Потопим их всех!

Название: "Стальные монстры"

Жанр: глобальная стратегия, тактика и симулятор

Разработчик: Lesta Studio

Издатель: Бука

Похожие игры: Battlestations: Midway, серия Hearts of Iron, Перл-Харбор

 

Системные требования: Pentium 4 1700 МГц, 512 Мб оперативной памяти, видеокарта с 64 Мб памяти, 3 Гб свободного места на диске, Windows 2000/XP

Уникальный сплав варгейма, тактики и аркадного симулятора в антураже Второй мировой войны, основным местом действия которого стал Тихоокеанский регион. Богатый набор исторических и не очень миссий вкупе с детальным описанием каждого мало-мальски значимого юнита, а также умопомрачительной графикой делают из "Стальных монстров" настоящего убийцу свободного времени.

На протяжении полутора лет игроманы всей земной части суши могли стать свидетелями того, как в стенах студии "Леста" (единственной работой которой была качественная, но отнюдь не выдающаяся стратегия "Антанта") ковался грандиозный проект, призванный объединить в себе такие исполинские и самодостаточные жанры, как глобальная стратегия, тактика и симулятор. Ближе к релизу пиар значительно и заметно усилился, помимо сочных и ярких скриншотов, на суд публики были представлены рекламные трейлеры, видеоролики и даже демо-версия. Слоган "Топи их всех!" настолько прочно засел в буйных головушках (даже в шестой части "ПиВИЧ" на рекламных щитах перед игроком представали сцены из будущих морских баталий СМ), что некоторые товарищи вооружились карандашами и стали судорожно отсчитывать дни до даты официальных продаж этого амбициозного проекта. Как впоследствии оказалось, не зря, ибо сошедший со стапелей "Лесты" колосс действительно того стоил. Так что давайте не будем "марнаваць час" и обратим свои взоры на СМ.


Три слагаемых успеха

СМ для удобства можно разделить на три составляющих жанра, так как в каждом из них свои нюансы, доскональное знание которых принесет победу. Но сначала мне бы хотелось поговорить об общих чертах игры, которые есть и у варгейма, и у тактики, и у симулятора. Перед тем, как нажать "Старт", стоит уяснить, что СМ - не простое времяпрепровождение. Игра периодически "показывает зубы" новичкам (не прошедшим "Обучение" - тем более), без зазрения совести ставит сложные для выполнения задачи, а в случае ряда неправильных и непоследовательных действий и вовсе больно щелкает по носу, сияя унылым и вводящим в ступор "game over". Не стоит расслабляться даже бывалым стратегам, для "напряга" которых имеются три уровня сложности. Основным источником головной боли для любого запустившего СМ станет не самый простой в освоении интерфейс и обилие микроменеджмента. В некоторых случаях панацеей станут многочисленные настройки, позволяющие свести управленческие функции игрока до приемлемого минимума, но, поверьте мне, сидеть сложа руки не придется никогда. Войны не выигрываются без талантливых командиров, защитить военную базу не сможет даже несметное количество сумбурно действующих солдат. Всюду нужна твердая рука начальника, другое дело, что эту "твердость" можно время от времени регулировать.

Второе и третье, чем щеголяют СМ, это уровень графики и озвучки. Описать словами, что такое ночная бомбардировка города американскими B-17, практически невозможно - это надо видеть воочию. Когда на занимающемся рассвете идет жаркий бой между пикирующими палубными истребителями и величественными линкорами и эсминцами, хочется кричать незабвенные слова мастера Станиславского: "Верю!". Шейдерная и играющая тысячами отражений вода, высокий уровень детализации ландшафта, небо, покрытое десятками облаков самой причудливой формы, четкие и качественные модели техники, слепящие спецэффекты, напряженные радиопереговоры (каждая сторона говорит на родном языке), оглушающие взрывы - перечислять увиденное собственными глазами и услышанное своими же ушами можно бесконечно долго, но надо ли? Можно просто сказать, что такого еще никогда не было.

Если все вышеперечисленное не вызвало у вас обильного слюноотделения и непреодолимого желания бежать в магазин за диском, скажу еще пару слов об энциклопедической составляющей СМ. Если попытаться вообразить, сколько исторического материала было перелопачено работниками студии, становится форменно не по себе - таким людям впору ученую степень магистра исторических наук давать. Неоднократное обращение разработчиков к военным специалистам и историкам не раз будет посещать геймеров на протяжении игры, а в памяти надолго останутся знания о том, что, например, дивизион состоит из дивизий и флотов или что эскадрилья включает полки и корпуса. Очень познавательно и интересно читать биографии знаменитых главнокомандующих, адмиралов, полковников и капитанов (которые, к слову, представляют собой не просто даты рождения/смерти, а детально и подробно описывают основные события жизненного пути того или иного человека). То же самое можно сказать и об описании любой единицы техники, технологии или строении. Браво, "Леста" и "Бука"! Знание - сила!


