Шашечные игры на ПК

Шахматные и шашечные игры имеют два существенных подобия. Во-первых, в обоих случаях мы говорим о древнейших военных стратегиях. И не важно, что мы сейчас понимаем под шашечными играми: их классические варианты, пришедшие к нам, если верить разным преданиям, из Древнего Египта, Греции, нормандских племен или скифов, либо восточные реверси, рендзю и го (игре более 4 тысяч лет), которые также использовали двухцветные фишки или камни, расставляя их по расчерченным полям.

Второе яркое подобие, которое так четко отметил писатель и математик советских времен Е.Я. Гик в одной из своих книг - шахматы и шашки являются детерминированными. То есть, в этих играх нет места случайному фактору - все решения человек принимает сам. Согласитесь, что для игры в шашки или шахматы нам не нужно выбрасывать игральные кости для осуществления ходов, не требуется использования карт и тому подобного. Все, очевидно, зависит от расчета комбинации и выработки хода.

На данный момент мы неспроста несколько объединим под понятием шашечных игр европейские и азиатские варианты. Потому как оба представляют сугубо математический интерес, позволяют стратегически мыслить, а также в последнее время смешиваются друг с другом.

Но обо всем по порядку.


Классические шашки

 

По многим описаниям, классические шашки ведут свою историю со времен Древнего Египта (в Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам). Согласно другим источникам, изобретение шашек принадлежит греческому воину Паламеду, который таким образом нашел себе спасение от безделья при десятилетней осаде Трои. В любом случае история говорит о том, что свое распространение шашки получили, как минимум, во времена Древней Греции, после чего успешно перешли в Древний Рим, в европейские страны и захватили весь мир. Как ни странно, но предполагается, что уже за несколько веков до нашей эры были сформированы основные правила и использовались 24 шашки двух цветов на стандартной доске с 64 полями.

Есть еще две версии происхождения шашек - нормано-арийская (тавлеи) и древнескифская. У данной игры очень много исторических разногласий, как и видов, которые постоянно оспариваются учеными и любителями. Даже сейчас можно сказать, что существует множество модификаций, различных правил и тому подобного.

Давайте же остановимся сейчас на самых популярных шашечных играх.


Классические русские шашки

В общепринятом русском варианте используется стандартная шахматная доска 8х8 (64 клетки). Шашки расставлены в три ряда с каждой стороны доски. Стандартная шашка может ходить на одну клетку вперед по диагонали, сбивать вперед и назад, при бое через поле превращения она может превращаться в дамку и продолжать бой по правилам дамки. При этом дамка может ходить на сколь угодно полей. Еще одна ключевая особенность - сбивать можно произвольное количество шашек, а не максимально возможное.

В принципе, русский вариант является чуть ли не самым демократическим, но доставляет много неудобств. Дело в том, что в варианте русских шашек используется в два раза меньше полей на доске, нежели в обычных шахматах. Фигуры все однотипны и имеют сравнительно малое количество комбинационных вариантов. Плюс к этому возможность сбития шашки назад ограничивает количество таких вариантов. Поэтому все чаще профессиональные игроки стали думать над ситуацией "ничейной смерти". Кстати, эту проблему решают и шахматисты на своей вотчине.

Во избежание этого в последнее время в русских шашках иногда стал применяться выборочный жребий. То есть, вместо стандартной расстановки из трех параллельных линий выбирается какой-либо дебют, и с него стартует игра.

Есть и другой вариант - увеличение количества полей. Разновидность русских шашек с доской 10х8 полей называется "80-клеточными".


Столбовые шашки (башни)

Интересная разновидность русских шашек, когда при взятии шашка противника не снимается с доски, а ставится под ту, которая ее берет. Таким образом, на доске собираются башни, ведущие себя только так, как должна ходить верхняя шашка, независимо от того, простая она или "в дамках".


Международные шашки

В международных шашках принята доска размером 10х10, соответственно, в игре задействованы 40 шашек (по 20 с каждой стороны). Правила практически не отличаются от русских, за исключением того, что шашка при бое через поле превращения не превращается в дамку, а остается простой. И еще одно важное правило - сбивать нужно максимально возможное количество шашек.

По правилам международных шашек с изменением размера доски играют в канадском варианте (12х12 полей) и бразильском (8х8).


POOL (пул чекерс)

Правила русских шашек на доске 8х8 с условием того, что шашка при бое через поле превращения не превращается в дамку, а остается простой, как это предусмотрено в международных правилах. Другие названия этой игры - "Polish minor draughts", "Little polish draughts", "Spanish pool".


