Civilization III: Evolution

Хорошие игры не умирают, а шедевры тем более. Они переживают неоднократное рождение, в addon'ах, увеличивающихся номерах версий, профессиональных и любительских модификациях. Тысячи фанатов (среди которых всегда найдутся талантливые люди) участвуют во всевозможных проектах по улучшению любимых игр, привнесении новых элементов или создании удобной мультиплеерной (возможно, даже турнирной) версии.

Побудительным мотивом для написания данного обзора послужило небольшое событие - данная модификация всеми любимой "Цивилизации" появилась на рынках города в отдельном DVD-издании. Что же такое мод "Эволюция"? В первую очередь, это именно модификация, а не add-on, как пишут на обложке диска. От "мамы и папы" в ней осталось не так уже и много. Это поначалу кажется, что все родное, все знакомое. Выбрав свой (на котором интересно и не очень легко играть против компьютерных оппонентов) уровень сложности, вы с удивлением обнаружите интересный факт - компьютер оставляет вас в дураках с завидной форой. Почему это происходит, рассмотрим чуть дальше.

Построена "Эволюция" на движке последнего официального дополнения к третьей "Цивилизации Conquests" (версия 1.22). Разрабатывалась эта глобальная модификация (глобальной стратегии :), можно сказать, всем миром как open-source ПО на протяжении нескольких лет. А то, что доморощенные пираты решили выступить ее издателями, надо считать своеобразным признанием заслуг.

Сразу хочу оговориться по поводу возросших системных требований. Те рекомендации, которые даны на форзаце обложки, отнюдь не являются завышенными: двухгигагерцовый процессор, 512 мегабайт оперативной памяти и 4 гигабайта свободного места - это тот оптимум, при котором игра не будет доводить вас до белого каления своими бесконечными тормозами при переходе хода к противнику.

Одним из факторов возросших запросов компьютера является существенное увеличение возможного числа врагов. Если раньше максимальное количество присутствующих на карте государств ограничивалось восьмью, то сейчас эта цифра подскочила до тридцати. Чтобы играть с таким количеством оппонентов и иметь возможность построить больше чем 3 города, необходима соответствующих размеров карта и гораздо больше 500 ходов. Уже подходя к рубежу старой и новой эры, вы заметите, как изменилось количество ходов в сторону увеличения (в ХХ веке счет пойдет уже не на годы, а месяцы). Такое положение дел связано не только с размерами карты, но во многом с изменившимся деревом развития. Нельзя сказать, что оно усложнилось, скорее, стало более витиеватым и менее прямолинейным. Путей развития и получения тех или иных достижений стало больше, что только подчеркнуло необходимость выбора - торгуем, получаем культурные бонусы или качаем силу и огнем вихрем проносимся по соседям (совместить и то и другое почти не реально). Кроме того, каждое научное достижение - это бонусы в виде новых юнитов. По словам разработчиков, добавилось порядка 250 единиц к уже существующим. Появилось огромное количество уникальных, присущих только данной цивилизации воинов. В духе описанного выше увеличения вариаций для будущего развития канули в лету универсальные боевые единицы: кто-то хорошо атакует врукопашную, но слаб перед стреляющими, кто-то имеет хороший показатель здоровья, кто-то посредственен в обороне, но чрезвычайно мобилен.

 

Отдельно стоит упомянуть три нововведения. Во-первых, появились невидимки. Они бывают нескольких видов: в составе вашей армии и вне ее. К первым относятся монахи, фанатики, скоморохи, которые, сливаясь с народом, могут быть обнаружены только при нападении или соответствующими юнитами. Вторые - это всяческого рода бандиты (разбойники, наемные убийцы). Несмотря на то, что управляете ими вы, они вольны нападать на кого угодно (кроме небоевых юнитов и улучшений на местности) без дипломатических последствий для окружающих. К сожалению, оба вида крайне медлительны, и невидимый "переброс" огромного войска к стенам вражеского города редко получается. Зато в плане разведки и мелких диверсий это просто клад.

Во-вторых, появились юниты, чья единственная задача - быстрая переброска других в нужное место на карте. Это всяческие повозки, конные упряжи, грузовики и т.д. Некоторых юнитов можно построить уже мобильными. Так, повозка поселенцев доедет до места основания города вдвое быстрее обычного поселенца, но и стоимость ее постройки будет выше. А, например, конная артиллерия поможет наладить огневую поддержку в сроки, о которых до этого можно было только мечтать.

