У хаоса тоже есть теория...

Название: Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory

Жанр: stealth-action

Разработчик: Ubisoft Montreal

Издатель: Руссобит-М/ Game Factory Interactive

Системные требования: P IV 1400 МГц, 256 ОЗУ, видеокарта GeForce 3 или выше, Windows 2000/XP, 4 Gb свободного места на HDD

 

Оценка: 9

С появлением у меня в руках заветной коробочки с игрой про существо с тремя глазами зеленого цвета моя жизнь на пару дней и ночей круто изменилась. В комнате поселился странный паренек, назвавшийся Сенькой Рыбкиным. На протяжении нескольких суток мои близкие не могли застать меня дома - днем, при свете, я крепко спал, а когда наступала ночь и темнота сгущалась, на арену выходил Он, запрещавший мне включать свет, шуметь, одним словом, вести обычную, размеренную жизнь. Вместо привычных действий я изучал маршруты охранников, тенью прокрадывался мимо них, изучал важные документы...

Последняя инкарнация "стелса" с Сэмом Фишером в главной роли добиралась до наших краев невыносимо долго (на PC она вышла еще весной). Смутно отмахиваясь от пиратских предложений и показывая язык тем, кто уже имел честь с ними познакомиться, я дождался-таки звездного часа, когда старания российских локализаторов легли в образе DVD на мой стол.

Прежде чем перейти к доскональному рассмотрению очередной серии Splinter Cell'a, хотелось бы обратить внимание на то, что третью часть делали именно "отцы-основатели" оригинальной игры, т. е. не какие-нибудь там работники шанхайского отделения Ubisoft, а канадцы из Ubisoft Montreal. Кому, как не им, знать, чего не хватало игрокам, а что не мешало бы добавить для разнообразия.


Игра по буквам

Между прочим, имя Tom Clancy красуется не только на продуктах компьютерной индустрии, но и на книгах, которые пишутся... правильно, по играм. Популярность у них очень высока, во многом благодаря мастерству писателя Дэвида Майклса (David Michaels). А участвует в создании сюжетов для stealth-action'a непосредственно сам мистер Клэнси, который на этом не одну собаку съел. Вот такой вот круговорот получается, который не изменился и на этот раз - Chaos Theory продолжает следовать советам большого знатока военных операций.

На дворе 2007 год, когда самым мощным оружием становится информация. Развитая во всех смыслах Япония создает Службу по защите информации (I-SDF). Силу появившегося на свет подразделения быстренько осознают соседи желтолицых - Китай и Северная Корея, которые намеренно обостряют обстановку и устраивают блокаду морских перевозок страны Восходящего Солнца. США, лучший друг Японии, должны помочь в назревшем кризисе, разрешив исход в свою пользу с наименьшими потерями. Без элитного отряда "Третий Эшелон", в составе которого и находится Фишер, никак не обойтись. Одним словом, сюжет в меру бестолковый, запутанный, но в то же время не лишенный смысла. Правда, разобраться, кто, кого, когда и зачем, будет непросто уже после пары-тройки первых миссий, но самое главное - ведь не сюжет, а процесс, правда?

Разрешением противоречий между государствами великий шпион будет заниматься на протяжении 15 часов в 11 игровых миссиях. Каждая из них - просто сказка, причем все время новая и не похожая на другую. Уровни проработаны "от" и "до", любая деталь учтена и все предметы, встреченные по ходу, играют только свою, специально отведенную роль. Если, например, вам встретится нагромождение ящиков, то это означает, что здесь можно спрятаться и извлечь из этого немалую пользу. Неприметная сразу канализационная труба поможет избежать массы неприятностей в дальнейшем, так что и она здесь к месту. Помимо технической стороны дела, все локации имеют только им присущий национальный колорит, который варьируется в зависимости от того, где происходит действие. Перу? Что ж, посмотрите на эту чудную южную ночь, райские пальмы, стрекот цикад... Япония? Добро пожаловать в тесноту местных улочек с сомнительными заведениями, возле входа которых расположились велосипеды, а дизайн местных комнат представляет собой хитро сплетенные лабиринты шелковых загородок... Сеул, на улицах которого идут военные действия? Окунитесь в атмосферу разрушенных небоскребов, патрулирующих солдат, перевернутых машин и прочей атрибутики боев в мегаполисе.