Американские шашки (чекерс)

Доска 8х8. Расстановка стандартна. Простые шашки и ходят, и бьют только вперед. Дамка же может ходить на одно поле в любом направлении. Как и в русских правилах, сбивать можно произвольное количество шашек.


Итальянские шашки

Доска 8х8 переворачивается на 90 градусов. Расстановка стандартная трехрядная. Обычная шашка не может бить назад и не имеет права сбивать дамку, а дамка может ходить только на одно поле в любом направлении.


Поддавки

Русские шашки наоборот. Выигрышем считается проигрыш. Поддавки, кстати, отличают классические шашки от всех других игр тем, что они обратимы (!). Их правила действуют одинаково как в прямую, так и в обратную сторону. Это очень интересный момент.


Турецкие шашки

Доска стандартная 8х8, с каждой стороны по два ряда, стоящих на 2,3 и 6,7 линиях, соответственно (занимают и белые, и черные поля). Ходят простые шашки только вперед, направо и налево. Дамка может ходить и назад, причем на любое количество полей. Диагональных ходов нет вообще. Это достаточно редкий вид шашек, правда, некоторое время продававшийся в наших магазинах в виде отдельных наборов. В программном виде его аналогов я не встречал.


Реверси (Отелло)

Игра реверси была изобретена очень давно и пользовалась большой популярностью, а в середине-конце прошлого века ее заново открыл японец Хаседжава, назвав "Отелло". Смысл игры состоит в следующем. Берется обычная доска 8х8 (цвет клеток не имеет значения) и каждому игроку выдается по 32 - нет, не шашки, а, точнее сказать, фишки, окрашенные с одной стороны в черный, а с другой - в белый цвет. На старте игры в четыре центральные клетки диагонально устанавливаются по две фишки от каждого соперника, и черные начинают игру. Задачей каждого из соперников является окружение фишек или линий из фишек противника по соседним клеткам (диагонально, горизонтально или вертикально). То есть, если у нас стоит белая фишка, окруженная с двух сторон черными, то она превращается в черную - просто переворачивается. Побеждает тот, чей цвет будет преобладать на игровом поле. Freeware-программу разработки Александра Карамнова вы можете скачать здесь (kas-cor.narod.ru/Programm/Revers.rar) (правда, у него начинают белые, а не черные, как положено).


Лика

Правила игры "Лика", составляющей некий гибрид из шашек и реверси, очень просты. Шашки ходят и бьют только вперед, бить нужно максимально возможное количество шашек противника, сбитые шашки не снимаются с доски, а превращаются в свои! Шашки, дошедшие до края, ни во что не превращаются, и проигрывает тот, кто не может сделать ход. Компьютерную реализацию этого можно найти в Freeware-программе "Шашечная игротека", написанной Олегом Адибековым (www.olv.narod.ru).


В завершение

Шашки или фишки с двумя цветами могут успешно использоваться в играх типа крестики-нолики и, как вариант, перерасти в пресловутые "линии", более известные как "рендзю". Любимая студентами игра "в точки" подобна одной из самых любимых у японцев игре "го". То есть, шашечные игры с одной стороны просты, а с другой - очень разнообразны. Причем все являются военными стратегиями.

Многие игры перешли на уровень небольших головоломок, поэтому люди, обремененные математическим мышлением, постоянно придумывают что-либо новое. В частности, я слышал о таком понятии, как "шашматы" (смесь шахмат и шашек), хотя с трудом могу представить себе таковое.

Если говорить о качественном ПО, то его достаточно мало как для шашек, так и для игр типа поддавки, реверси, го и т.п. Причин тому можно найти много. Во-первых, большое количество разбиений на различные правила, во-вторых, расчет шахматных композиций и шашечных - это разные вещи, и требуется достаточно трудоемкая работа. В-третьих, шахматы являются более популярной игрой, и посему разработчики могут себе позволить выпуск платного ПО - на него будет спрос. Но весь этот длинный список проблем не мешает появляться таким удачным разработкам, на которые были ссылки в данном материале.

Кристофер,
www.ihihoh.com


Наиболее удачные варианты ПО для пяти видов современных шашечных игр можно найти на сайте С. Старцева (
www.gambler.ru/plus). Программы условно-бесплатные и называются Plus500 (международные шашки), Plus600 (русские шашки), Plus700 (чекерс), Plus800 (бразильские шашки), Plus900 (пул чекерс).

