Самый правильный градус

- Ночью на Луне мороз до минус ста семидесяти одного градуса!

- По Фаренгейту или по Цельсию?

- Сначала по одному, затем - по второму...

(с) "Футурама"

Название игры: Fahrenheit

Жанр: Interactive Adventure/RPG

Разработчик: Quantic Dreams

Издатель: Atari

 

Рекомендуемая системная конфигурация: CPU 1800 МГц, 512 Мб RAM, 1.4 Гб на HDD, Video с 64 Мб памяти и выше

Что-то неправильное происходит этой осенью с индустрией компьютерных развлечений. Совсем-совсем неправильное. Ощущение того, что за окном канун Рождества (традиционно - самое главное время выхода блокбастеров категории ААА), продолжается с середины октября и вплоть до настоящего момента. И шут его знает, почему так происходит - может, таким образом проявляет себя хитрая маркетинговая политика издательств, может, Сатурн вошел в зону влияния Водолея, и, скорее всего, тут не обошлось без вмешательства Высших Сил - главное не это. Главное - за каких-то полтора месяца на никак не ожидавших подобного "звездопада" бедных-несчастных игроков низверглась настоящая Ниагара хитовейших игр. И одну из самых жирных запятых в списке "пожирателей" свободного времени поставила не такая уж и ожидаемая игра - Fahrenheit от студии Quantic Dreams. Ничуть не кривя душой, признаюсь - шок, полученный в процессе знакомства с этим шедевральным произведением, по накалу страстей на голову превосходит впечатления от Quake 4 и F.E.A.R. вместе взятых. Даю вам честное-благородное.

Еще большую интригу этой исповеди придает тот факт, что Fahrenheit - менее всего "игра" в том смысле слова, который мы привыкли в него вкладывать. Скорее, интерактивная книга, приключение или даже мистико-психологический жанровый винегрет в декорациях классического детектива. Называйте геймплей как угодно, пишите в графу "жанр" все, что придет в голову, потому как сегодня мы имеем дело с редчайшим в индустрии случаем - слова здесь бессильны.

Куда более серьезным святотатством будет раскрытие местных сюжетных перипетий. Еретиком, отлученным от братской читательской поддержки, не желает становится ни один уважающий себя обозреватель, и ваш покорный - не исключение. Но оставить вас без некоторой "затравки" не имею права. Поэтому включайте воображение на полную катушку и начинайте отождествлять себя с героем игры, а я немножечко подсоблю в этом благородном начинании.

Картинка: игрок выныривает из марева забытья и осознает себя стоящим в типичном привокзальном туалете типичного европейского дизайна. В руках - окровавленный нож, вся одежда заляпана бурыми пятнами, сердце предательски галопирует в грудной клетке... У ног обнаруживается еще теплое тело с явными следами недавней насильственной смерти. Ассоциативная цепочка работает как хорошо смазанный механизм - и игрок моментально навешивает на себя ярлык с надписью "убийца". Другое дело, что имеющиеся факты никак не вяжутся с реальностью, ибо в мозгу начисто отсутствуют воспоминания о событиях, предшествующих нашему здесь появлению. Место нахождения - неизвестно, труп - не поддается идентификации, процедура умерщвления также осталась за гранью восприятия. И тут самое время задать себе сакраментальный, почти по Чернышевскому, вопрос: "Что делать?". Любой нормальный человек, после того как пройдет первый шок, сразу же себе и ответит - делать надо ноги. И чем скорее, тем лучше.

И тут картинка разламывается надвое. Пока мы, схватив тело за ноги, волоком продвигаемся к ближайшей кабинке, рядом показывают весьма занимательный эпизод - типичный полицейский подходит к двери типичного привокзального туалета... Ассоциативная цепочка снова действует безотказно - и в кровь играющего впрыскивается лошадиная доза адреналина. Теперь вопрос стоит несколько по-другому: "Кто быстрее?". Хороший вопрос. Вот только ответов на него несколько.

Fahrenheit - игра, обладающая редким ныне качеством - нелинейностью. Практически любая игровая ситуация имеет несколько развязок, целиком зависящих от оперативности и правильности действий игрока. Даже если вы не справились с какой-либо задачей, игра (в большинстве случаев) сделает сюжетный поворот и по триггерной "стрелке" переедет на другие рельсы. И пусть о тотальной нелинейности речь не идет, имеющаяся система альтернативных сценариев заслуживает самых теплых отзывов.