Прежде, чем начинать войну, нужно тщательно подготовиться

Если все-таки попытаться сказать, какая же составляющая СМ самая "главная", то выбор падет на глобальную стратегию. Без скрупулезного планирования военных операций на мировой карте, без захвата ключевых точек и основания на них баз, без продуманного движения транспортов и обязательной разведки, без добычи ресурсов и постройки необходимых зданий не видать победы. Итак, игровая карта представляет собой Тихий океан, регион, охватывающий Японию, Австралию, западную часть Северной Америки, Океанию и часть Индии. Выбрав одну из двух противоборствующих сторон (Японию или США), игрок получает в распоряжение все имеющиеся на данный момент у страны военные базы, войска и командный состав. Баз будет несколько, но их количество мало, поэтому необходимо по ходу игры постепенно основывать другие плацдармы. Игровое поле поделено на секторы, которые окрашены в разные цвета (в зависимости от принадлежности сектора - японский/американский/нейтральная зона). Строить военные базы можно не везде - только там, где есть острова. Помимо основания баз, необходимо решать множество других, не менее важных вопросов - модернизировать и создавать юнитов, проводить необходимые исследования, строить и апгрейдить здания, формировать командный состав каждого подразделения, руководить боевыми действиями вверенных вооруженных сил. Важным элементом является метрополия - главное меню этой составляющей позволяет управлять добычей ресурсов, формированием войск, производством техники и развитием технологий. Технологии можно и нужно развивать, так как с развитием науки становится возможным доступ к новым типам юнитов, постройке новых оборонительных сооружений и пр. Готовиться к войне нужно долго и тщательно - война удовольствие дорогое и требует необходимое количество людских и природных ресурсов. В самом начале у каждой стороны свои преимущества и недостатки: Япония обладает более мощным вооружением, более опытными кадрами, но ей необходимо начать войну против янки, как минимум, до 1942 года. Учитывая слабый экономический потенциал японцев, будущее вызывает много вопросов, поэтому самой лучшей стратегией будет блицкриг. США не привязана столь категорично к временным срокам, обладает мощной экономической базой, но слабо защищена и имеет много "необстрелянных". К тому же постоянное ожидание удара от японцев дает о себе знать, приходится помнить, что такое разведка и патрулирование. Все технологии, постройки и создания юнитов стоят денег и ресурсов, коих три: сталь, железо и нефть. Особое внимание рекомендую обратить на задания от метрополии (построить в заданный промежуток времени необходимое здание, развить технологию, основать новую базу) - благодаря своевременному выполнению указов "сверху" можно весьма "разжиться" на небесполезные деньги и ресурсы. Подробное описание возможностей стратегического режима можно прочитать в объемном руководстве, прилагающемся к СМ. Не стоит проходить мимо многочисленных опций и настроек, способных взвалить большинство из рутинных операций на неустанные плечи железного друга.


Ступенька вниз

Тактический уровень СМ предлагает спуститься "с небес на землю" и поруководить группами юнитов на трехмерной карте. Играется данный режим как и в большинстве тактических стратегий. Отдавать указания можно как всем юнитам, так и каждому по отдельности. В отличие от большинства "реальновременных" стратегий, имеется возможность постановки игры на "умную" паузу. По нажатию кнопки "F12" сражающаяся техника замирает, и можно оценить обстановку с высоты птичьего полета, раздать подчиненным указания, а затем ускорить действо в несколько раз. Увеличивать скорость игры придется неоднократно, так как морские единицы техники слишком неповоротливы, и ждать, пока линкор развернется и вдарит со всех орудий, можно очень долго. Помимо мини-карты, отображающей нахождение камеры и обстановку далеко от нее, есть интерфейс управления каждым юнитом. Там можно задать активность боевой единицы, ее дистанцию от врага, а также дать другие нехитрые распоряжения. Что интересно, у японских самолетов есть режим "камикадзе", включив который, вы можете наблюдать знаменитое действие японского пилота, когда на полном ходу он врезается в противника. Только, учитывая историчность и немалую долю реалистичности, стоит взглянуть, сколько у него топлива и куда намерен спикировать новоиспеченный герой, дабы он смог нанести максимальный урон врагу.


Дайте мне штурвал!

Режим симулятора в СМ служит вспомогательным и, своего рода, развлекательным инструментом: устали от командования армиями и экономических забот - добро пожаловать в тир! "Порулить" можно всем: линкорами, эсминцами, танкерами, самолетами, подводными лодками. Перейдя в режим непосредственного управления, можно выбрать удобный тип камеры, а также позицию или "специальность". В самолете, например, можно быть пилотом или одним из стрелков. Сложностей с управлением боевых машин не возникает, после "убийства" нашего самолета или корабля можно переходить к следующему. По реалистичности симулятор не дотягивает до "Ил-2: Штурмовик", но его наличие только радует.


Брависсимо!

СМ предлагают два типа кампаний: свободную и историческую. Если в свободной кампании противники равны по силе друг другу, то во втором случае ситуация приближена к историческим реалиям накануне войны. Для отдельного отыгрыша предназначены тактические миссии, которые состоят из исторических и вымышленных (придуманных разработчиками, но очень интересных в плане игры). Если же по каким-то причинам набора одиночных миссий будет мало, то всегда доступен планировщик миссий, в котором сам игрок создает свои условия и расстановку сил.

Что ж, пора закругляться и подводить итоги. СМ - это событие не только локального, но и мирового масштаба, это новая веха в истории соединения знакомых жанров, обладающая таким количеством новшеств и плюсов, чтобы стать игрой года. Единственным сдерживающим фактором для многих игроков станет повышенная сложность освоения и управления. Не тушующиеся перед такими мелочами могут смело покупать игру.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!