Достойное завершение Великой игры

Название: Myst V: End of Ages

Жанр: квест

Разработчик: Cyan Worlds

Издатель: Бука

Системные требования: CPU 800 МГц, 256 Мб RAM, DirectX-совместимая видеокарта с 32 Мб памяти, 4.5 Гб свободного места на диске.

 

Оценка: 9

Не далее как в "КВ" №43/2005 в рубрике "Игровая локализация" я рассказывал о последней части Myst и констатировал факт исчезновения студии-разработчика Cyan Worlds с просторов гейм-девелоперов. Но буквально через неделю пришло известие о восстании птицы Феникс из пепла - Cyan Worlds пробыла в "подвешенном" состоянии около месяца, затем нашла финансирование и в данный момент трудится над новым проектом, который должен стать более чем достойной игрой. Тут бы порадоваться сим известием в очередном "Гейм-пресс", но, посмотрев на заветную трехдисковую версию великого квеста, заботливо переведенную "Букой", я понял: о такой игре обязательно нужно рассказать более подробно, а заодно и "усластить" сообщением о воскресших разработчиках.

Когда выходит очередной "Мист", понимаешь, что именно эта часть лучшая из всей серии. Случилось так и в этот раз - Myst V: End of Ages стала "самой-самой" по многим причинам, о которых ниже. Прежде чем перейти непосредственно к обзору игры, хочу обратить внимание на тот факт, что заключительное слово взяли создатели самого первого Myst, который имел просто небывалый успех для проекта жанра "квест" и разошелся небывалыми для того времени тиражами.

При погружении во вселенную древней цивилизации D'ni испытываешь небывалые чувства - "цепляет" все, что можно только придумать: атмосфера, сторилайн, геймплей, графика и, конечно же, звук. По всем составляющим можно выставлять максимальные оценки, игру ставить на пьедестал с табличкой "Квест года", выдавать все мыслимые награды и рвать волосы на голове от осознания того, что это - финал, мы больше не встретимся с главными персонажами, не увидим райских пейзажей, не услышим вводящей в экстаз музыки... Но, друзья, давайте будем объективны. Восхищение, уважение, почтение - это присутствует у многих, но лишь единицы из игроков по-настоящему могут понять и, тем более, играть в Myst. "Сложность" стала вторым именем этого квеста, обеспечив игре незавидную участь быть самым "неиграемым" хитом. Но искусство требует жертв, пусть End of Ages станет времяпрепровождением для избранных, зато этот пример станет жемчужиной игровой индустрии, своего рода классикой в мире компьютерных игр.

Myst V: End of Ages очень атмосферен: такие противоречивые чувства, как обреченность и надежда, любовь и ненависть, страх и радость не покидают до того момента, когда по экрану поползут финальные титры. Правда, увидеть их смогут лишь единицы - головоломки и загадки зашкаливают все разумные пределы, каждая кажется сложнее предыдущей, решение в отдельных случаях исчисляется не часами, а сутками, но успех щедро вознаграждается, ибо игрок чувствует себя, по меньшей мере, гением. Для сохранности нервной системы посоветую (уже чувствую укоризненные взгляды ветеранов сериала) озаботиться наличием прохождения - отдельные "заковыки" зубодробительно сложны. Квест продолжителен, так что энтузиазм пригодится еще не раз.

Рассказать о сюжете пятой серии Myst - отобрать у ребенка любимую игрушку. Поэтому я обмолвлюсь лишь об общей идее: игроку предстоит выяснить причины катастрофической гибели древнейшей цивилизации D'ni, а также решить их судьбу: либо навечно оставить ее забытой, либо привести к счастливой развязке, либо... Да, все правильно, концовок несколько (если быть точным - четыре), так что не забудьте в финале восстановить игру с последнего сохранения и поступить иначе - не пожалеете. Малюсеньким камешком, который можно кинуть в авторов финального Myst'a, может стать неопределенность в поставленных целях и ближайших задачах - по задумке, проводниками и помощниками по игровому миру являются два персонажа: дочка Артуса Иша и мудрый, но витиеватый Эшер. Первая будет больше вещать посредством книг и передатчиков, Эшер же "толкает" хитроумные "телеги" с глазу на глаз, но легче от такой помощи не становится - иногда просто не знаешь, куда идти и что делать. Помощь приходит в образе книги записей диалогов, где можно просмотреть все сказанное и обнаружить недосказанное. Помимо этого "хелпа", в инвентаре нашлось место не такому уж и большому количеству предметов: найденным книгам-посланиям от Иши, собственному журналу записей и еще паре мелочей, которые встретятся по ходу игры. Ни о какой перегруженности интерфейса не может быть и речи, все просто и удобно: инвентарь "выезжает" лишь при наведении курсора, управление интуитивно и понятно. Последнее, кстати, помимо традиционного движения мышкой, приобрело возможность привычной для любителей экшенов раскладки WASD. Кроме того, при зажатой правой клавише грызуна можно осматриваться вокруг. Одним словом, удобно.

А осматриваться есть на что - таких райских уголков на нашей матушке-Земле, скорее всего, не доведется увидеть, а в играх ближайших лет тем паче. Никакого рендеринга, только полное и безграничное 3D, особая любовь и забота художников о каждом миллиметре игровой вселенной, тщательная прорисовка персонажей и окружающих предметов. До сих пор не могу забыть культурный шок, который я испытал при первой встрече с Эшером - по ходу разговора его лицо несколько раз меняло эмоции (от негодования до смеха, от раздражения до приветливости), одежда честно колыхалась сообразно его движениям, а фигура отбрасывала убедительную тень на бренную землю... Подобрать челюсть, находящуюся ниже уровня стола, не позволил звук, который почтил своим качеством мои наушники. Я не зря указал в системных требованиях DirectX-совместимую звуковую карту, пользуясь случаем, "позавидую" обладателям не только хорошей "звуковухи", но и системы 5.1 - полное погружение обеспечено! Неоднократные факты признания саунда Myst самым качественным звуком среди игр говорят о многом. Именно окружающие звуки станут причиной большинства мурашек по коже и испуганных поворотов головы в поисках "реального" источника шума. Музыка за авторством Тима Ларкина (Tim Larkin) со 100% вероятностью поселится в плей-листе Winamp'a, а по ходу игры не раз вызовет приступы экстаза.

Что ж, пора закругляться и подводить итоги. Myst V: End of Ages - живая классика жанра, поэтому вопрос для настоящего квестомана "Играть или не играть?" даже не стоит, остальные же просто обязаны увидеть этот шедевр.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!