Как на Муромской тропинке...

Название в оригинале: The Matrix: Path of Neo.

Разработчик: Shiny Entertainment.

Издатель: Atari.

Системные требования: PIII-1000, 256 Mb RAM, 64 Mb Video, HDD 5 Gb.

Оценка: 7

 

Над феноменом "Матрицы" и по сей день ломает головы множество людей. Фильм, ставший культом практически сразу после выхода, породил целое течение, в которое оказались вовлечены десятки миллионов людей по всему миру. Повсеместно - от детских потасовок на школьном дворе до игр Высшей лиги КВН - люди используют слова, фразы, движения и прочие узнаваемые "фишки" из любимого фильма. Потому что Избранным хочет стать каждый. Мало кто откажется сделать впечатляющую карьеру от обычной "батарейки" до человека, в руках которого находятся судьбы всех ныне живущих на планете. Немногие отвергнут возможность взмыть в небо стрелой, пронестись над двумя океанами со скоростью метеора, а затем, свалившись с небес как снег на голову, надавать по сусалам жалким порождениям программной среды... Проще говоря, никто не прочь оказаться главным героем самой популярной сказки-для-взрослых 21 века... И теперь такая возможность есть.

На сегодняшний день "Матрица" насчитывает уже три игровых инкарнации. Первым "блином" была приснопамятная Enter the Matrix, которая хоть и не оказалась "комом" в горле игровых комьюнити, но и не снискала той популярности, на которую рассчитывали ее продюсеры. Причина - однообразный до одури геймплей и довольно примитивный боевой движок, которые вкупе со слабенькой графикой "закопали" первую "матричную" игру на кладбище проектов-однодневок. Вторым "выкидышем" смело можно считать The Matrix Online, о которой вообще либо хорошо, либо ничего, так что лучше промолчим. И вот на горизонте показалась третья ласточка, в которой отчаявшимися игроделами был применен последний, самый главный козырь... Играть будем за Нео.

Пару слов о компании-разработчике. Shiny Entertainment доверили ваять столь потенциальный продукт отнюдь не случайно - список законченных проектов у ребят более чем впечатляющий. Помните такую великолепную игру, как Sacrifice? Их рук дело. Первый в мире симулятор "ангелочка" Messiah - тоже они. А ветераны наверняка пустят слезу, когда я вспомню культовую в 90-х приставочную Earth Worm Jim... Это снова Shiny. Так что надежда на качественный продукт не оставляла вплоть до самого процесса инсталляции... И в то же время что-то подсказывало: даже по "Матрице" хорошую игру им не сделать. Есть вещи, которые попросту нельзя превзойти.

И все же я ошибался. Path of Neo оказалась очень неплохой и весьма увлекательной игрой, выполненной на стабильно качественном уровне. Пускай не шедевр, который будут вспоминать и лет через 40 при взгляде на цифровые водопады зеленых символов. И пусть ее вряд ли станут проходить по несколько раз кряду (особо запущенные случаи радикального фанатизма не учитываются). Вопрос даже не в этом. Просто по "Матрице" почти невозможно сделать игру, которая сможет хотя бы приблизиться к эффекту, оказываемому оригинальным фильмом. Но попытаться стоило.

И Shiny Entertainment попытались. В первую очередь, они полностью лицензировали оригинальный контент, благодаря чему в игре нас ждут аутентичные фильму персонажи, полная профессиональная озвучка, масса отрывков из кинотрилогии и даже несколько специально снятых для игры сцен! Дальше - больше: поскольку игра (в отличие от фильма) просто обязана быть интерактивной, разработчики решили "походить конем" и привнесли в проект момент нелинейности, оснастив основную сюжетную линию альтернативными концовками. Хотите узнать, что произошло, если бы Нео выбрал синюю пилюлю вместо красной? Нет проблем. А что стало бы с Избранным, не поймай его агенты в офисном здании на работе? У "Path of Neo" и тут есть варианты. И хотя о полной нелинейности никто даже не заикается, небольшой экспромт в игре присутствует всегда.

Сама игра представляет собой типичный TPS-экшн, геймплей которого условно можно разделить на две составляющие. Если не принимать во внимание следование сюжетной канве (читай - смену декораций и небольшую вариантность заданий на миссию), все, что предстоит делать игроку, - это заниматься отстрелом и "отбивом" всего, что не относится к списку друзей Избранного. Причем отстрел и "отбив" в данном случае - вещи совершенно разные.

