Age of Empires 3

Жанр: стратегия

Разработчик: Ensemble Studios

Издатель: Microsoft Games

Похожесть: серия Age of Empires, "Завоевание Америки", Age of Mythology

Системные требования: процессор 1,5 ГГц с поддержкой SSE, 512 Мб ОЗУ, видеокарта с 128 Мб памяти и поддержкой пиксельных шейдеров.

 

Для древних людей Земля стояла на трех китах. Позже они разочаровались в таком представлении о мире, но сам принцип им понравился, и передавался он из поколения в поколение. Так и дошел до игровой общественности, которая быстро подставила свои значения переменных для этого выражения. И теперь можно заявить следующее: стратегии реального времени держатся на трех титанах жанра. Именно их пытаются клонировать все игроделы, их считают идеалом, они - стандарт качества. Про них нередко упоминают в книгах, игровые обозреватели постоянно ссылаются на них... Три кита - это Warcraft, Command & Conquer и Age of Empires. И вот один из титанов сделал очередной шаг вперед. А наше дело - разобраться, был ли этот шаг правильным. Хотя, все равно, треть стратегий будет стремиться именно к новинке от Ensemble Studios.

Все мы видели ролики, трейлеры и скриншоты из игры. Водица "как настоящая", полная, безо всяких приставок "псевдо", трехмерность, реальная физика... Они поражали нас своей красотой и заставляли всерьез задуматься об апгрейде - разве можно любоваться на такую прелесть без топовой видеокарты? Многие, подсчитав свои возможности, заранее отказывались от покупки AoE 3, дескать, "не потянет". Однако игра получилась несколько демократичней, чем ожидал народ. Конечно, настоящую красоту мы сможем увидеть, лишь воткнув в материнскую плату что-нибудь вроде GeForce 7800 GTX, хотя и гораздо более слабые конфигурации справятся с игрой. Нам предоставлена целая куча графических настроек, которые поделены на четыре группы: экранные, шейдерные, детализационные и текстурные. Например, если у вас, в целом, неплохой компьютер, но на видеокарте всего один или два пиксельных конвейера, то можно ставить везде средние, а иногда и высокие настройки, только вот все, что идет под заголовком "Shaders", лучше выкрутить на минимум, если вы не хотите любоваться красивым слайд-шоу. А вот если вы хотите наслаждаться красотой Нового Мира по полной, то смело доставайте заначку и идите в магазин компьютерной техники.

Графика AoE 3, безусловно, стала эталоном для стратегий, одним взмахом откинув все достижения других компаний. Вряд ли кто-то сможет указать мне на игру, где можно увидеть более похожую на настоящую природу, более "живых" человечков, более "настоящие" здания. Дизайнеры и художники отработали свои доллары сполна - текстуры и модели заставляют забыть о границе между игрой и реальностью. Но графика - это еще цветочки, самые ягодки - это физика. Все помнят революцию, которую совершил Half-Life 2 своим физическим движком Havok? А ведь именно его использовали разработчики, совершив подобную революцию и в жанре стратегий. Такого на самом деле еще никогда не было и вряд ли предвидится в ближайшее время. Пушка выстреливает громадное ядро, отдача откатывает ее назад, ядро влетает в стену, окна брызгают тысячами осколков, обломки крепости падают на землю, убивая проходящих мимо крестьян... А морские сражения? С чем можно сравнить разваливающуюся от залпа каравеллы палубу рыбацкого судна, когда щепки по одной сваливаются в океан - со сносом мачты корабля мортирой на побережье? Или простреленной навылет сараюшкой на берегу, из окна которой вываливается ядро? Все эти прелести физики, подкрепленные превосходной графикой, делают третью "Эпоху Империй" самой зрелищной стратегией из всех когда-либо существовавших. Особенно запомнилась одна из миссий кампании, где под мой контроль попала здоровенная пушка, в чей радиус действия входила почти вся окружающая местность. Я просто не мог оторвать глаз от следующей картины: плывет огромный галеон, и в него попадает здоровенное ядро. Летят доски, падают мачты, и корабль тихо опускается на дно, лишь жалкие останки плывут по шейдерной водице.

Итак, разработчики сдержали свое слово по поводу привлекательности пейзажей, но не видом единым... Игре нужен и хороший геймплей, иначе все усилия пошли бы прахом. Концепция была хороша и в предшественниках, родоначальниках серии, нужно было лишь сохранить весь колорит игры и добавить парочку новых "изюминок". Чуть преображенный хит в новой обложке - что еще нужно, чтобы взлететь на вершины продаж и заработать много денег?..

