Летающие экспрессы

Есть у меня одна интересная привычка: когда я хочу отдохнуть, то залегаю надолго в ванную и беру с собой какую-нибудь старую техническую книжку по любой тематике, будь то САПР, органическая химия или что-то еще. Обычно такие сдают в макулатуру, но у меня как-то все сохранилось. Так вот, однажды попалась мне в руки книга Г. Г. Зелькина "Летающие экспрессы" (Минск, "Вышэйшая школа", 1984). В ней автор рассматривает наиболее перспективные виды транспорта будущего, при этом во вступлении есть такая фраза: "С 1974 г. в Советском Союзе ведутся серьезные работы по созданию скоростных бесколесных поездов на магнитной и воздушной подушке". Также указано на большое количество публикаций по этой теме в газетах "Труд", "Гудок", "Комсомольская правда", "Неделя", журналах "Техника - молодежи", "Изобретатель и рационализатор". А был ли мальчик? Ладно, отойдем от данной проблемы, хотя на самом деле книга достаточно интересная, и вернемся в наш, уже 2006-й год. Интересно, как проблема с новыми видами транспорта существует сейчас...


Tubular Rail Inc
(www.tubularrail.com)

На самом деле в данном случае мы говорим о механической системе, где разработчики решили перевернуть все с ног на голову. Представьте себе, что ж/д трасса представляет собой совокупность расставленных через определенные равные расстояния железобетонных опор со специальными проемами (окнами) для поездов. Рельсов нет. Почему? Дело в том, что модель перевернута и в качестве рельса служит сам поезд, а в окнах опор установлены колеса с электромоторами, скоростью вращения которых дистанционно управляет машинист поезда. Таким образом, поезд как бы летит по воздуху. Расстояния между опорами подобраны таким образом, чтобы в каждый момент своего движения поезд находился, как минимум, в двух-трех из них, а один вагон имеет длину большую, чем один пролет. Это позволяет не только удерживать железнодорожный состав на весу, но и, вместе с тем, при отказе одного из колес в какой-либо опоре движение будет продолжаться.

Чем это выгодно? Во-первых, на свежий взгляд только что ознакомившегося, это экономия на материалах, во-вторых, вес поезда значительно уменьшается (не нужно ни двигателей, ни колес), в-третьих, с точки зрения экологии, все тип-топ, а в-четвертых, проложить такую трассу в условиях густонаселенного города либо местности с неровным ландшафтом гораздо проще, чем в стандартных видах транспорта.

Но нельзя не сказать и о недостатках. Например, если в рамках трассы одна из опор сильно отклонится, это приведет к катастрофе. Хотя, катастрофы возможны и в рамках обычных железных дорог. Другой вопрос, который ведет к сильному удорожанию технологии, это физические нагрузки на опоры. Например, хвост поезда, только выехавший из какого-либо конкретного проема, если говорить простыми словами, как бы "повисает" и оказывает большую нагрузку на следующую опору, при этом смещается и центр тяжести самого поезда, что влияет на все опоры, в целом. Примерно такая же ситуация возникает, когда голова поезда выезжает из проема и так же "повисает", пока не достигнет следующей опоры. Получаются своего рода качели. Как эту проблему намерены решать конструкторы (с помощью несущего крыла, огромной скорости, уменьшением расстояния между опорами...), пока неясно. Но решения есть. И третья проблема - повороты. Поскольку разработчики решили, что длина вагона больше, чем один пролет, стоит вопрос поворотов.

 


Вопрос упирается в деньги...

Дорогостоящий транспорт применим только в развитых странах, поскольку именно там он окупаем. Например, в Японии считаются обыденностью поезда на магнитной подушке и так далее. Многие почему-то забыли о транспорте на воздушной подушке, хотя на самом деле это одно из самых выгодных и недорогих решений. Но, кроме экономии, важна и скорость. Например, американский проект Airtrain (www.airtrainnow.com) предполагает использование перевернутого вверх ногами Т-образного монорельса, к которому подвешено некое подобие самолета. Во время движения он не касается самого рельса, за исключением подпружиненного контакта, питающего Airtrain электроэнергией. С поворотами, торможением и т.п. проблем нет. Например, при торможении на высокой скорости изменяется угол пропеллеров, а на низкой - Airtrain ведет себя точно так же, как и монорельсовые поезда. Средняя скорость - 320 км/ч, объем пассажиров в одном вагоне - около 92 человек. На самом деле это одна из самых реальных перспектив развития транспорта будущего. Оно и объяснимо, поскольку над созданием этого проекта трудились два очень авторитетных специалиста - Элвест Лель (Elvest L. Lehl), имеющий 30-летний стаж работы инженером в компании Being, и профессор аэрокосмической инженерии Глен Зумволт (Glen W. Zumwalt), работавший в проектах NASA, FAA и USAF. Первые испытания Airtrain пока только на модельном уровне не выявили каких-либо существенных недостатков. Но интересно другое - судя по расчетам, вся система, включая рельсы, транспортные средства и т.п. на протяженность 450 км, стоит $2,06 миллиарда, где один самолет Airtrain имеет цену от 11 до 16 миллионов долларов, а полтора километра трассы - $7.3 млн.

