ГАНгрена на Диком Западе

Название: GUN

Издатель: Activision

Разработчик: Neversoft

Минимальные системные требования: CPU 1200 MHz, 32 Mb video, 256 Mb RAM, 2.8 Gb HDD

Оценка: 7

 

А сколько было шумихи... Авторитетный журнал "Игромания" сулил чуть ли не Мекку для поклонников лошадей, виски и салунов. Менее тяжеловесные СМИ солидарно подливали масла в огонь, выдавая на-гора обещающие тексты: мол, "как мы соскучились по всему ковбойскому!", "да здравствует товарищ Кольт!", "возвращение Дикого Запада на PC!" и многие другие лозунги с большим количеством восклицательных знаков в конце. И вот этот "хит мирового масштаба", наконец-таки, вышел. Вернее, был портирован на персоналки прямиком с "Ящика дяди Билла", также известного как Xbox. "Что мы в итоге имеем?" - задаст справедливый вопрос читатель. Что ж, вы сами напросились - читайте.

Уже на этапе знакомства с коробочкой DVD меня начали обуревать смутные сомнения относительно адекватности графики проекта. Впрочем, скриншоты - на то они и скриншоты, чтобы "вырывать" из общего визуального контекста самые лакомые кусочки, снятые в самых правильных ракурсах. Действительность оказалась куда суровее.

Первый запуск оставляет игрока в полном недоумении - не устаешь задавать себе вопрос: "А какой нынче год?". Лично я бегал к календарю проверять трижды - год 2005-й, тут двух мнений быть не может. Но в то время, как у нормальных людей за окном канун 2006-го, у разработчиков из Neversoft царят милые сердцу девяностые. Выдать в наше просветленное время двухсотмиллионотранзисторных видеокарт картинку уровня бюджетного текстового редактора - это надо смелость иметь! Видимо, из двух составов с полигонами, которые заказали разработчики, один ограбила банда Буча Кэссиди прямиком на железнодорожных путях. Налетели так, понимаешь, с кольтов в воздух постреляли, да и заставили машиниста гнать состав по недостроенному мосту... В результате разработчикам осталось довольствоваться половинчатым "бюджетом", вследствие чего картинка в GUN страдает повсеместной полигональной дистрофией. И даже отмашка в адрес консольного происхождения вряд ли сможет спасти Neversoft от праведного гнева истощенных долгим ожиданием геймеров.

Но там, где не хватает технических ресурсов, талантливый разработчик всегда сможет выкрутиться за счет хорошего дизайна и архитектуры. Вспомните, к примеру, Warcraft 3. Я осознаю, что сравнение не совсем уместно, но данная игра до сих пор служит образцом того, как дизайн может спасти технически слабый движок. Даже на момент выхода (а это, согласитесь, было уже давно) Warcraft 3 не представлял из себя графического прорыва, но на это мало кто обращал внимание из-за грамотного моделирования игровых объектов и умелого распределения имеющихся аппаратных ресурсов. В GUN вы ничего подобного не увидите. Местные города представляют собой хаотичные скопления обтянутых размытыми текстурами коробок. Архитектура на уровне раннего палеолита, дополнительных деталей - кот наплакал, а от экстерьера городских улиц веет такой нищенской детализацией, что хочется достать из кобуры кольт, просунуть дуло между собственных зубов и раза три нажать на курок. Такие вот ощущения.

Не намного лучше дело обстоит и с анимацией. Если главгерой двигается еще более-менее терпимо (подчеркиваю - терпимо!), а ключевые персонажи составляют ему в этом компанию, то все второстепенные личности и встречающаяся в игре фауна вызывают своим появлением в кадре нервный тик. Страдающие полным параличом опорно-двигательного аппарата ковбои "обучены" по-киношному тупо выглядывать из-за угла всем корпусом, коряво взбираться на лошадь и вести пальбу, вяло подергивая пятипалой конечностью... Н-да. Лошадки сделаны получше, особенно их анимация - очень правдоподобно, знаете ли... пока они не отойдут подальше. По недосмотру господ программистов частенько, при отдалении от игрока, вражеская конница напрочь теряет анимацию - лошади застывают по стойке "смирно!", но продолжают исправно нестись, не двигая ни единым мускулом, со скоростью 60 км/ч. Можно и КВН не смотреть - здесь скучно не будет.

