Обретите власть над страницами!

Вы устали от графики. Вам хочется свежих, интригующих идей. Но кажется, что все уже перепробовано, что использованы все возможности, и создавать сайт или баннер, или рекламную листовку становится скучно и слишком просто. Я знаю, с чем вы еще не экспериментировали. Я знаю, на что вы мало обращаете внимание и воспринимаете как данность. Шрифт! Да! Самый обыкновенный шрифт, который может стать самым необыкновенным, привлекательным и завораживающим под вашими умелыми пальцами! Шрифт - это материал, из которого вы можете вылепить шедевр, не прибегая к хитрым техническим наворотам.


О взаимоотношениях

Тексты, как правило, содержат более одного элемента. Даже в документе с простым сплошным текстом есть заголовки и подзаголовки, или проставлены номера страниц. Когда элементы распределяются по странице, между ними могут устанавливаться различные взаимоотношения - либо согласие, либо конфликт, либо контраст. Согласие появляется, если вы пользуетесь одной группой шрифтов с минимальным разнообразием стиля, размера, толщины и т.д. Конфликт появляется, когда элементы текста, вроде, и не согласуются по стилю, но в то же время и не настолько сильно отличаются, чтобы эффектно взаимодействовать между собой. И, наконец, контраст. Он появляется при сочетании отчетливо отличных друг от друга шрифтов и элементов текста. Контраст всегда смотрится дерзко, привлекает внимание и является наиболее запоминающимся. Самый простой способ создать контраст - это поработать со шрифтами. Что мы с вами и сделаем. Работа будет осуществляться по следующим направлениям: размер, толщина, форма, направление и цвет. Начнем!


А у вас какой размер?

Как создать контраст с помощью размера? Очевидно, крупный шрифт надо противопоставить мелкому. И здесь главное правило: не робеть! Уж если вы решили противопоставить шрифты разных размеров, сделайте это нарочито ярко, чтобы люди не подумали, что это просто ошибка. Главное - решите, какой элемент будет главным.

 
Cоздавая контраст при помощи размера и толщины, определитесь, какой элемент будет главным, чтобы не произошло смысловой путаницы

Однако контраст вовсе не предполагает, что вы должны работать со шрифтами только крупного кегля, это значит, что должен быть контраст в размерах. Например, если вы видите тоненькую строчку текста на широком пространстве свободной страницы, то, признайтесь, она вас манит и просится быть прочитанной. И главное, что вас притягивает в этом случае, - это резкий контраст между очень мелким шрифтом и широким свободным пространством.

Не старайтесь увеличить шрифт за счет набора текста прописными буквами. Слово выглядит в два раза длиннее, чем это же слово, набранное строчными буквами. В результате вам приходится уменьшать размер шрифта. Зачем? Лучше использовать при наборе строчные буквы и более крупный размер шрифта. Это будет лучше читаться.

Многие символы (цифры, кавычки, буквицы и т.д.) выглядят очень привлекательно, если они набраны шрифтом крупнее основного текста. Используйте их в качестве декоративных элементов в заглавии или орнаментах или как повторяющиеся элементы во всей публикации. Это сделает ее гармоничной.


Толще - привлекательнее!

Шрифты имеют различные варианты толщины: обычный, жирный, полужирный, сверхжирный, тонкий и сверхтонкий. К сожалению, ни один стандартный шрифт на вашем компьютере не имеет очень жирного начертания. Я советую вам пополнить комплект хотя бы одним жирным, насыщенно черным шрифтом. Контраст, созданный с помощью различной толщины шрифта, эффективное средство организации информации. Этот способ очень эффективен в алфавитных указателях, поскольку дает читателю возможность с первого взгляда определить, является ли алфавитная запись первой или второй по важности.

Оформляя заголовки более жирным шрифтом, вы сделаете самую важную информацию доступной с первого взгляда, а, используя повтор деталей, сделаете страницу гармоничной. Добавьте немного свободного пространства между крупными деталями и блоками информации, и у вас получится шедевр!


Жажда - ничто, форма - все!

