Мы снова рады видеть тебя, Сэм!

Название: Serious Sam 2

Жанр: FPS

Разработчик: Croteam

Издатель: 2K Games

Минимальные системные требования: Windows 2000/XP, CPU Pentium 2 ГГц, RAM 256 Мб видео с поддержкой DirectX 9 и 64 МБ памяти, 1 Гб свободного места.

 

В сравнении с иными долгостроями жанра FPS (Half-life 2, Doom 3), ждать появления на наших экранах самого серьезного борца с несправедливостью в галактическом масштабе оказалось не так уж и долго. Минуло всего 4 года, и Сэм Стоун, обросший новейшим графическим движком, физическими комплекциями и прочими ноу-хау-прибабахами, смело наматывает километраж по негостеприимным мирам.

По правде говоря, Serious Sam - последний из могикан. В игровом мире не сохранилось чисто аркадных шутеров, где монстры всех видов и размеров прут изо всех щелей, где оружия столько, что хватит взорвать планету, а основное правило - не снимать палец с левой кнопки мыши. Этот вымирающий жанр был бы похоронен еще после выхода Doom 2, однако ребята из никому неизвестной в 2001 году компании Croteam решили по-другому. И все равно Сэм остается уникальным - за все прошедшее время проектов, идущих по его стопам, набралось не так уж и много - WillRock и Painkiller. Первый общественность заклеймила как бездарный способ клонировать, второй на поверку оказался игрой немного другого свойства. Поэтому и сравнивать "Серьезного Сэма в квадрате" можно только с самим собой, извлекая при этом корень в уме.

Насколько в прошлой части нам был важен сюжет? Он лишь определял последовательность локаций и позволял примерно предположить, что произойдет на последующих уровнях. В похождениях Сэма за номером два сюжет, следуя традиции, не стал определяющим фактором геймплея, зато на его основе сделаны потрясающие переходы между уровнями. Именно ради этих "мультиков" стоит проходить очередной левел как можно быстрее - искрометный юмор, издевательство над стереотипами и подшучивание над самим собой или разработчиками делает вопрос "Почему общая продолжительность таких роликов переваливает за два часа?" чисто риторическим. Не менее ценна работа над шутками в самой игре. Перцу добавляет новый командный интерфейс в виде голограммы девушки, которая приятным голосом едко комментирует действия Сэма, а по мере прохождения локаций выдает боевые сводки с места событий (пришествие очередной пачки монстров).

Если кому-то интересно сюжетное действо, то сообщаю - мы будем охотиться за очередным вселенским злом по имени Ноториус Ментал (Notorious Mental), который вовсю безобразничает на планете Сириус. Для того чтобы наказать плохиша, в первую очередь, необходимо собрать магический медальон (пять уровней, более тридцати локаций и тьма-тьмущая разнокалиберной нечисти), затем перелететь на соседнюю планету (там также лучше не прятать, а вовсю показывать кузькину мать) и, в конце концов, забраться в самое осиное гнездо (где количество квадратных метров многократно ниже плотности населения), чтобы с честью завершить начатое дело.

Итак, в сравнении с первым "Сэмом", у игры поменялся графический движок, который теперь называется "Serious 2". Он вполне соответствует современным аналогам как в плане отображаемых красот и использовании обязательных "фич" (пиксельные и вершинные шейдеры (3.0/2.0), управление трилинейной и анизотропной фильтрацией, normal bump-mapping и т.д.), так и физических взаимодействий с окружающим миром. Последнее особенно радует, т.к. именно с помощью современной физики удаются некоторые оригинальные геймплейные решения: взрывчатое оружие (гранаты, ракеты, супер-пушка) разбрасывает врагов в разные стороны, разрушение части зданий может накрыть волну атакующих обломками, а подручными предметами можно смело выстроить лесенку к секретному боезапасу или просто кинуть в противника (на что, по правде говоря, совсем нет времени).