Как альтернатива этому существует чисто российская разработка, именуемая Высокоскоростным Струнным Транспортом Юницкого (СТЮ) (www.unitran.ru - на данный момент сайт не работает). В ее рамках предлагается использовать поднятые на опорах на высоту 5-25 метров предварительно напряженные рельсы-струны, по которым движутся четырехколесные транспортные модули. Себестоимость у СТЮ оказывается гораздо меньшей - $600-800 тысяч за один километр, а с инфраструктурой и подвижным составом - $900-1200 тысяч за км.

Но ближайшее будущее видится все-таки за обычным монорельсовым представлением, причем...


Причем

Причем в рамках монорельсовых систем сейчас "откатываются" новейшие технологии по автоматизированию транспорта. Например, американская корпорация Taxi 2000 создает монорельсовую систему автоматических такси SkyWeb Express (www.skywebexpress.com), которые могут ездить как в рамках города, так и за его пределами. Водитель в таких такси не нужен (прямо как в фантастических книгах и фильмах). Вы указываете точку назначения, и такси само вас туда отвозит, самостоятельно выстраивая оптимальный маршрут. Тут получается все - и безопасность, и точность.

Немцы из проекта Modular Automated Individual Transport (MAIT - 212.8.217.20/maitint.org) предлагают применять для перевозки людей и грузов некие контейнеры. Идея на самом деле проста. Вы заходите в контейнер, указываете точку назначения. Система рассчитывает оптимальный маршрут с учетом всех транспортных магистралей. При этом в рамках MEIT разработаны специальные системы для переноса контейнеров с помощью специального "тягача", подвешенного к рельсу, либо транспортные "тележки" для его перевоза по обычной асфальтированной дороге. И при этом не исключаются варианты взаимодействия со стандартными видами транспорта - поездами, кораблями, самолетами. То есть вы сели в контейнер, и больше ничего не нужно думать, за вас это сделает некая умная транспортная система.

В принципе, Taxi 2000 на данный момент - более реальный и осуществимый проект.


В завершение

Как вы понимаете, многим разработкам и проектам уже по 20-30 лет. И главной задачей для их создателей является привлечение инвесторов. Например, описывая СТЮ, сайт membrana.ru выделил главный ее недостаток - на данный момент еще не построен ни один километр струнной трассы. Красивые "картинки" - это одно, а реальное воплощение - совсем другое.

А сама проблема транспорта достаточно существенна, ведь зачастую мы покупаем некоторые продукты так дорого, потому что много затрачено на их перевозку. Вторая проблема - это экология, третья - большая загруженность транспортных путей, что увеличивается год от года, и для некоторых видов транспорта на десятки процентов.

Еще один вопрос, который может появиться в ближайшем будущем, - это быстрое прохождение таможни. На самом деле он решаем путем полной "чипизации" всех товаров. Чипизация еще выгодна и тем, что вы, вернее, уже ваши дети, смогут придти в магазин и получить полную информацию о товаре с помощью считывающего устройства. Время движется...

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2006 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
"объем пассажиров в одном вагоне - около 92 человек"

А вот я таки спрошу, не зарегистрировавшись, и что ето такое - объем пассажиров? Может, масса? Число? Количество? Вместимость вагона? Или как?

Аватар пользователя Кристофер
"Объем" здесь как синоним слова "вместимость", и имеется в виду кол-во человек. В русском, как и во многих других языках, некоторые слова могут применяться с разными значениями.

Аватар пользователя Инкогнито
Ага, а я-то, наивный, подумал о прелестях машинного перевода...
Аватар пользователя Кристофер
Да, нет, таким не пользуемся:) А "объем", он как и в мультфильме "38 попугаев" может измеряться чем угодно:) Хоть в кубических метрах, хоть в пассажирах:)