Потасовки выполнены на весьма высоком уровне, благо, у разработчиков была возможность "набить руку" на Enter the Matrix. Поединки протекают довольно зрелищно, анимация - приятная, скорость ударов сбалансирована очень хорошо. Slo-mo включается, в основном, для проведения спец-приемов, а также при особо больших скоплениях супостатов, когда они запросто могут "запинать" Избранного массой. В случаях с 3-4 соперниками их можно пораскинуть по углам и без замедления. Неплохо выглядит взаимодействие сразу с несколькими врагами - повинуясь движению клавиш направления, Нео очень реалистично наносит удары во все стороны, почти один в один повторяя анимацию оригинального фильма. Плюс - разработчики добавили несколько новых, совершенно "чумовых", с визуальной точки зрения, движений. Теперь перехватить подброшенного врага в воздухе и впечатать его со всего размаха головой в пол - плевое дело. Ну и, кроме того, очень понравились поединки с использованием катан - конечно, не "Семь самураев" Куросавы, но тоже вполне на уровне. Крайне польстило чувство юмора разработчиков - вы бы видели, как они стебаются над восточным кинематографом в момент тренировочных миссий... Все эти "якудза" и фильмы в стиле "пьяного мастера" не только проходятся на одном дыхании, но и оставляют после себя сугубо положительные впечатления.

Немного иначе дело обстоит с огнестрельным оружием. Не хочу кидать камни в огород Shiny, но можно было потрудиться и получше, особенно учитывая количество перестрелок в игре. Недостатков у огнестрельных баталий всего два, но и они способны изрядно подпортить настроение. Во-первых, местная камера в моменты особо напряженных сражений попросту сходит с ума - хоть и поворачивается туда, куда ее направляет игрок, но в творящейся на экране вакханалии бывает очень трудно рассмотреть, кто откуда в тебя стреляет, и куда стрелять самому. Пальба в воздухе - отдельная песня. Такого дерганного режима я уже давно не встречал. Кстати, отсутствие плавности в любой момент перестрелок - это второй недостаток данной игры. Спасает лишь включение slo-mo, но беда в том, что сей дефицитный ресурс имеет отвратительную привычку заканчиваться в самый неподходящий момент.

Но даже несмотря на это, играть интересно. К примеру, понравилась задумка, ловко позаимствованная разработчиками из приставочной Devil May Cry - во время рукопашной Избранный получил возможность подкидывать оппонента в воздух, и, тут же переключившись на оружие, шпиговать в замедленном режиме тушку несчастного свинцом. И зрелищно, и эффективно.

Кстати, подобных боевых "фишек" в игре - пруд пруди. По мере продвижения по сюжету Нео узнает все новые и новые движения, относящиеся как к рукопашному бою, так и к "огнестрелу". А находя спрятанные на уровнях золотые символы, он может даже выбирать из имеющихся приемов те, которые ему наиболее симпатичны. То есть, здесь мы видим некое подобие RPG-прокачки: игрок волен выбирать, во что ему выгоднее вкладывать в данные момент очки умений - в ближний или дистанционный бой. Забегая вперед, скажу, что разнообразие приемов впечатляет: будут вам тут и классические (вроде выбивания шотгана из рук оппонента, перехвата, а затем выстрела в спину) и некоторые совершенно новые, ранее нигде не "мелькавшие" движения.

Пару слов непосредственно об оппонентах. Тут все вполне ожидаемо - если полицейские в белых рубашках и с фонариками в руках успокаиваются одним ударом, то, скажем, со спецназом придется повозиться - эти товарищи не только шустро бегают и метко стреляют, но и способны составить конкуренцию в ближнем бою. А когда эти "пятнисто-полосатые" наваливаются гурьбой, тут до "релоада" и вовсе рукой подать. Так что аккуратнее - стратегическое отступление еще никому не навредило, особенно если учесть, что полоска жизни героя в минуты затишья восстанавливается. Венчают список "самых-самых", разумеется, агенты. Эти ребята появляются тогда, когда остальные средства уже исчерпаны, и наступает время выводить "тяжелую артиллерию". Господа в костюмах могут заставить призадуматься даже самого крутого "файтера", потому как безбожно "читерят", вовсю пользуясь служебным положением. Кроме того, имеют дурную привычку возрождаться после смерти - так что не стесняйтесь в особо трудные минуты демонстрировать товарищам пятки - здоровее будете. Особенно ценен последний совет, в свете сугубо консольной системы игровых сохранений - по чекпойнтам, и никак иначе!

