Тест-драйв для "Гран Туризмо"

Обзор видеокарты Gigabyte GV-N66T128 VP

Начало осени продемонстрировало весьма интересную тенденцию на отечественном рынке middle-end сектора ускорителей: пока большая часть пользователей персоналок думает о своевременности перехода на продвинутую шину PCI-E, производители для себя этот вопрос уже давно решили. Под "старушку" AGP в данный момент невероятно трудно найти карточку мощнее 6600 GT, следствием чего стал жутчайший дефицит именно на модификации видеоускорителей, построенных на основе этого чипа. В пользу столь высокого спроса сыграло и отличное соотношение цена/производительность, по которому сегодня трудно найти что-либо более приемлемое из линейки Nvidia. Ну и не последним в списке причин этого ажиотажа стал немаловажный "игровой" фактор. Действительно, в ближайший месяц игрокам станут доступны такие заведомо хитовые продукты, как Black&White 2, F.E.A.R., Quake 4, Age of Empires 3, и люди знающие давно уже поняли, что для комфортной игры в эти тайтлы мощностей чипов предыдущего поколения на сегодняшний день недостаточно. А поскольку переход на новую платформу с шиной PCI-E влечет за собой замену (по-хорошему) почти всех комплектующих, народ ищет чего-нибудь подоступней, и с перспективой. Должен сказать, что ваш покорный ждал доставки своего нового графического ускорителя долгие три недели - лишь по прошествии этого времени мне удалось "урвать" из небольшой партии завезенных на "Ультру" карточек один экземпляр. К слову, партия разошлась по рукам всего за 2 дня, причем подобная картина наблюдается сейчас практически по всем моделям, в основе которых лежит чип 6600 GT и AGP-шина. Но, хватит истории, перейдем к описанию героини сегодняшнего обзора.


Технические характеристики

Сразу оговорюсь, что в случае с Gigabyte GV-N66T128 VP мы имеем дело с модифицированной (по сравнению с референсным дизайном) моделью. Судите сами: стандартом для чипа 6600 GT являются частоты 500/1000 МГц для чипа/памяти. В Gigabyte пошли дальше - если чип работает на стандартной частоте, то память поставили более быструю - 128 Мб GDDR3 от Samsung со временем доступа 1.8 Нс, что позволило довести используемую по умолчанию частоту до 1120 МГц! Должен заметить, что фактически это уже разогнанный производителем вариант, поэтому любители выжимать все соки из стандартных модификаций вряд ли получат удовольствие от данного экземпляра, ибо разгонный потенциал у Gigabyte GV-N66T128 VP невелик. Характеристики ядра, само собой, полностью стандартны - 8 пиксельных конвейеров и 3 вершинных процессора, 128-бит шина, 146 млн. транзисторов, "выращенных" по 110 нм технологии.

Другим фактором, "на любителя", является пассивная система охлаждения видеокарты на основе массивного двустороннего радиатора и тепловых трубок. Лично меня (помимо быстрой памяти) привлек именно этот фактор, поскольку тишина работы системного блока для вашего покорного не пустой звук. Про эффективность системы охлаждения данного экземпляра мы поговорим чуть ниже.

 

Карточка поставлялась в OEM-варианте, поэтому, кроме диска с драйверами и фирменными утилитами, а также переходника на S-Video и компонентный видеовыход, набор ничем похвастаться не смог.


Первые впечатления

Начнем с пресловутой ложки дегтя. В отличие от ряда более дорогих решений, в которых радиаторы прикрывают и чип, и память, в случае с Gigabyte GV-N66T128 VP производитель пошел по более легкому пути. Радиатор плотно прилегает только к графическому ядру, после чего тепло отводится по тепловым трубкам ко второй части радиатора, закрепленной на оборотной стороне платы. Увы, микросхемы памяти никак не охлаждаются, ибо вторая часть радиатора служит для банального увеличения площади рассеивания тепла. И уж совсем непонятно размещение радиатора относительно поверхности тыльной стороны: если часть чипов памяти были просто открыты, то часть из них оказалась "прикрыта" радиатором. Причем зазоры между памятью и металлическим основанием были видны на просвет. Учитывая, что карточка поставляется с уже закрепленным радиатором, данный факт можно считать недостатком производителя. С другой стороны, микросхемы памяти выполнены в стандарте BGA, а это (как, впрочем, и GDDR3 вообще) далеко не самая "горячая" память.

