Территория звука. 2006-й...

Эту "территорию" было решено сделать в стиле "записки на полях", и посвящена она недавно прошедшей выставке NAMM Show 2006. Cтандартные описания новинок, переведенные с рекламных буклетов и web-страниц, и фотографии вы можете найти практически в любом специализированном издании, а сейчас вам предоставляется возможность вникнуть внутрь, "в кухню" обозревателя-аналитика. Я решил составить материал из тех коротких фрагментов, которые для себе помечал при анализе выставки и ситуации на рынке, в целом. Итак, это очередная "Территория звука", поехали!

Буквально со среды прошлой недели я закопался во всевозможных спецификациях и описаниях новых устройств и программ. Проанализировать пришлось достаточно много, причем результаты были вполне ожидаемыми. Единственное, что действительно поразило, это появление новых компьютеров, которые сейчас часто называют "PC-based Macintosh" или же "Intel-Mac", и кои были рождены неуемной маркетинговой энергией компаний Intel и Apple. Сначала я, конечно, подумал о глобальном объединении двух платформ, потом понял, что это, скорее, не объединение, а появление чего-то третьего, и опять ошибся, хотя не совсем. На данный момент уже на рынке России предлагается ноутбук MacBook Pro, оснащенный двухъядерным процессором Intel, и, по заверениям разработчиков, он работает в 4 раза быстрее, нежели PowerBook G4. Также предлагается новая версия iMac на том же двухъядерном решении от Intel в двух видах - менее мощном с 17-дюймовым экраном и более мощном с 20-дюймовым. То есть, по существу, это новая эпоха для компьютеров Apple Macintosh, которые в сотрудничестве с Intel получили гораздо большие производительные мощности. Причем весь софт остается Мас'овским.

Но... разработчики ПО, такие, как Steinberg, Native Instruments, Ableton, которые известны тем, что выпускают свой софт и для РС, и для Apple, заявили об отдельной (!) поддержке новых "PC-based" Макинтошей и выпуске специальных версий программ для них. То есть тем самым разработчики выделили все в ранг новой платформы. И получается, что всего этих платформ на данный момент становится уже три. Вероятнее всего, в будущем останутся только РС и Intel-Mac'и.


Итак, с 19 по 22 января в калифорнийском городе Анахейм (США) прошло крупнейшее мероприятие в области музыкальных и звуковых технологий NAMM Show 2006, в котором приняло участие порядка 1.800 фирм. Объявление о появлении Intel-Mac и их поддержке со стороны популярных звуковых гигантов было, пожалуй, самым ярким его событием. Что хочется отметить отдельно, в рамках этой выставки были представлены практически все известные брэндовые имена мира, оно и понятно - рынок Америки. В связи с этим европейская Musikmesse может уже приобрести статус локальной, поскольку, если анализировать ситуацию нескольких последних лет, американцев там было не много. А вот европейцев на NAMM - пруд пруди. Из известнейших это те же Steinberg (я имею в виду первоначальное место основания фирмы), Native Instruments, IK Multimedia, Ableton, Celemony, Behringer...


Наибольшее внимание привлекли итальянцы, т.е. IK Multimedia. Во-первых, у них десятилетие в этом году, во-вторых, ситуация у данной компании на сегодня не самая безоблачная - очень сильно давят конкуренты. Нужно выпускать новые продукты! И, помимо обновления всего, что у компании было до этого, она выпускает эмулятор басовых комбиков Ampeg SVX, программный ревербератор CSR (Classik Studio Reverb) за $399/?329 и USB-интерфейс StealthPlug. Что касается последнего, то он является очень простым и представляет собой некий тривиальный, по сути, АЦП/ЦАП-коммутационный блок с дизайном известного самолета, с одной стороны которого провод для коммутации с USB, с другой - гитарный джек, плюс к этому - выход на наушники и... все! Соответственно, эта новинка позиционируется как "звуковой интерфейс для гитаристов"! А что гитаристам? Разве им что-нибудь скажет давно устаревшая характеристика 16 бит/44,1 Кгц? Не скажет. Зато со стороны ПО StealthPlug "упакован" под завязку, тут вам и AmpliTube, и так далее. Стоит напомнить, что IK Multimedia является пионером в области программных эмуляторов гитарных и теперь уже басовых комбиков, хотя основная идея была подана со стороны Line6, которые так и не удосужились перенести свои программные разработки на компьютер - их вполне устраивает чисто музыкальный рынок. Примерно такой же философии стала придерживаться и сама IK Multimedia, сделав систему StealthPlug по принципу - включил, работай и ни о чем не думай.