Соответственно, с доработкой движка улучшились прорисовки локаций, которые теперь не просто антураж плюс нарисованный задник, а очень впечатляющая картинка. К сожалению, размеры игрового мира намеренно ограничены некими невидимыми преградами, и у нашего альтер-эго есть одна единственная дорожка, по которой можно идти вперед. Тут невольно вспоминаются огромнейшие пространства незабвенного UT-2004. Локаций с видимой линией горизонта будет не так уж и много: наш взгляд постараются постоянно ограничить то джунглями, то горами, а то и архитектурой мегаполиса будущего. По большому счету, со времен первого Сэма подход к локациям не претерпел никаких изменений - все те же замкнутые пространства, перемещаясь между которыми, мы выкашиваем толпы "мяса".

Кстати, о "мясе". Его не просто много, его не меряно. Более сорока видов всевозможных монстров, часть из которых просто перерисовали (заводные носороги, студенты-бомбисты, "коники"-скелеты), а часть придумали заново. Надо сказать, что, в отличие от других игр, здесь нет четкой привязки типа монстров к локациям, и перед боссами можно вполне встретить весь разномастный выводок. По все той же традиции, основную угрозу нашему здоровью представляют не самые большие и сильные (им хватает пары гранат и выстрелов из дробовика), а многочисленные "козявки", берущие своей многочисленностью. К доработкам, которые при грамотном использовании сильно облегчают жизнь, можно отнести взаимоуничтожение. Так, ловко уклоняясь от ракет, можно не беспокоиться за тылы - они будут вычищаться автоматически. Также следует отметить появление многочисленных летающих супостатов (вертолеты, солдаты с пропеллерами, дройды и т.д.). В отличие от своих "приземленных" собратьев, они иногда пытаются уклоняться от шестиствольного пулеметами, который в ваших руках быстро превращается в средство ПВО.

Арсенал предоставленного нам оружия просто впечатляет. Кроме полной (и очень тщательной) перерисовки абсолютно всех "стволов", мы по ходу игры будем управляться 14 видами пушек: от пары револьверов с лазерными прицелами до плазмогана и "серьезной" бомбы (уничтожение всех в пределах видимости). Особую любовь публики, как всегда, заслужит шестиствольный пулемет, ракетница, снайперка (вещь редкая как в применении, так и нахождении) и корабельная пушка, та самая, что стреляет катящимися ядрами, сметающими все на своем пути. Выбор оружия осуществляется стандартно (клавиши 1-9), однако в слоте обычно несколько единиц, так что для перехода к нужной единице иногда необходимо будет нажать пару раз. Все слоты очень грамотно поделены: 1) бензопила (можно пилить деревья); 2) энергетический пистолет и револьверы; 3) автоматический дробовик (высокая скорострельность) и просто двустволка (почему-то куркового типа); 4) узи (пока нет пулемета - самое то) и пулемет (незаменимая вещь); 5) ракетница и миномет (специфическое оружие); 6) плазмоган (аналог пулемета на высокотехнологичном уровне); 7) снайперка (весьма полезна против скоростных юнитов) и попугай с бомбой (своеобразная самонаводящаяся ракета); 8) суперпушка; 9) "серьезная" бомба.

Стоит упомянуть и о таком нововведении, как транспортные средства. Прохождение иных локаций просто невозможно без оседлания подвижного ракетного багги, вертолета или прозрачного шара, утыканного шипами. Сюда же следует отнести всевозможные турели, которые чудесным образом помогают остановить даже не вражескую волну, а целое цунами.

Чтобы вам не было скучно, геймплей существенно разнообразили как прохождением на время, так и отысканием всевозможных секретных мест. Уровни сложности, к сожалению, кроме как на величину наносимого вам урона, не влияют. В принципе, это закономерно, так как AI в игре отсутствует как класс. Заявленные 35 часов прохождения, вероятно, справедливы лишь для самого высокого уровня сложности, в то время как на Normal игра проходится за втрое меньший срок.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!