В остальном претензий никаких не возникло. В разъем карточка вошла легко, не задев никаких конденсаторов, соседний PCI-слот остался свободным. Из положительных впечатлений стоит отметить привлекательный внешний вид - синий текстолит и массивный медный радиатор смотрятся замечательно.


Тестовая конфигурация

Тестирование видеокарты проводилось на следующей системе:

  • MB Asus P4P800 Gold (865 PE chipset);
  • CPU - IP4 3.2 GHz Northwood, with HT;
  • RAM - Patriot, 2x512 Mb DDR 400 (PC 3200), dual channel mode;
  • HDD - Samsung Spin Point 160 Gb, SATA;
  • OC - Microsoft XP Professional SP 2;
  • видеодрайвер - Nvidia ForceWare 77.77 WHQL;
  • корпус - Chieftec BX-02B-SL-B, 360 Вт.


Разгонный потенциал

При разгоне данного экземпляра видеокарты частота повышалась в опциях самого драйвера после разблокирования соответствующей опции. Разгон ядра и памяти осуществлялся "шагом" в 5 МГц, после чего карточка тестировалась в интенсивных, "тяжелых", приложениях. Если появлялись артефакты изображения: снег, темные полосы, сетка вокруг текстур, - это свидетельствовало о переразгоне памяти, и делался шаг назад. Если же приложение "подвисало", снижалась частота чипа. Итак, данный экземпляр мне удалось разогнать до частот 570/1180, что является весьма хорошим, хотя и не самым лучшим показателем. В частности, некоторые модели карт на 6600 GT (от той же Gigabyte) с референсными значениями чипа/памяти (и с активным охлаждением) удавалось разогнать до 590/1270 МГц. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что разгонный потенциал видеокарт на данном чипсете по-прежнему зависит от конкретного экземпляра - иными словами, как повезет. Но тот факт, что небольшой запас скорости имеется у каждого чипа, сомнения не вызывает.


Методика тестирования

Все тесты проводились на разогнанной до вышеуказанных частот плате. Автор не видит смысла использовать карту в не разогнанном состоянии, поскольку потери производительности ощутимые (см. таблицы), и в то же время не призывает пользователей заниматься оверклокингом, так как в этом случае присутствует риск порчи оборудования.

Все тесты проводились при выключенных фильтрации, сглаживании и вертикальной синхронизации, в играх выставлялись максимальные настройки качества (кроме Doom 3, где использовались установки High), настройки драйвера были установлены на "Качество".

Для того, чтобы у читателя сложилась полная картина о скоростных характеристиках 6600 GT, ниже приведена таблица тестовых показателей в различных приложениях как для "дефолтного", так и для разогнанного варианта. Кроме того, не лишней будет и наглядная демонстрация преимуществ нового поколения видеокарт перед предшественницами - для этого мы приводим данные для видеокарты ASUS V9950 SE, построенной на чипе FX 5900XT (частоты чипа памяти 470/750 МГц).