Форма буквы - ее контур. Например, реальные формы (контуры) прописной буквы "А" и строчной "а" различны. Контраст можно создать, используя разные формы букв, т.е. противопоставить прописные буквы строчным. Однако имейте в виду, что мы распознаем слова не только по буквам, из которых они состоят, но и по их формам, по очертаниям целого слова. Все слова, набранные прописными буквами, имеют одинаковую прямоугольную форму, и нам не остается ничего другого, как читать слово буква за буквой. Естественно, это вовсе не означает, что никогда не стоит писать прописными буквами, и что такие тексты невозможно читать. Просто не стоит увлекаться.

Существует еще один способ создать контраст - противопоставить прямой шрифт рукописному или курсивному. Только не комбинируйте два разных курсивных шрифта, или курсивный с рукописным, или два разных рукописных шрифта. Это создает неизбежное несоответствие: у них слишком много общего.

Комбинируя прямые шрифты с рукописными, а не курсивным, вы получаете более эффектный контраст формы. Его также можно усилить, добавив контраст размеров


Выберите правильное направление!

Самое очевидное определение "направлению шрифта" - это наклон и его изменение. Но перед тем, как изменять направление текста, вы должны совершенно четко представлять, почему шрифт следует располагать именно с наклоном, и поможет ли это улучшить понимание текста. Однако никогда не заполняйте таким образом углы страницы. Это плохая идея!

В дизайне существует и другое понятие "направления шрифта". Линия шрифта имеет горизонтальное направление. Длинная тонкая колонка текста имеет вертикальное направление. Интересно и забавно противопоставлять именно такие направления. Если средства верстки позволяют вам это - дерзайте! Используйте крупный разреженный шрифт в горизонтальном направлении и мелкие шрифты во всевозможных вертикальных направлениях. Усильте эффект, увеличив интервал между строками в вертикальном направлении, если это уместно, и уменьшите ширину колонок. Сделайте контраст завораживающим!

Контраст направлений можно выгодно подчеркнуть, соединив его с контрастом цветов черного и белого, а также контрастом формы

Кроме контраста направлений, вы можете использовать рисунки или подчеркивания, которые помогут еще сильнее усилить контраст направлений.


Играйте цветом

Как правило, страницу, выполненную в черно-белых тонах, полиграфисты трактуют как цветную. Создать контраст с помощью насыщенных, настоящих цветов легко; чтобы увидеть и создать цветовой контраст с помощью белого, требуется большее мастерство.

Увеличивая толщину букв заголовков и подзаголовков, мы добавляем в них "цвет". И наоборот, увеличивая межбуквенный интервал, мы "разбавляем" цвет. Есть шрифты, которые только по своей толщине могут контрастировать между собой. Достаточно сравнить шрифт Arial Black и Courier New. Если вы добавите "цвета" в заголовки и подзаголовки или, например, наберете цитату, отрывок или короткий текст в "цвете", совершенно отличном от основного, у вас будет больше шансов, что читатель задержится на странице и даже прочтет ее. Ведь в этом и заключается наша идея, не правда ли?

Что касается цветов радуги, то я хотела бы напомнить: теплые цвета (красный, оранжевый) выделяются на странице и притягивают к себе внимание. Поэтому для создания контраста достаточно совсем немного красного цвета в черный текст. И наоборот, прохладные цвета (синий, зеленый) ускользают от нашего взгляда. Однако вы с успехом можете заполнять прохладным цветом большие пространства. И вообще, контраст эффективнее, если присутствует холодный цвет.


Подведем итог

Не робейте, играя с размерами шрифтов. Противопоставляйте жирный шрифт тонкому, а не среднему. Комбинируйте курсивные или рукописные шрифты с прямыми. Противопоставляйте горизонтальное расположение шрифта и длинные узкие колонки текста. И не забывайте, что теплые тона притягивают к себе; прохладные, наоборот, растворяются на странице. Экспериментируйте с оттенками черного цвета - это экстравагантно!

И еще. Прежде чем найти самое лучшее решение, определите саму проблему. Поймете, в чем проблема - решите ее. Удачи!

Оксана СКИНДЕР,
rogdana@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2004 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!