Все мы помним, что раньше сражаться приходилось в древнее время и в средневековье. Вполне логично, что в AoE 3 мы попадаем в Новое Время, время колонизации и поиска Эльдорадо. На этом и были основаны самые разрекламированные особенности геймплея. Первая - это появление так называемого "домашнего города". Оттуда мы можем пригонять войска, крестьян, ресурсы, технологии во время игры. Сколько всего мы притащим в свою колонию, зависит от набранного опыта, от активности боевых действий (привет скандинавам из Age of Mythology!), от построенных на дороге торговых постов. Между миссиями кампании мы покупаем новые карты, позволяющие завозить в колонию новые юниты и технологии. Домашний город можно даже украшать - например, убеждать жителей, чтобы они вывесили национальные флаги из окон, или перекрашивать стены магистрата. Появились и герои - теперь они называются explorer (может, просто Microsoft'у слово нравится?). Они воют посильней обычных солдат, имеют неплохие способности, например, махнуть мечом - и порубить всех окружающих вражин, и могут собирать клады. Вот так мы пришли к третьей новинке серии. Теперь по карте разбросаны сундуки со всяким полезным барахлишком, а охраняются эти клады дикими животными, пиратами, индейцами и прочим никчемным сбродом. Поэтому с самого начала герой берет себе в подмогу парочку телохранителей из ближайшего барака и идет собирать то, что не очень хорошо лежит. Заодно и опыт накапливается...

Вообще, игра сделала такой незаметный шаг в сторону WarCraft за номером три. Смотрите сами: появляются герои, накапливается опыт, важным элементом боя становятся наемники - иногда нерационально даже строить казармы, а проще построить у поселения индейцев торговый пост и нанять там местных головорезов. Некоторые элементы геймплея нам запомнились по Age of Mythology - например, при переходе в новую эпоху мы выбираем между двумя покровителями, каждый из которых предлагает что-то свое. С миру по нитке - геймерам игрушка. Остается лишь похвалить девелоперов за такое чуткое следование вкусам современного игрового сообщества.

Несколько не понравилось явное несоответствие крестьянских занятий и времени. Например, я не совсем уверен, что в 16-19 веках среди основных способов добычи пищи были сбор ягод в лесу или поиск и приручение всяких коров. Мне почему-то казалось, что это было уделов древних людей, но разработчики считают иначе. Да и арбалеты в эту эпоху не имели столь значительного влияния, что сильно расходится с представлениями об армии тех времен, которые мы видим в Age of Empires. Сильно расстроили кампании - их всего три штуки, однотипней некуда, и проходятся все три за восемь часов максимум. Честное слово, несерьезно как-то. И сюжет какой-то недалекий - будто сделан для галочки. Так что назвать AoE стратегией без изъянов будет явной глупостью.

Зато порадовала динамика игры. Первые части несколько грешили скукой - примитивные действия быстро надоедали. Теперь у нас в голове сразу несколько дел, супостаты не дают уснуть. Надо и бегать, разыскивая клады, и отбиваться от противника, и самим готовить вылазки, и усиливать экономику, и развивать новые технологии, и строить по всей карте торговые посты, и охранять их... Голова начинает кружиться от одного только перечисления. А на деле это все выглядит куда сложнее. Любители тактик "от обороны" идут отдыхать - им долго не продержаться. Попробуйте обстроить свой город забором. Как только вы сделаете это, к вам придут в гости пара десятков воинов и несколько пушек, одним залпом сносящих этот забор. Если раньше артиллерия была очень дорогой, неэффективной и требовала высоких (по меркам того времени, конечно) технологий, то сейчас подогнать пяток мощных мортир с огромным радиусом стрельбы не составит труда даже при расшатанной экономике. Поэтому отсидеться за крепостными стенами не удастся. Что, впрочем, лишь пошло на пользу динамике игры.

На пять с плюсом выполнена озвучка. Музыку другую мы и не ждали, все те же "исторические" мелодии, с которыми столько раз встречались во многих стратегиях. Звуки выстрелов тоже не представляют ничего необычного, все качественно и натурально, разве что заслуживает внимания тот факт, что при удалении экрана от места битвы равномерно затихают звуки выстрелов и звон мечей. Но не в этом вся соль. Соль в том, что все нации озвучены соответствующими актерами. Например, речь французов легко узнать по гортанному "р", есть свой акцент и у прочих национальностей... А особенно порадовали голоса настоящих русских - не поскупились на озвучку, и русские в игре стали настоящими представителями этой нации, а не абстрактными мужиками в ушанках. Кстати, русские в AoE вообще удались на загляденье. Чего стоят одни названия юнитов - стрелец, опричник!

Напоследок парочка предупреждений. Во-первых, игра совсем не идет на процессорах без поддержки SSE, например, на 1.4 GHz Athlon Thunderbird - в системных требованиях этот пункт написан не просто так. Во-вторых, часто случались проблемы с установкой DVD-версии игры (тоже возникают проблемы с SSE), так что лучше установить по старинке, с трех компактов.

Резюме: правильное продолжение правильной серии. Именно к AoE будут стремиться игроделы еще, как минимум, год. Поэтому если вы сейчас пропустите мимо себя этот шедевр, вы не сможете разумно оценивать выходящие стратегии, вы пропустите мерило качества хорошей стратегии. А если даже эти слова не убедили вас отправиться в магазин за диском, то вы сами будете виноваты в том, что пропустили такую красивую игрушку.

Оценка: 9 с большим плюсом.

Арсений КРАВЧЕНКО,
phoenix_the_best@mail.ru,
UIN: 228460215

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!