  Разрешение экрана UT 2004 Q3Arena Doom 3 3Dmark2003 3Dmark2005 Far Cry
ASUS V9950 SE 1024x768 92.5 352.0 65.5 5195 n/a 37.1
1280x1024 69.3 262.2 49.2 3947 n/a 28.6
1600x1200 55.7 175.5 30.5 3042 n/a 20.2
Gigabyte GV-N66T128 VP(500/1120) 1024x768 129.7 410.2 102.5 7960 3130 61.7
1280x1024 91.9 282.4 68.7 6325 2520 52.2
1600x1200 79.6 240.6 54.2 5012 1990 39.8
Gigabyte GV-N66T128 VP(570/1180) 1024x768 137.7 415.5 107.5 8615 3455 62.3
1280x1024 98.6 293.7 75.6 6912 2698 55.6
1600x1200 85.4 260.4 59.9 5453 2120 43.8


Результаты тестов

Вы все видите сами - по сравнению даже с разогнанным чипом FX 5900 ХТ предыдущего поколения, современный 6600 GT позволяет получить очень существенную прибыль, особенно это касается игр, активно использующих шейдеры (Doom 3, FarCry) - прирост производительности получается чуть ли не двукратный! В играх без поддержки шейдеров прирост тоже значительный, немаловажную роль здесь играют банально более высокие тактовые частоты ядра/памяти 6600 GT. В синтетических тестах разрыв не менее приличный, а, к примеру, 3D Mark 2005 на картах прошлого поколения показывает такое слайд-шоу, что смотреть его решительно невозможно - поэтому дожидаться окончания теста мы даже не стали.

Ситуация с разгоном также вполне очевидна - в среднем, около 10-12% чистого прироста производительности, которые окажутся совсем не лишними, когда на вашем винчестере "пропишется" техно-монстр наподобие F.E.A.R. Поэтому если вас не пугает более "горячий" режим разогнанной видеокарты и небольшая вероятность выхода оборудования из строя, пользуйтесь, но лишь на свой страх и риск.


Температурные показатели

Я не зря указал наименование корпуса в описании тестовой конфигурации - ведь карточка Gigabyte GV-N66T128 имеет только пассивную систему охлаждения, поэтому вопрос внутренней вентиляции вашего корпуса немаловажен. Тестовый Chieftec BX-02B-SL-B, 360 Вт подходит для наших целей как нельзя более хорошо, ибо в нем организована эффективная приточно-вытяжная вентиляция, использующая целых пять 8 см вентиляторов для обдува комплектующих. Пара вентиляторов на вдув, три (включая кулер БП) - на выдув - и температура чипа в спокойном состоянии держится в пределах разумных 52 градусов! При интенсивных режимах значения поднимались до 59-61 градуса, а в разогнанном состоянии чип греется максимум до 65-67 градусов. Учитывая, что сам производитель считает это нормальным показателем ("аварийный" лимит установлен на отметке 145оС), можно констатировать эффективность установленной на видеокарте системы пассивного охлаждения при условии достаточной циркуляции воздуха внутри корпуса. К примеру, у некоторых моих знакомых, приобретших такой же экземпляр видеокарты, температура ядра доходила до 80-85 и даже выше - и все из-за крайне низкой степени эффективности охлаждения корпуса. Поэтому если вы счастливый обладатель системника за 30 у.е., в котором воздух выводится из нутра лишь за счет кулера БП, лучше присмотритесь к другим моделям, имеющим "на борту" активное охлаждение.


Резюме

Итак, вывод очевиден - видеокарта удалась по всем статьям. Производитель отлично позаботился о неопытных пользователях, выпустив вариант карточки на 6600 GT с более быстрой памятью. Но и любителей "повыжимать соки" из "железа" разочаровывать не стали - запас для экстремального "тюнинга" имеется, хотя и не самый выдающийся. Поэтому перейдем к главному вопросу: стоит ли брать? Решать, конечно же, вам, но лично меня к покупке подтолкнул "тест" недавней демо-версии F.E.A.R., в котором повсеместно используются шейдеры 2.0 и продвинутый бамп-мэппинг. Это испытание моя бывшая видеокарта ASUS V9950 SE с треском провалила, хотя до этого я на недостаток производительности не жаловался. Поэтому если вы желаете идти в ногу с прогрессом, берите, не задумываясь. Потратив чуть больше 200 у.е., вы получите надежного и бесшумного товарища, за которого вам не придется краснеть в течение ближайшего года.

Highcoaster

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2005 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!