Причем все это разнообразие местных пейзажей существует не для галочки или для обмана игрока, а именно для самого непосредственного взаимодействия. Получили основные задания и видите их на трехмерной карте в мини-компьютере Сэма? Отлично, теперь вы вольны добираться до пункта конечного назначения как хотите, никто за ручку вести не собирается. Дорожки разные, где-то опасные, а где-то не очень - все зависит от внимательности подшефного агента. Выполнение второстепенных задач или заданий "по возможности" сможет существенно облегчить будущую жизнь: будет больше информации о противнике, архитектуре и строении объекта, куда необходимо проникнуть, и т.д. Многие невыполненные в текущей миссии задания переходят на следующую операцию, так что лучше всего стараться выполнять все вовремя. Истинные максималисты и маньяки смогут проверить свои достижения в последующем за миссией "рейтинге успешности", который скурпулезно фиксирует все моменты игры.

За прошедшее время после второй части Сэм "выучил" несколько новых движений, которые помогают ему выживать в мире, сплошь наполненном террористами. К числу таких "па" следует отнести его умение вставать на шпагат между близко расположенными стенами, зависать на трубах с последующим сворачиванием шей охранникам, сбрасывать людей с уступов, уцепившись при этом за край, и многие другие. К списку оружия Фишера прибавился армейский нож, которым можно отправлять на свидание с Создателем зазевавшихся бодигардов. Но куда элегантнее и практичнее будет применить захват противника сзади с последующим допросом и тихим удушением. Нововведением в игровом интерфейсе стал датчик "шума", расположившийся рядом с показателем невидимости. Сей полезный агрегат показывает, когда можно громко потопать, а когда - проползти на цыпочках. Дело в том, что, кроме звука, издаваемого агентом, есть еще и уровень "общего шумового фона" (например, работают вентиляторы или двигатель). Впрочем, с этими премудростями можно ознакомиться в обучающих видеороликах, которые, помимо видео, показывают на виртуальной клавиатуре, какую клавишу в каких ситуациях надо нажать.


С улыбкой по жизни

Непосредственно перед высадкой Сэм прослушивает подробный брифинг от полковника Ламберта, компьютерного специалиста Анны, местечкового "доктора Кью" Реддинга, а также комментарии многочисленных "приглашенных" профессионалов. В перерыве между миссиями содержатся высококачественные и кинематографические видеоролики, развивающие сюжет. К бесспорным плюсам экшена стоит отнести искрометный юмор, которым наполнен каждый час игрового действа. Это и характерные диалоги начальника и подчиненного в радиоэфире (Фишер: "Ну что, на этот вечер у меня запланировано предотвращение Третьей мировой?"), стеб над другими компьютерными играми в исполнении Анны Гримсоттдир (герою необходимо было открыть крышку, закрывающую панель управления, и на его ироничное выражение о том, что ломик он забыл дома, девушка великолепно парирует: "Сэм, ломики используются только в глупых видеоиграх, тебе же надо просто включить доступ внизу..."), уморительные переговоры охраны и донесения из стационарных громкоговорителей (на военной базе Северной Кореи голос диктора вещает: "Напоминание командному составу - очередная чистка зубов намечена на завтра!"). Как итог - пять баллов разработчикам, огромное спасибо локализаторам и явный претендент на звание "игровой юмор 2005".

Стал более продвинутым и AI. Теперь охранники чутко реагируют на любое изменение обстановки, будь то выключенный Фишером свет, внезапное включение компьютера или открытая дверь. Услышав подозрительные звуки в тени, бойцы не тушуются и бодренько освещают опасные места фонариками или сигнальными факелами. После трех тревог они вооружаются более мощным оружием, надевают бронежилеты и шлемы (принцип "три тревоги - провал миссии" канул в Лету). Поэтому действовать как заправский Рэмбо не получится, одной очереди с близкого расстояния достаточно для перезагрузки, а нынешние супостаты стреляют довольно метко, активно заходя с флангов и грамотно прикрывая друг друга.

