Психонавтика - наука тонкая

С моей стороны было бы просто преступлением не познакомить вас, уважаемые читатели, с очень необычным и в то же время "фирменным" продуктом от гуру компьютерных игр Тима Шафера - Psychonauts. Если вы не в курсе, кто такой Шафер, то скажу пару слов о нем. Тим Шафер - автор замечательных квестов прошлого (Monkey Island, Grim Fandango, Full Throttle, Day of the Tentacle), для которых характерны были оригинальность сюжета, уморительные внутриигровые диалоги, нарочито мультяшная графика. Играть в них было очень интересно, но в последнее время никаких новостей от Тима Шафера не поступало, и поклонники все меньше и меньше надеялись на выход из-под его пера еще одного шедевра. И вот случилось - сбылись мечты оптимистов, появился Psychonauts.

Не сказать, чтобы эта аркада свалилась как гром среди ясного неба: все имели возможность поиграть в демо-версию этого проекта (обзор оного читайте в "КВ" №20, 2005). И уже тогда можно было сделать вывод: аркада выдержана в духе тех самых "старых" квестов, присутствовал колоритный персонаж, разговоры в роликах были не менее яркими и смешными, сюжет необычен и не всем понятен. Впрочем, это суровая реальность - игры Тима Шафера всегда были "не для всех", не собирали внушительных касс, да и вообще считались этаким "андеграундом" игровой индустрии. Не зря любители денежек из Microsoft быстренько отказались издавать Psychonauts, который, ничуть не расстроившись, нашел пристанище у Majesco Games. Ладно, оставим эти перипетии на откуп финансистам, а лучше познакомимся поближе с игровой вселенной, в которую нам предлагают окунуться разработчики.

С первого же запуска Psychonauts становится очевидным, что играть "по-обычному" не получится. Стартует ролик, в котором выясняется, что забавный паренек по имени Разпутин (сокращенно - Раз) отправился в школу психонавтов, предварительно сбежав из родного дома - цирка. Психонавтами являются агенты, умеющие пробираться в чужой мозг и там выуживать необходимую информацию. Этакие психологические "джеймс бонды", имеющие на вооружении вместо привычного оружия и технических гаджетов собственные уникальные способности (как нынче в моде - с приставкой "пси"): телекинез, левитацию, пирокинез и прочее.

Выясняется, что Раза (его внешность - это что-то с чем-то: представьте себе человечка с головой размерами с туловище, в мотоциклетном шлеме и огромных очках) в тренировочном лагере психонавтов не хотят брать в свои ряды, несмотря на имеющиеся у него задатки к необычной профессии. Но это дело наживное: спустя немного времени, не без помощи игрока, Разпутин докажет, что они ошибаются, и его все-таки примут. Вдоволь набегавшись по лагерю и его окрестностям, можно приступить и к выполнению заданий-миссий. Заключаются они в путешествиях в сознание других игровых персонажей и избавлении хозяина "мозгов" от его потаенных страхов, выполнении желаний и так далее. Именно здесь начинается самое интересное: дело в том, что в голове у каждого "свои тараканы". Каждый уровень-"мозг" представляет собой произведение искусства, в котором было где развернуться Шаферу. В первом мире, тренера Олеандра, Раз попадает на военный полигон, представляющий собой бесчисленное количество окопов, пулеметных гнезд, самолетов и прочей милитаристской атрибутики. Сознание Саши Найна выглядит в форме куба и бегающего по всем его четырем сторонам жуткого монстра. Предоставится даже возможность окунуться во внутренний мир... рыбы по имени Линда. Там маленький Раз превращается в самого натурального Кинг-Конга и начинает громить целый город. Каждый мир своеобразен и совершенно не похож на предыдущий, что заставляет игрока дальше двигаться по сюжету. Конечно, все эти события нельзя было бы понять самому, но на помощь приходят диалоги, в которые с охотой вступают все окружающие Раза существа - от учителей до "одноклассников". Система диалогов разветвленная, то есть можно выбирать, что ответить собеседнику. То тут, то там проскальзывают уморительные выражения и шуточки, так что заскучать не получится.

В Psychonauts нашлось место и для RPG-элементов, выражающихся в накоплении опыта и последующем получении пси-рангов. Чем выше ранг, тем большими способностями может обладать персонаж. Валютой в игровом мире служат синие наконечники, за которые можно прикупить в местном лабазе гаджеты, увеличивающие силу пси-способностей или аналог аптечек - конфеты.

 

Что особо хочется подчеркнуть, во всем чувствуется (и "видится") неповторимый стиль, присущий только проектам от великого Шафера. Это и не самая современная, но уж точно оригинальная графика; и непохожие друг на друга уровни с обязательными злыми боссами в конце (у каждого своя тактика - нахрапом взять не получится!); и веселые "детские" мелодии по ходу игры; и незабываемые персонажи и еще куча всего, что просто не хватит места упомянуть в рамках статьи.

Увы и ах, но Psychonauts имеет ряд "подводных камней", способных отбить желание играть дальше. К таковым можно отнести не самое удобное управление (наличие геймпада приветствуется, но все же это не панацея - проверено на личном опыте), особенно если учесть, что и архитектура некоторых уровней в прямом смысле слова "головокружительна". Отобьет некоторое количество товарищей и сюжет, понять который сможет не каждый. Как показало время, эта игра в продажах с треском провалилась - большая часть игроманов не приняла продукт. Если учесть, что на разработку Psychonauts у студии ушло пять лет, а продолжение делать они не собираются (что вполне логично с экономичной точки зрения), то вырисовывается не самая радостная картина - стоит ли делать такие игры. Позволю ответить за себя, что стоит: ведь именно на таких энтузиастах держится наш скучный, в общем-то, мир, а шанс поиграть в такую необычную и яркую аркаду выпадает раз в два-три года.

Антон БОРИСОВ

Диск предоставлен интернет-магазином "Медиакрафт" (www.mediacraft.shop.by)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!