Практикум по Magix Samplitude Professional 7.х

Программный интерфейс Samplitude (www.samplitude.com) представляет уникальную многофункциональную оболочку с собственной терминологией и организацией рабочего процесса. Он достаточно популярен в среде обычных и профессиональных пользователей. Программа имеет на это полнейшее право, поскольку является одной из "зачинателей жанра" (ведет свое начало с 1994 года) наряду с такими известными разработками, как Pro Tools, Logic и Cubase. Кстати, и перечисленные программы также используют свои терминологии и структуры построения рабочего процесса, за исключением, конечно, общеустоявшихся определений и единиц измерения. В остальном, все зависит от предпочтений разработчиков.


Общее описание интерфейса

Мы сейчас не будем останавливаться на каждой кнопке подробно, поскольку, чтобы быстро разобраться в этом, нашему читателю достаточно будет воспользоваться Help-файлом к программе. Интерфейс Samplitude Professional состоит из нескольких ключевых модулей, а именно: мультитрековая область, программный микшер (Mixer), транспортная панель (Transport), редактор объектов (Object Editor), модуль визуализации (Visualization).

Среди основных отличительных особенностей программы следует выделить объектно-ориентированный подход...


Немного об объектно-ориентированном подходе

 

Когда речь заходит об объектно-ориентированном подходе, то у многих пользователей, плохо знакомых с современным программированием, в понимании этого термина могут возникать проблемы. На самом деле ничего сложного в данном понятии нет. Представьте себе спираль, сходящуюся в виде конуса в одну точку - нашу конечную цель. С одной стороны конуса мы "нанизываем" объекты, с другой - их свойства. На следующем витке спирали переходим к новым по иерархии объектам, их свойствам и так далее.

На примере с Samplitude представим себе иерархическую спираль следующим образом...

  • Объекты низшего уровня - звуковые файлы, их фрагменты, CD-треки, MIDI-данные, аудио из видеофайлов. Их свойства - собственные модули обработки программы (FX'ы), которые для каждого звукового фрагмента можно подключить до трех штук. VST и DirectX-плагины (также до трех), посылы на внешние устройства обработки (AUX), четрырехполосный параметрический эквалайзер и динамическая обработка. Все это можно найти в специальном окне Object Editor, где плюс к вышеперечисленному можно указать графики огибающих для начала и конца выбранного звукового фрагмента (Fade in/out), изменить тональность и темп (Pitchshifting/Timestretching). На каждом треке может находиться любое количество объектов, для каждого из которых можно указать свои настройки.
  • Объекты второго уровня - треки. С каждым из треков можно работать в двух режимах: визуальном графическом или в качестве одного канала программного микшера (Mixer). Здесь также можно подключать плагины и FX'ы, правда, уже в неограниченном количестве, использовать встроенный эквалайзер. Программные процессоры обработки могут подключаться в Pre- и Post-режимах, разница между которыми заключается в том, что в первом случае фэйдер трека не управляет уровнем сигнала, поступающего на вход плагина.
  • Объекты третьего уровня - группы Busses. Все треки можно собирать в виртуальные группы Busses, количество которых практически неограниченно. Bus несет на себе те же функции, что и обычный канал в микшере, только на его вход поступают аудиоданные с треков. Таким образом, получив некую виртуальную группу, ее можно обрабатывать отдельным образом.
  • Объекты четвертого уровня - мастер-треки. Программа может работать как в моно, так в стерео и 5.1. Данные объекты отражены в программном микшере. На мастер-фэйдеры подаются сигналы с треков и виртуальных групп. В данный момент можно произвести финальную обработку, указать такие специфические параметры, как расширение стереопространства для стерео-режима (surround), либо указать параметр среза НЧ-фильтра для LFE-канала в 5.1.
  • И последний, пятый, уровень - компиляция из сведенных треков. Samplitude является универсальным программным инструментом и обеспечивает практически весь рабочий процесс от записи инструментов и MIDI-файлов и до разметки и мастеринга CD. Это, в принципе, и является той самой объектно-ориентированной спиралью.

Помимо перечисленных, в Samplitude можно выделить и ряд неявных объектов, а именно - группы объектов первого уровня (объединение производится с помощью выделения указателем мыши и вызова функций Group/Ungroup из меню Objects).


Начало практикума и задания

Думается, что если вы внимательно прочитали вводную информацию, то дополнительная работа по изучению рабочих функций программы может ограничиться изучением Help'а и запоминанием месторасположения кнопок и вызываемых функций. Могу сказать, что интерфейс Samplitude является одним из самых простых и доступных. После того, как вы его изучите, самое время приступить к выполнению заданий.

Задание 1: "Точка реверберации". Представьте себе ситуацию, когда над вами пролетел самолет. В первый момент вы слышите только его звук, потом, по мере отдаления объекта, возникают существенные перемены - низкие частоты начнут преобладать, плюс добавится реверберационный эффект. "Точкой реверберации" мы будем считать тот отсчет времени, когда уровень прямого звука и уровень отраженных (реверберации) будут одинаковы. После этого наступает момент, когда реверберация слышится громче основного звука и все это постепенно затухает.

Задание 2: Создание эффекта шумной аудитории только средствами Samplitude. "Шумная аудитория" состоит из множества звуков различной природы - хлопанье парт, шаги по лестницам, голоса. При этом не стоит забывать и о реверберационных составляющих. То есть необходимо создать натуральный звуковой спецэффект. При создании звуковой картины можно пользоваться сэмплами ударных инструментов и обработкой голосов питч-шифтером.

Задание 3: Создание MIDI-трека. Подключение VST-инструмента. Если посмотреть на рынок современных цифровых синтезаторов, то наиболее успешная их часть (по данным на 2004 год) находится в состоянии программных инструментов, в частности, VSTi. Сейчас такие инструменты есть и в freeware-варианте, их можно найти на сайте www.hitsquad.com в разделе программных синтезаторов. Ваша задача - создать MIDI-трек, подключить к нему любой VSTi.

Задание 4: Создание записной радиопрограммы. Для осуществления этого задания вам необходимо взять трек понравившейся группы, придумать или взять фирменную "подложку", придумать текст диктора, записать его. После этого свести все воедино и сохранить в МР3.


В завершение

Демо-версию Samplitude можно скачать по адресу www.samplitude.com. В одном из следующих номеров будут опубликованы решения на задания, а также даны новые - идем от простого к сложному.

Кристофер,
www.ihihoh.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2004 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!