За исключением вышеупомянутого ножа (которым можно также перерезать ткани), арсенал американского шпиона не претерпел значительных изменений - основу его составляют гранаты (флэшка, дымовая и осколочная), пистолет с глушителем и суперуниверсальный автомат с различными насадками, среди которых присутствуют аэрокольца, миникамеры, электропатроны и даже дробовик. Оглядываясь назад, скажу, что для успешного прохождения все это разнообразие не требуется - достаточно лишь "тихого" пистолета да аэроколец (которые при "хедшоте" идентичны по эффекту пуле). Но выбор есть - это главное. Новостью стала возможность взламывания дверных замков и электронных систем безопасности. Это своего рода "игра в игре" - механический взлом представляет собой методичное выбивание курсорными клавишами необходимого количества раз, а "хакнуть" электронику можно, подобрав своеобразный IP-адрес. Хотя взлом - не правило, можно преспокойно взломать замок физическим способом: вышибить дверь или открыть "ларчик" ножом.

Помимо сингла, в Chaos Theory присутствует возможность корпоративного прохождения и мультиплеерный режим "Шпионы против наемников". Первый из них является новшеством, причем весьма приятным - с друзьями интересней проходить, несмотря на простоту в виде немного туповатых для такого рода игры противников и возможности "подлечивания" убиенных союзников. "Мультик" же по-прежнему интересен, практически не претерпев изменений со Splinter Cell: Pandora Tomorrow - пять новых карт и все та же графика.

Кстати, о графике: несмотря на то, что игра разрабатывалась сразу для двух платформ (PC и Xbox), выглядит она очень технологичной и красивой. Игра света и тени поражает своей правдивостью, спецэффекты выполнены на "ять", текстуры вылизаны до блеска, каждая мелочь прорисована с особой заботой и тщательностью, а погодные эффекты еще никогда не были такими правдоподобными. При всей своей красоте, SC даже не думает тормозить на относительно слабых машинах, прекрасно подстраиваясь под конфигурацию "железа" и выдавая умопомрачительную картинку. Минусом (да и недостаток ли это?) может стать то, что шейдеры 3.0 поддерживаются только видеокартами серии GeForce 6x00, "счастливые" обладатели других карточек довольствуются лишь 1.1 шейдерами. Еще можно поплакаться, что игра темная, поэтому играть без штор в светлое время суток не рекомендуется - будете тыкаться в ноги охранникам:).

Без великолепного саундтрека игросериал про похождения дяди Сэма трудно представить. На этот раз разработчики прыгнули выше головы - музыкальные опусы за авторством Амона Тобина (Amon Tobin) просто завораживают и способны погрузить неосторожного игрока в состояние нирваны и полной погруженности в атмосферу "стелса". Опустив напоминание о последующем помещении музыки из игры в Winamp, отмечу качественный звук SC, в целом, - при таком реалистичном саунде играть можно с повязкой на глазах, так как определить, где вы находитесь и кто рядом, можно без труда.


Эпилог

Splinter Cell: Chaos Theory - хит, это и ежу понятно. Недостатков для своего жанра игра практически лишена. Уже слышу недовольное бурчание по поводу приевшегося со времен первой части геймплея, скудности экшена и преобладания стелса... Что вам сказать? Ждите четвертую часть, намеченную на лето 2006 года, в которой разработчики обещают весьма серьезно изменить геймплей, улучшить сюжетную основу и добавить массу новых "фич". Остальным же - играть, играть и еще раз играть, ведь Сэм Фишер - это удивительнейший человек, от действий которого зависит, ни много ни мало, судьба всего человечества!

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Вадим
Я давно хотел поиграть в эту игру. Где её можно купить? Как мне сказали пираты её не выпускали?