Впрочем, что это я все о плохом да о плохом? Пора уже рассказать читателям о самой игре. Сюжет - пожалуй, самая сильная составляющая игры. Началось все в 1542 году, когда караван миссионеров с Нового света подвергся жестокому нападению племени индейцев. В сей трагический момент была похищена христианская реликвия - золотой крест, который служил не только символом Всевышнего, но и представлял собой ключ, открывающий дорогу к древним сокровищам... С тех пор минуло 300 лет. На дворе - 19 век и Дикий-Дикий Запад. Главгерой - мужественный, как крокодил Данди, молодой ковбой по имени Колтон Уайт. Парень живет у излучины Миссури вместе с отцом, где занимается охотничьим промыслом, снабжая мясом проплывающие мимо суда. Но в один прекрасный день случается непредвиденное - на теплоход "Утренняя Звезда", где он оказывается по долгу службы, совершается вероломное нападение. Бандиты под предводительством странного священника убивают всех, не щадя ни женщин, ни детей... Отец своевременно спасает Колтона, успев перед смертью отдать ему медальон и сказать страшные слова: "Ты не мой сын...". Теперь судьба молодого ковбоя зависит только от него самого.

Должен признаться - сюжет неплох. По ходу действия нам предстоит столкнуться с Генералом - главным противником нашего героя, который владеет половиной ключа и жаждет во что бы то ни стало получить недостающую часть. У Генерала есть правая рука - чертовски не харизматичный тип, передвигающийся на поезде, украшенном черепами. Тот, в свою очередь, нанимает исполнителей (среди которых мелькает знакомая рожа демонического священника), которые начинают вставлять игроку палки в колеса, не брезгуя никакими методами. Именно в многочисленных скриптовых сценках, посредством которых излагается сюжет, и скрыто основное достоинство игры.

Сам геймплей в чем-то напоминает сильно урезанный GTA. Мы скачем по городам и селам (начинается приключение в типичном "вестерновском" Додж-Сити), выполняем сюжетные задания, потихоньку раскрываем тайну собственного происхождения и взаимодействуем с окружающими. Хотя в большинстве случаев взаимодействие сводится к бешеной пальбе из двух рук, встречаются и варианты. К примеру, можно почитать плакатик "Их разыскивает милиция", а затем пойти в ближайший салун и захватить преступника живым или мертвым. За живого дают раза в полтора больше, но и взять его труднее, особенно когда его окружают "партнеры по ремеслу". Кроме этого, можно подвизаться сопровождать дилижанс (на который по всем законам жанра нападут грабители), разгромить опиумный салон, поохотиться на зверей, порулить поездом или спустить все деньги на азартные игры... Изредка игрока балуют stealth-элементами или мини-играми из разряда "как я косил бандитов стационарным пулеметом". Словом, разнообразие есть, хотя, по сегодняшним меркам, его явно недостаточно, да и реализация порой, мягко говоря, не блещет. За успешное выполнение всех этих заданий игрок будет получать деньги и очки опыта, автоматически распределяемые между четырьмя характеристиками. Это "верховая езда", "владение оружием", "ближний бой" и "quick draw points". На последнем стоит остановиться подробнее. Quick Draw - местный аналог slo-mo, без которого сейчас выпускать игру, видимо, вообще нерентабельно. Недавно вот мы могли любоваться появлением этой фишки в Need for Speed: Most Wanted, а теперь еще и ковбоев научили "замедляться". Короче говоря, в этом режиме можно гораздо быстрее и прицельнее стрелять, а пополняется шкала ресурса за красивую пальбу. Сотворить парочку headshot'ов, выбить оружие из рук противника или по-Голливудски снести ему шляпу - выбирать вам, игра такие вещи всячески поощряет.

Арсенал довольно разнообразен. Конечно, "Большое Финальное Глушилово" вам здесь никто не предложит, зато огнестрельного оружия - пруд пруди. Несколько видов револьверов и винтовок, каждый со своими характеристиками скорострельности, кучности и скорости перезарядки и даже уникальным внешним видом. Для ценителей - оружие ближнего боя (ножи, томагавки и пр.). Для кемперов и киллеров - "снайперки". Для особо кровожадных - бутылки с зажигательной смесью и лук, заряжаемый различными стрелами - от обычных до поджигательных или укомплектованных динамитом. Одним словом, в орудиях убийства недостатка не будет.

