Директор по ИТ - модный термин или новая роль?

Последнее время стало модным говорить о роли информационных технологий в деятельности компаний. Конечно же, сложно оспаривать роль того же интернета в современном бизнесе, колоссально зависящем от скорости и простоты обмена информацией, а ведь есть еще автоматизация деятельности компании, где речь идет даже не об эффективности, а о жизнеспособности компании в условиях жесткой конкуренции.

Уже многие компании осознали, что наряду с производственными и маркетинговыми факторами, фактор информатизации деятельности носит ничуть не менее важное значение, в особенности, когда речь идет об исчислении недополученной прибыли. Когда компания обладает сильным производством и сильным маркетингом - причина выигрыша (или проигрыша) в ходе конкурентной борьбы именно в эффективности управления всем этим, а значит, важную роль здесь играет автоматизация управления, т.е. информационные технологии.

При ближайшем рассмотрении все оказывается довольно не сложно - автоматизация деятельности позволяет компании работать быстрее, надежнее и прозрачнее. А значит, компания заработает больше денег, упрочит репутацию и будет хорошо управляемой.

Казалось бы, только и всего: автоматизируем деятельность и получаем сплошные плюсы, - но нет, все это результаты правильно спланированной, реализованной и осуществляемой автоматизации производства. Причем, с современной точки зрения, автоматизация - это как раз та "нервная система", которая служит для передачи потоков информации и корректирующих воздействий и затрагивает все бизнес-процессы предприятия. От понимания бизнес-процессов предприятия и методов их автоматизации зависит эффективность работы всей компании.

Кто лучше всего понимает бизнес компании? Конечно, ее директора - в первую очередь, генеральный, который заведует вопросами стратегии компании и видит не только ближнюю, но и дальнюю перспективу. Во-вторых, профильные директора: финансовый, коммерческий, по производству, по развитию. И, в конце концов, исполнительный, который увязывает работу профильных директоров с тактикой компании, определяемой ближайшими целями и стратегией, заданной генеральным директором. Другими словами, понимание бизнеса компании сохраняется и развивается ее топ-менеджерами.

 

Теперь вернемся к соображению о том, что эффективность современной компании напрямую зависит от степени ее информатизации. Именно на стыке информатизации и понимания бизнеса компании находится директор по информационным технологиям (ИТ). Он одинаково хорошо ориентируется как в бизнесе компании, так и в вопросах информационных технологий, что позволяет ему с максимальной эффективностью использовать последние для эффективной автоматизации бизнес-процессов компании.

Как правило, директора по ИТ "вырастают" либо из начальников отделов автоматизации, либо из менеджеров по ИТ, которые, в свою очередь, "вырастают" из системных администраторов, способных комплексно мыслить и руководить людьми. Переход на уровень топ-менеджера - это и есть признание понимания бизнес-процессов компании, ее целей и стратегии.

Итак, среда общения директора по ИТ - топ-менеджмент и сотрудники отдела ИТ (или "отдела автоматизации" - что, по сути, одно и то же). Какими же качествами должен обладать директор по ИТ? В первую очередь, техническими, причем не узко-техническими, как можно встретить в ряде отделов ИТ, где начальник отдела является также и "играющим тренером", т.е. сам непосредственно отвечает за часть ИТ-инфраструктуры, а широко-техническими, которые позволяют выбирать направление работы как для отдельного сотрудника отдела, так и для всего отдела, в целом.

Именно широко-технические знания позволяют директору по ИТ быстро делать выводы о возможности и способе автоматизации какого-либо процесса. Часто такие знания называются кругозором в области информационных технологий и, по сути, являются пониманием принципов технологий, их взаимодействия, известных практик их использования, а также последних тенденций в этой области.

Во вторую очередь, экономическими - он должен понимать конкретную выгоду компании от использования средств автоматизации, иначе не сможет обосновать руководству эффективность вложения средств в автоматизацию.

В третью очередь, управленческими, он должен руководить сотрудниками отдела ИТ. А ведь высококвалифицированные технические специалисты - это не самые простые в руководстве люди, и здесь, как нигде больше, востребован именно кругозор в области ИТ и авторитет, иначе найти общий язык будет довольно сложно.