 


Как вы заметили, я выделил цену на новый программный ревербератор CSR ($399). Глядя на внешний вид этого модуля, ничего существенного сказать нельзя - красивый и простой графический интерфейс. Откуда такая высокая цена на обычный ревербератор? А они все будут такими. И дело не только в повышенном интересе к софту. В прошлом номере "КВ" в рамках "Электронной беседки" вы могли прочитать интервью с Алексеем Зайцевым, где он немного рассказал о спецификации TDM для Pro Tools и о том, что каждый плагин, выпускаемый для нее, стоит не меньше полутысячи долларов. То же самое можно сказать и применительно вообще к музыкальной Мас-платформе, для пользователей которой применение чисто программных процессоров обработки вместо дорогих аппаратных "рэковых" устройств с некоторого времени уже не в диковинку. Они согласны платить за это большие деньги, чем разработчики и воспользовались. Поэтому, если вы в описании к программе/плагину встретите длинный ряд: "VST (PC/Mac), TDM, AU", то на цену уже можно и не смотреть:).

Помимо случившегося ценового давления, пользователям РС пытаются еще привить и Мас'овскую идеологию, постоянно выпуская программы и "железо", аппаратные требования которых намного выше тех, что может себе позволить даже продвинутый по финансам пользователь РС. В результате он находится в постоянном состоянии апгрейда. И апгрейд этот недешев, если учитывать и ПО, и "железо". А чего только стоят дополнительные аппаратные модули по разгрузке центрального процессора за счет своих ресурсов типа TC Electronics PowerCore, Waves APA 32 и 44, Musresearch Receptor... Чья эта идеология? Скажете, что она пришла с рынка РС? Отнюдь.


И, конечно, "картинку" брэндовым разработчикам портит такая программа, как Mackie/RAW Material Tracktion, стоящая чуть больше сотни баксов. Назойливый комар для них - этот Tracktion:). В программе можно сделать практически все, что и в дорогущих Nuendo, Logic, SONAR и так далее... С точки зрения коммутации все вообще открыто - можно производить любые варианты взаимодействия треков, подгрупп, подключения и создания различными путями цепочек эффект-процессоров и так далее. Кстати, на NAMM 2006 была представлена версия 2.1.0.6 с чисто косметическими изменениями, за исключением добавления управления графическим интерфейсом по MIDI.


А как на фоне Tracktion сейчас выглядит анонсированный на NAMM 2006 Sony ACID Pro 6 - это песТня :). Нагромождено и намешано все! К остаткам от первоначального ACID прикреплены возможности Vegas (многоканальная запись, surround-панорамирование, размещение на одном треке нескольких файлов), плюс добавлено расширенное MIDI. На данный момент ACID Pro 6 - это аудио/MIDI/loop-мультитрек.

Лично я остаюсь при своем мнении, что одной из лучших программ за всю историю звукового ПО была ACID Pro 2.0, у которой существовала своя выверенная ремиксовая идеология и эстетика. А теперь ее нет.


Будет большая буча! Как уже многие знают, Steinberg выпустила 6-ю версию WaveLab. И основным нововведением, помимо алгоритма ресемплинга Crystal Resampler, работающего с частотами дискретизации до 384 Кгц, и алгоритма тайм-стретча/питч-шифтинга от DIRAC, является новый режим работы звукового редактора - Spectrum Editor. По сути, это обычная сонограмма, которую уже не раз можно было увидеть во многих других звуковых редакторах типа Cool Edit (Audition). Но как красиво это объяснила компания, данный модуль (Spectrum Editor) позволяет качественно удалять шумы и посторонние звуки, и так далее. Я не могу в данном случае понять одно: что критически поменяется от того, что мы увидим одну и ту же звуковую волну в разных проекциях - спектрограмма, сонограмма, обычный амплитудно-временной вид. Алгоритмы для обработки применяются-то одни и те же.

С модулем WaveLab AudioMontage также много непонятного, честно говоря, от 6-й версии я ждал, что она превратится в полноценный мультитрек по типу легкого варианта Cubase, в связке с возможностью редактирования аудио, какое есть в WaveLab, мы бы получили супер-программу. Но нет этого.

А профессиональный мультитрек, совмещенный с отличным звуковым редактором, есть в другой программе, также представленной на NAMM - Adobe Audition (экс-Cool Edit Pro). После полутора лет молчания Adobe представила Audition 2.0. В нем были решены только ключевые проблемы из накопившихся, коих достаточно много. А именно: поддержка ASIO, новый "движок" сведения с минимальными задержками, автоматизация записи изменения параметров. При этом был вставлен многополосный компрессор от iZotope и создана библиотека из более чем 1.000 32-битных loop'ов. То есть, проблемы решались таким образом - нужно дать и пользователям, и профессионалам по чуть-чуть.