Пару слов о графике: она звезд с неба не хватает. Я даже больше скажу: выйди игрушка год назад, она и тогда бы осталась без "премиальных". Спасает картинку лишь очень неплохая анимация, а вот с эффектами я бы разработчикам посоветовал не перебарщивать. Выкрутив настройки детализации на максимум, вы вместо текстур высокого разрешения получаете шейдерные эффекты крайне сомнительной степени полезности, из-за чего у всех персонажей начинают лосниться лица. Пустяк, в общем-то, но как-то поаккуратней надо, что ли... А вот полигонов пожалели. Особенно это понимаешь, взглянув на игру со средними настройками деталей. Как бы вам потом тощая шея Избранного по ночам не снилась:)...

Зато "саунд" не подкачал - причем это касается и музыки, и озвучки. Временами звуку не хватает разрешения - но это заметят лишь люди с хорошим слухом и не менее качественной звуковой системой. В остальном, твердая пятерка.

Резюме: с выходом Path of Neo гром не грянул и твердь земная не разверзлась. Интерактивного шедевра, которому по силам переплюнуть шедевр кинематографический, у братьев Вачовски не получилось. Зато им удалось продемонстрировать свежий и адекватный "взгляд изнутри", игру, которая возьмет поклонника "Матрицы" за ручку и проведет его по всем главам оригинальной кинотрилогии, объясняя то, что осталось за кадром, а в некоторые моменты даже предлагая перевести "стрелку" сюжетного повествования на совершенно другие пути. Проще говоря, перед нами Новая старая Матрица...

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка.


The Matrix: Path of Neo

Глядя на перечень игрушек, которые установлены на моем компьютере, трудно сказать, что я - любитель файтингов или RPG. Оставляя за бортом историю того, почему так случилось, оговорюсь: я к тому же далек от фанатизма по поводу "Матрицы" и всякого рода Избранных. Но чем мне понравился "Путь Нео", это какой-то оторванной от реальности безбашенностью и драйвом. Отсутствие геймпада компенсировалось мышкой, непрезентабельная графика перестала бросаться в глаза после второго уровня, а скорость кликанья напомнила отчаянные битвы в StarCraft. И понеслось... Если на первых порах давил на все "кнопки" сразу, то очень скоро адаптировался к незамысловатым комбо и ухитрялся выписывать такие пируэты, что отдельные враги скрывались за горизонтом (кроме шуток, есть такой суперпинок). Когда дело дошло до удара "Торнадо" (берем врага за руку, за ногу и раскручиваем что есть силы), то массовые побоища стали только приветствоваться. Эх, а как приятно схватить пролетающие мимо чьи-то ноги и со всего размаху встряхнуть их обладателя как старый коврик. Не важно, что при этом "коврик" обязательно заденет бетонный пол или товарищей - веселье продолжается.

Многие из миссий вы будете проходить не в одиночку, а с напарниками. Это может быть как целая команда, так и одна Тринити. Причем, как вам подскажет компьютер, необходимо взаимодействовать. Наглядный пример - миссия по освобождению Морфиуса, действие на крыше. Агентов там будет немеряно (в отличие от одного единственного в фильме) и путей решения этого вопроса не так много. Либо сбрасываем их с крыши, либо загоняем в трансформатор, либо избиваем до невменяемого состояния, чтобы Тринити эффектно сделала свой выход. В любом случае никогда не стоит забывать, что вы не один и другие тоже хотят повеселиться...

На мой нетребовательный к современным изыскам взгляд, проект заслуживает все 9 баллов. Такой высокой оценки он удостоился за то, что был сделан с душой. Разработчики вложили в него теплый огонек, который виден за много километров. А это дорогого стоит...

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Диск предоставлен магазином "Бункер", "Раковский кирмаш"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!