В-третьих, все, кто имеет возможность стрелять, получили дополнительный бонус в виде обстрела соседних клеток. Так, перед сражением вы можете выбрать: атаковать врага обычно или безответно. В первом случае битва продолжится до уничтожения или отступления (если конный или механизированный) одной из сторон. Во втором будет произведен обстрел врага с некоторой вероятностью нанести ему урон. Бонус при обстреле имеют юниты с дополнительными свойствами (огненные лучники, огненные катапульты и т.д.) или если противник существенно уступает здоровьем перед силой повреждения. Например, танк Т-34 при обстреле полностью уничтожит воина или лучника. Кроме этого, обстрел оправдан, если перед вами ослабленные предыдущим сражением войска (лучше с красным показателем здоровья). В этом случае вы отметите про себя огромный плюс "Эволюции" - полностью уничтожить юнит можно не только бомбардировщиком, крылатой ракетой или современной артиллерией. Поэтому ценность стреляющих юнитов (катапульта, требушет, мортиры и т.п.) становится понятна на самых ранних стадиях игры.

Управление городом несколько усложнилось из-за отсутствия с самого начала возможности строительства шахт и систем ирригации - все это еще предстоит открыть. Да и не факт, что у вас окажутся необходимые ресурсы. Кстати, количество последних также возросло. В основном, за счет бонусных (варианты роскоши), существенно облегчающих процесс повышения морали подданных. Есть новинки и среди стратегических ресурсов, с которыми придется разбираться по ходу, т.к., в отличие от большинства юнитов, их описание разработчики не удосужились поместить в цивилопедию. Вместе с ресурсами выросло количество возможных правительств. Теперь вы начинаете не с деспотизма, а общинного строя, а выбор варианта правления зависит не только от пути развития, но очень часто влияет на такие архиважные вещи, как производительность труда рабочих и возможность повышения затрат на науку.

Среди минусов следует отметить наличие мелких багов. Так, игра может зависнуть при обращении к цивилопедии по поводу возможностей нового юнита. Некоторые боевые единицы отказываются двигаться (полевые мины), несмотря на то, что в их свойствах передвижение заложено. Среди минусов побольше отмечу бестолковое описание некоторых нововведений. Например, осталось загадкой назначение "заложников", по поводу которых дается рекомендация "отведите в город и там убейте".

Убого выглядят новые статьи цивилопедии, снабженные картинками самих юнитов. На глобальной карте они выглядят очень прилично (почти не отличаются от "аборигенов"), но перетаскивание и растягивание в цивилопедии делает из них неразборчивое нагромождение цветных квадратов.

Есть еще более мелкие придирки. Вывод же один - играйте, играйте и еще раз играйте. Кроме того, что Civilization III: Evolution сделала много, чего не хватало в Conquests, именно она лучше всего подходит как для мультиплеера, так и участия в различных турнирах. Я уверен, что в последующих версиях "Эволюции" уберут баги, добавят недостающие статьи, и будет не хуже четвертой "Цивилизации", которую обещают уже этой осенью.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Диск для обзора предоставлен магазином "Бункер" ("Раковский кирмаш", box 68).

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Dmitry
Странно что кроме интернет магазинов в сети нет упоминаний об этом моде, учитывая что он разрабатывался "всем миром как open-source ПО". Кто-либо опробовал этот мод?
Аватар пользователя Астапчик Михаил
open-source - рулит!!!!

Но стратегии не люблю - сидишь и как дурак последний думаешь чего-то там, типа умный :)))))))))))

Аватар пользователя Andrew
2Михаил:

сам понял, что сказал??

"сидишь, как дурак и думаешь, что умный" как говорится, если дурак, мозги на базаре не купишь...

Аватар пользователя Астапчик Михаил
Гы!
Аватар пользователя Астапчик Михаил
У меня на Линуксе Freeciv есть - истинный open source. 8) И на русском языке.

Правда не играл ещё пока.

Аватар пользователя Dmitry
Freeciv вроде-ж многопользовательская. А по существу вопроса: кто-либо видел этот мод всетаки?