И на данный момент мы, по всей вероятности, имеем двух будущих конкурентов - Steinberg WaveLab (649 евро) и Adobe Audition ($349).

Мне интересно одно, знала ли компания Steinberg, разрабатывая к выставке 6-й WaveLab с его Spectrum Editor, о том, что Adobe готовит к ней же Audition 2.0?


На NAMM 2006 Native Instruments (NI) продемонстрировала универсальную звуковую платформу (Universal Sound Platform) под названием KORE. Название подобрано практически правильно, поскольку созвучно с русским слэнговым "кОры" :). Объясню почему...

Представьте себе некий огромный программный коммутационный комплекс, в котором имеется собственный микшер, специализированный многодорожечный секвенсор, редактор звуковых текстур, возможность подключения множества виртуальных инструментов и плагинов эффектов. Этот комплекс имеет собственный формат файлов и может взаимодействовать практически со всеми известными нам профессиональными программами многодорожечной записи в качестве VST или AU-плагина, помимо этого, он может работать в самостоятельном (stand-alone) режиме.

В рамках KORE вы можете комбинировать все глобально, целыми программами-виртуальными инструментами, управляя отдельными параметрами и элементами каждого, создавая тем самым общие звуковые текстуры. Например, в первых скриншотах данного продукта можно увидеть одновременно подключенные Reaktor, Absynth и Kontakt, а на картинках с сайта в KORE можно увидеть загруженными вообще все инструменты от NI. Вот здесь и "кОры" - хотел бы я посмотреть на компьютер, способный "потянуть" всю эту армаду.

Продукт новый, и трудно предположить его успех в дальнейшем развитии, но уже сейчас можно отметить глобальность мероприятия - одних звуковых пресетов около 11.000. Специально для управления данным комплексом предусмотрен внешний аппаратный контроллер, подключаемый через USB-порт.

Но тут стоит отметить один нюанс. Если и есть сейчас компьютер, который может "потянуть" KORE с загруженными инструментами, то он может только его и потянуть:). То есть, на данную ситуацию сегодня можно смотреть так: компьютер с KORE + контроллер - это отдельный самодостаточный инструмент. По-другому никак не представляется возможным... Вся информация, касающаяся цен, спецификаций и так далее, появится только в начале весны. И тут, конечно, также есть вопросы: зачем нужен этот KORE, если те же продукты от NI, такие, как Reaktor и Absynth, являются самодостаточными мощными виртуальными студиями синтеза с различными его типами и вариантами взаимодействий? По существу, в каждом из них по отдельности можно сделать практически то же, что и в KORE...


Подытожим

Ох, не стал бы я забегать вперед с прогнозами, но ситуация обязывает. Итак, что мы имеем? Подорожание профессионального ПО, первые попытки объединения РС и Мас'ов, жесточайшую конкуренцию и взаимонедоговоренность, что на самом деле хорошо - ревербератор от IK Multimedia стоит столько же, как и мультитрек/звуковой редактор Adobe Audition 2.0 (вообще, IK Multimedia с такой ценовой политикой и "изобретениями" типа StealthPlug может запросто слететь с рынка), мультитрековые программы, ранее считавшиеся софтом низшего звена (Tracktion, N-Track Studio и т.п.), практически догнали по своему профессиональному уровню дорогие брэндовые разработки и сейчас будут их просто "давить как мух". Причина последнего? Наверное, в том, что многодорожечные программы - это уже достаточно устоявшаяся и разработанная ниша, новации в которой найти достаточно трудно. Что делают брэнды? В ACID намешано все, что только можно, последние обновления Nuendo направлены только на поддержку специфических устройств и стандартов. Ну разве что все сейчас дружно перейдут на 64 бита (Steinberg анонсировал на NAMM новый VST SDK 2.4, предназначенный для решения именно этой проблемы), частота дискретизации до 384 Кгц... ну... наверное, это очень нужно... кому-то... для чего-то... Интересно только, как без всего этого добра записывались Queen, Michael Jackson, Depeche Mode в конце 80-х? Я теперь всегда люблю цитировать первое предложение со страницы Mackie Tracktion: "Если вы попробовали другое ПО для производства музыки и нашли его громоздким, ограниченным и слабо вдохновляющим, то вы зашли по правильному адресу" :).

"Железо" описывать, наверное, пока преждевременно, поскольку интересного, на первый взгляд, в этом плане было немного, за исключением Focusrite Saffire Pro Firewire и портативного Behringer U-CONTROL UCA202 (USB), именно их мы и рассмотрим более подробно в ближайших выпусках "территории". В принципе, на сегодня все!

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!