И в четвертую, как ни странно, маркетинговыми. В частности, PR, ведь ни одна современная компания не обходится без использования электронных средств связи с миром, в частности, веб-сайта и электронной почты. Часто можно заметить, что в контактной информации некоторых, иногда весьма крупных белорусских компаний указан e-mail, который зарегистрирован на бесплатном сервере. На таких предприятиях нет и не было директора по ИТ, иначе бы он доказал отделу маркетинга, что использование таких почтовых ящиков, во-первых, небезопасно, во-вторых, просто несерьезно. В век, когда любой желающий может создать себе персональный домен с электронной почтой за пару долларов в месяц, компания просто не должна выглядеть в глазах своих клиентов так, что она не может позволить себе эти пару долларов. Казалось бы, мелочь, но из таких "мелочей" складывается имидж фирмы, а в век бурного развития информационных технологий эти "мелочи" становятся важны.

Какую же роль выполняет директор по ИТ в компании? Он активно участвует в обсуждении тактических и стратегических задач компании, при реализации которых будет или может быть использована автоматизация. Часто именно от автоматизации реализации каких-то задач зависит их успешное выполнение. Суть заключается в том, что, в отличие от начальника отдела автоматизации, директор по ИТ подключается к обсуждению задач компании уже на этапе их выбора и обсуждения, т.е. задачи ему не "спускаются" сверху - он может принимать непосредственное участие в их постановке, сокращая и цикл согласования и подключая видение бизнеса компании со своей точки зрения.

Затем, как правило, следует этап воплощения в жизнь каких-то решений по автоматизации. Роль директора по ИТ здесь - детализировать задачи отдела и распределить их соответствующим образом, возможно, создав отдельный проект в рамках отдела. Немаловажным является донесение до сотрудников отдела ИТ степени важности поставленных задач. Как правило, объяснение выгод и демонстрация понимания целей компании помога.т поднять мотивацию сотрудников отдела ИТ. Вообще, понимание сотрудниками отдела ИТ выгод для компании от поставленных задач - важный компонент рабочей философии отдела ИТ, что является частью системы мотивации.

Почти всегда отдел ИТ обслуживает n-ное количество рабочих станций. В этой части директор по ИТ занимается организацией качественной технической поддержки пользователей. При этом он, как топ-менеджер, мыслит категориями типа "бизнес-процесс", "ресурсы-традозатраты-сроки" и "качество оказания услуги". Такой подход позволяет внедрить рабочую философию, суть которой заключается в том, что все пользователи являются клиентами отдела ИТ, и деньги за обслуживание уже получены, теперь отдел ИТ должен добросовестно отработать эти деньги, оказав пользователю качественную услугу.

Как ни странно, но до сих пор встречаются компании, в которых пользователи рассматриваются сотрудниками отдела ИТ как "досадное недоразумение, прилагающееся к рабочим станциям и мешающее работать". Такие настроения свидетельствуют о том, что отдел ИТ "оторван" от компании, а его сотрудники не ощущают себя частью компании и не мотивированы на успех компании, в целом.

Важной ролью директора по ИТ является также лидерство в отделе. Несмотря на то, что тезис о том, что руководитель отдела должен быть также и лидером этой группы, некоторыми считается стереотипом, последние исследования работы отделов ИТ на Западе убедительно показывают, что компетентность директора по ИТ является серьезным мотивирующим фактором для сотрудников отдела. Что не удивительно - должность директора по ИТ относится к профильным, соответственно, он обладает серьезным опытом, кругозором и может общаться с сотрудниками отдела ИТ на профессиональном уровне, т.е. не просто как руководитель, а как "старший коллега", что в конечном итоге укрепляет команду и повышает эффективность.

В заключение хочется подытожить - кем же является директор по информационным технологиям. Во-первых, он участвует в работе управленческой "верхушки" компании, имея возможность влиять на тактические и стратегические решения, высказывая свое мнение. Во-вторых, является посредником между топ-менеджментом и сотрудниками отдела ИТ, когда он может преобразовать бизнес-задачу в техническую и детализировать ее для специалистов. В-третьих, он руководит отделом ИТ, воплощая в жизнь задачи по автоматизации.

Роль директора по ИТ появилась в результате развития современного бизнеса и роста роли информационных технологий в его успехе. Наличие такой должности - признак того, что компания активно использует автоматизацию и реально оценивает ее роль в своем развитии и успехе.

Алексей ГРЕЧАНИНОВ,
alexei@gretchaninov.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2005 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!