Еще одним интересным фактом является отсутствие в игре единого главного героя. Список причастных к расследованию, как правило, ограничивается тремя персонами: Лукасом Кейном (которого обвиняют в том самом убийстве), Карлой Валенти, расследующей данное дело, и ее напарником - Тайлером Майлсом. Любая ключевая сцена почти всегда обозревается именно с этих трех позиций. И что особенно отрадно - каждый подход значительно отличается от других. Карла, несмотря на весь ее профессионализм, обладает типичной женской эмоциональностью, благодаря чему все ее поступки и мысли проходят сквозь призму чувств, что однозначно влияет на конечный результат. Майлс - скорее, прагматик, ему присуща некоторая расчетливость и хладнокровность мышления. Лукас же постоянно находится под "прессом" собственной безысходности, из-за чего все его поступки и мысли оказываются окрашены в депрессивные тона. Наблюдать за тем, как разнятся взгляды персонажей на одну и ту же проблему, очень интересно. А ведь надо еще учитывать, что у героев нашего повествования, помимо основной, существуют и второстепенные заботы. К примеру, Карла живет весьма обыденной (насколько это слово вообще применимо к детективу), но довольно интересной жизнью, ее почти ничто не угнетает, а в ее истории находится место не только расследованиям, но и личной жизни. У Майлса личная жизнь поставлена куда менее гладко - его вторая половина постоянно переживает за сохранность любимого, что и не стесняется демонстрировать при каждом удобном случае. Насчет Лукаса тоже все понятно - ему сейчас тяжелее всего. Все-таки не каждый день твою физиономию крутят по национальному телевидению с приставкой "Их разыскивает милиция"... Но место светлым моментам найдется и в его повествовании.

А еще Fahrenheit обладает довольно любопытной системой внутриигрового взаимодействия, позаимствованной из вражьего консольного стана. Тем, кто начинал знакомство с миром интерактивных развлечений именно с приставок, она должна быть хорошо знакома - демонстрируется скриптовая сцена, что-то с кем-то происходит, и в какой-то момент времени на экране появляется значок, настойчиво умоляющий игрока скорее нажать на нужную кнопку. К примеру, происходит сцена словесной перепалки, в результате которой ваш оппонент швыряет вам в голову стул - будьте добры несколько раз нажать "влево" - и тогда главгерой успеет уклониться от массы неприятностей, связанных с нежелательным "контактом". Не успели - что ж, наблюдайте за печальными последствиями собственной неповоротливости. И хотя тупиковых ситуаций, заканчивающихся смертью героя, в игре мало, излишняя расторопность Fahrenheit'ом горячо приветствуется. Зачастую игроку придется взаимодействовать сразу с восемью (!) кнопками действия, причем время реагирования всегда расписано по секундам. Одним словом, хорошая реакция и не менее качественный геймпад для прохождения крайне желательны.

Отдельной строкой стоит упомянуть разновидность упомянутого взаимодействия, метко прозванную консольщиками "L-R Killer". Заключается она в попеременном нажатии клавиш "влево-вправо", причем делать это нужно координированно и выдерживая заданные временные интервалы. На первый взгляд, ничего сложного, но это только на первый. На самом же деле "порции" этого сомнительного удовольствия исчисляются минутами, а сбиваться с ритма, как вы понимаете, нельзя. Вот поэтому-то и сидит игрок, как чурбан, перед монитором и дробит пальцами клавиатуру. Раз за разом. Минута за минутой, пока кривая сюжетной магистрали не вынесет его к очередной развязке, где можно будет передохнуть и смазать потрескавшиеся пальцы кремом...

Кроме того, Fahrenheit очень красив. Местный движок можно упрекнуть только в одном (и то, если есть желание придраться) - в некоторой не очень заметной угловатости моделей, наверняка "позаимствованной" по причине порта с консолей. Все остальное - на самом высоком уровне, а местная анимация движений так и вовсе заслуживает отдельной премии имени Игровой акробатики. Наблюдать, как бегают, сражаются и взаимодействуют персонажи, одно удовольствие. Motion Capture высшего профессионального качества.

Но "западаешь" на игру по совсем другой причине. Любая книга должна быть интересной, и интерактивная - не исключение. А Fahrenheit чудовищно интересен. И хотя при желании пройти всю игру можно часов за 7-8, это будут лучшие часы, проведенные у монитора за весь 2005 год. Настолько атмосферно, качественно и одухотворенно пересказывается эта сказка для взрослых, что, пройдя игру до конца, некоторое время хочется посидеть перед угасшим экраном и поразмыслить о многом. О смысле жизни, о ее превратностях, о несправедливости и праведности, о преступлении и наказании... и еще о целой куче других, столь же возвышенных составляющих бытия. А потом включить компьютер снова, запустить игру и еще раз прожить маленькую, но такую насыщенную Жизнь...

Резюме: не хит - но шедевр. Не игра, какой мы привыкли ее представлять, но книга, которых хотелось бы видеть в "библиотеке" побольше. Чудесная графика, исключительно атмосферная музыка (ах, эта скрипка...) и нестандартное для PC управление - вот те оболочки, в которые обернута настоящая жемчужина от мира интерактивных развлечений. Для людей, ценящих оригинальность и класс.

Highcoaster

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!