством общения. Теперь от нее зависит бесперебойная работа всей организации".

Однако это не стало сенсационным открытием. Главным оказалось другое: в абсолютном большинстве государственных организаций и бизнес-структур совершенно не налажен электронный документооборот - отсутствуют четкие инструкции по работе с электронной почтой, разграничение прав доступа к электронной переписке и т. д. Вот что сказано в отчете Veritas: "Мы обнаружили опасную неполноценность управления существующими системами электронной почты, методами создания ее копий и восстановления писем, что подвергает риску работу компаний и вызывает стресс у работников".

Аналогичное исследование провели специалисты Центра деловой этики колледжа Бентли. При этом они постарались разобраться, в первую очередь, в психологии поведения начальников, просматривающих электронную переписку своих подчиненных. Выяснилось, что боссам совершенно начхать на всякую конфиденциальность личной переписки их сотрудников, а также на морально-этические проблемы, связанные с чтением чужих писем. Для них намного важнее проследить за тем, чтобы сотрудники использовали почту для служебных, а не личных нужд. И не шпионили в пользу конкурентов, посылая им по e-mail конфиденциальную информацию.

 

Но это лишь внешняя сторона проблемы. На самом же деле, как утверждают специалисты-психологи, в основе действий начальников лежат совсем другие мотивы. Для них чтение чужих писем хоть и неприглядное, но очень увлекательное занятие. Особенно когда бизнес налажен, и заняться боссу особенно больше нечем. К тому же, читая чужую переписку, начальник самоутверждается, демонстрируя самому себе свои властные полномочия: "Вот, я могу делать это, а другие не могут!".

Вообще же статистика удручает. Центр Бентли опросил руководителей 192 компаний на предмет использования интернета их сотрудниками. Выяснилось, что 9 из 10 боссов (точнее - 92%) так или иначе контролируют использование электронной почты своими подчиненными. А в 26% компаний за действиями сотрудников в онлайне менеджеры присматривают постоянно, независимо от наличия поводов для беспокойства. При этом четверть фирм признали, что не могут гарантировать отсутствие злоупотреблений при контролировании подчиненных. А познакомить со своими проверочными мероприятиями независимых специалистов по бизнес-этике готово меньше половины компаний (44%). Кроме того, по данным Центра, почти в половине компаний не существует никаких официальных инструкций для подразделений или отдельных сотрудников, занимающихся мониторингом e-mail. А в двух третях компаний сотрудники отделов безопасности, ведущих слежку, даже не подписывают обязательств не разглашать информацию, которая стала им известна в ходе чтения чужих писем.

Подводя итог исследованию, эксперты Центра деловой этики признают, что нет смысла критиковать топ-менеджеров за нарушение этических принципов. Стремление узнать о подчиненных побольше для начальников вполне естественно - так они защищают и реализуют свои властные полномочия. Другое дело, что, как показывает практика, "не так страшен черт, как его малюют" - в большинстве случаев информация о личной жизни сотрудника, ставшая известной начальнику, не может принести ему никакого вреда. Более того, наиболее ушлые во внутренних интригах работники, зная, что их личные письма читают, часто составляют их так, чтобы предстать перед боссом в выгодном свете.

Обратная сторона описанной выше проблемы - это вариант, когда наоборот, технически "продвинутый" подчиненный начинает читать деловую и личную переписку своего босса-ламера. Кстати, это весьма распространено именно на территории "бывшего СССР". Вот весьма распространенная ситуация: некая коммерческая организация; босс - немного старше среднего возраста, выходец из советского еще "партийно-хозяйственного актива". Вести дела умеет (благо, и связи нужные есть), но в компьютерах не разбирается совершенно. С горем пополам научился набирать документы в "Ворде" и вести переписку по e-mail. И вот в эту контору приходит работать "мальчиком на побегушках" вчерашний студент (или даже школьник), вполне современный молодой человек, для которого небольшая локальная сеть фирмы - открытая книга. Естественное любопытство плюс недовольство своим низким статусом в организации - и вот он уже читает деловую и личную переписку других сотрудников, включая начальника. Ну а как он распорядится полученными данными - совершенно другой вопрос.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2004 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!