Среди основных возможностей всех программ следует выделить:

  • различные варианты игры: человек-компьютер, компьютер-компьютер, человек-человек;
  • многоязыковой интерфейс, в т.ч. русский;
  • три режима работы программы: обычный, аналитический (только в профессиональной версии!), турнирный;
  • различный контроль времени (сила игры программы);
  • произвольная расстановка начальной позиции;
  • неоднократный ход назад (и его отмена);
  • подсказка хода;
  • самообучение (поддержка базы данных позиций с возможностью импорта/экспорта данных);
  • ведение подробного (либо краткого) протокола игры;
  • краткий и полный анализ позиции и партии (только в профессиональной версии!);
  • библиотека дебютов (профессиональная - приобретается отдельно);
  • библиотека эндшпиля (до 8 фигур включительно);
  • предложение ничьи;
  • сохранение/загрузка позиции и игры;
  • базы партий, полностью интегрированные с игровым модулем;
  • полная поддержка формата PDN;
  • экспорт в Word, PGN, PDN, TXT, Turbo Dambase Applet;
  • игра через интернет.

В демо-версиях, кроме аналитических возможностей, отключены: самообучение, импорт/экспорт базы данных; ограничен контроль времени (не более чем 3 сек/ход или 3 мин/партию).

Более простые версии ПО шашечных игр вы можете найти на www.freeware.ru.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2004 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Tutagil

ТУРЕЦКИЕ ШАШКИ

Начальная позиция

•Доска 8 х 8

•16 черных и 16 белых шашек

Шашки расставляются на белых и черных клетках доски на втором и третьих рядах со стороны каждого игрока, так что первый ряд остается свободным, также как и два ряда в центре доски.

Цель игры- Каждый из игроков пытается сбить все шашки противника или блокировать их так, чтобы они не могли ходить.

Перемещение :

Перемещение простых¬ : простые шашки могут перемещаться только вертикально вперед, горизонтально налево или горизонтально направо. Если клетка занята шашкой соперника и за этой клеткой свободное поле, тогда должен быть произведен бой - шашка ходящего "перескакивает" через шашку соперника и последняя снимается с доски . За один бой простая шашка может побить несколько шашек соперника. В турецких шашках неразрешен бой назад.

При достижении простой последней горизонтали шашка становится дамкой. В случае попадания в дамки во время боя продолжение боя может шашка продолжает бой на правах шашки после чего становится дамкой и ход передается сопернику.

Перемещение дамок: дамки могут ходить или совершать бой вертикально вперед, горизонтально налево или горизонтально направо. Естественно, дамка может также перемещаться назад. В турецких шашках дамка может перемещаться на любое расстояние.

Бой: в турецких шашках в случае возможности боя, игроку не позволяется делать простой ход - должен быть совершен бой. При нескольких возможностях взятия применяются должен быть совершен один из боев с наибольшим числом съеденных шашек. При бое дамкой действует следующее правило: если во время боя у дамки есть возможность побить еще хотя бы одну шашку соперника, дамка должна совершать бой дальше.

Правила игры

1- В случае возможности боя игрок должен збыть все збывайемые фигуры соперника с .одного раза.

2- При нескольких возможностях взятия естли количество фыгур равны то игрок свободен в направленые нода.

3- При нескольких возможностях взятия обязательно и проводится в том направлении, где снимается наибольшее число шашек (правило большинства).

4-Дама также должень совлюдать эты правилы.

5-. В случае попадания в дамки во время боя продолжение боя может, шашка продолжает бой на правах шашки после чего становится дамкой и ход передается сопернику.

Жентелменскые правила- В турецких шашках процесс игры кромы основных правил дествуйеть а также жентелменскые правила.

1- Каждый игрок свой ход должень ходыть на глазах у своего соперника.Потомушто в турецких шашках таинство и овмань запрешено.

2- Игрок после завершенного хода если на следуйешим ходу совирайется взать фыгуру соперника то об этом должень предупридить своего соперника-на следуйешим наду буду брать ....X....фигиру.

3- Если шашка достыгло 7 строку по горизонтали то об этом должень предупридить своего соперника-Под дамка 4- Если шашка достыгло 8 строку по горизонтали то об этом должень предупридить своего соперника-Дамка

Конец игры

Победител- Игрок, сбивший все шашки противника или блокировавший их, или оставивший на доске только одни шашку противника, считается победителем

Ничь- Возможен, конечно, и такой исход, что остается по одной дамке с каждой стороны, и ни один из игроков не желает пожертвовать своей и подставить ее под удар противника. Такой исход игры расценивается как ничья.А также игроки могут договорится об ничейном исходе.