А, кроме того, игра жестока. В первую очередь, она жестока к тому, кто решился ее проинсталлировать. И уж только потом она показывает жестокость внутриигровую. Здесь симпатичным дамочкам втыкают в голову томагавки, священникам ампутируют уши, людям перерезают глотки и всячески творят схожий киношный беспредел. Даже лошадкам достается - бедолаг дырявят направо и налево. Куда смотрит GreenPeace, решительно непонятно.

Но не так страшен конь Пржевальского, как его малюют логопеды-любители. Обвислый круп парнокопытного не идет ни в какое сравнение с "Чапаевским" разрезом ног ездока. Спрыгнув с коня, Колтон Уайт не по-детски косолапит в направлении ближайшего салуна, дабы, не переводя дыхание, тут же отстрелить пару десятков голов, выпить несколько галлонов одно-солодового виски (местный аналог аптечек) и (пока не окосел) укокошить еще парочку "бандитос". Затем парень косолапит обратно к коню, залазит на несчастное животное и пускается в погоню за теми, кто ускользнул от его праведного гнева. Преследование протекает по всем канонам жанра, с преодолением "полосы препятствий", массовыми стрельбами и обязательной завершающей скриптовой постановкой. Повторить вышеописанную последовательность несколько десятков раз, спасти мир и попутно разбогатеть - так вся игра и проходит. Хватило бы терпения.

Резюме: страшненький вестерн в страшненьких декорациях. Неплохой, в общем-то, сюжет угробили корявой технической и дизайнерской реализацией. Зато есть у GUN и одно неоспоримое достоинство - он вносит ощутимую струю свежего воздуха в устоявшийся запах коммерчески успешных и вылизанных до блеска игр. После всех этих sci-fi блокбастеров и WW2-экшнов хочется чего-нибудь именно такого - жесткого, неправильного, нескладного и неполиткорректного... настоящего ковбоя от мира компьютерных игр.

Highcoaster


Скажу сразу: мне Gun, в отличие от коллеги Highcoaster'a, скорее, понравился. Да, если реально оценить и сравнить живущий своей жизнью мир GTA, там, где доставляет удовольствие просто ездить на крутой тачке по городу, с мертвыми пустынями Gun, то становится просто смешно. Два зачуханных города, полтора жителя в каждом и не слишком большой набор миссий. Так-то оно так, но нельзя не принять во внимание эту атмосферу. Такой "дико западной" жизни игроделы нам не показывали очень давно. Здесь небритый ковбой небрежно попивает виски, стреляя от бедра из двух кольтов в назойливых индейцев. Здесь золотые жилы можно найти на каждом шагу и все носят с собой кирку. Здесь в салунах ходят те образы, которые мы видим в американских вестернах. Здесь ценится динамит и ездят уже такие непривычные паровозы. Хотя бы за этот неповторимый дух стоит пройти эту коротенькую игру - все равно на нее уйдет меньше недели. Если, кончено, вы не застрянете на последнем главаре - победить этого негодяя в разы сложней, чем любого другого противника.

А насколько помогает спустить пар беготня с томагавком, позволяющим хватать охранников за горло, оттаскивать их в темный уголок и там перерезать горло? Разве GTA и его биты могут сравниться с этим благородным оружием индейцев? А тот же отстрел стрел в режиме slo-mo (честная опечатка по Фрейду - я имел в виду quickdraw:)? Сам игровой процесс, основная кампания и приложенные дополнительные миссии порадовали больше, чем разборки Великого Автоугонщика. Если рассматривать игру как тупое мочилово, то надо сказать: проект удачен. Но все же в противовес этой замечательной атмосфере и покеру в салунах игра может "похвастаться" местами чрезмерной жестокостью (снимать скальпы - это уже как-то слишком) и ужасным внешним видом. Эти лошади, похожие на исхудавших коров, и одинаковые бочки с надписью TNT под конец надоедают так, что забываешь обо всех прелестях игры. Про графику и физику умолчу - противно. Но, несмотря ни на что, не стоит пропускать эту игру - говорю как нелюбитель шутеров.

И напоследок: живи я в Америке, обязательно подал бы на игру в суд. Это ж чему учит игра, смотрите сами: если израненный человек выпьет глоточек дрянного виски, он мигом выздоравливает. Пропаганда алкоголизма в чистом виде! Такой повод для иска пропадает...

Арсений КРАВЧЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!