Google: сотрясения гиганта

Ремонтные работы на дороге в светлое будущее

Для держателей акции Google конец января стал черным временем - капитализация компании всего лишь за один день упала на 20 миллиардов долларов, а акции подешевели с 433 до 364 USD, обесценившись на 16%. Таким образом, акционеры корпорации за одну ночь потеряли 20 млрд. USD. Еще недавно подобное сложно было даже представить. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, но проблемы не исчезли. Попробуем разобраться, что же происходит с самой феноменальной корпорацией в истории IT-бизнеса.


Восполнимые утраты

Всего за полтора года рыночная стоимость компании выросла примерно в пять раз, и еще 9 января нынешнего года акции Google составляли более 470 USD. Роковой стала публикация квартального отчета компании. Приведенные там результаты были просто замечательными, но... они не оправдали ожиданий аналитиков. И сразу же началась паника среди инвесторов (т.е. держателей акций).

Корпорация Google заработала за три последних месяца 2005 года 1,92 млрд. USD, что на 86% выше соответствующих показателей 2004 года и на 22% выше показателей III квартала 2005 года. В итоге прибыль составила по 1,54 USD на акцию, тогда как инвесторы, в среднем, ожидали 1,76 USD.

 

Дело в том, что IV квартал 2005 года оказался для Google очень затратным. Компания наняла свыше 700 сотрудников, доведя их общее число к концу года до 5680 человек. Заметная часть из этих сотрудников пришлась на новые офисы Google, созданные за рубежом. Политика активных инвестиций за пределы США привела к тому, что налоговая нагрузка на компанию на треть превышала нагрузку в предыдущих кварталах. Понятно, что это не могло понравиться ни инвесторам, ни аналитикам.


Слишком много, слишком амбициозно

В последнее время все большая доля доходов Google поступает от рекламы с собственных сайтов. При этом доля выручки, которую приходится выплачивать партнерским сайтам, неуклонно, хотя и медленно, сокращается (в четвертом квартале этот показатель составил 33%). В долгосрочной перспективе такая тенденция может означать либо замедление темпов роста партнерской сети Google, либо попытку сократить издержки на отчисления партнерам. В обоих случаях это повышает риски компании в случае, если "базовый" портал Google и поисковик вдруг потеряют свою нынешнюю популярность. А ведь конкуренты не дремлют...

И еще один показательный момент. Доля выручки Google от рекламодателей, находящихся за пределами США, за год выросла всего на 5% (до 38%) и даже сократилась, по сравнению с показателями третьего квартала. То есть вливания Google в свою международную инфраструктуру видимого эффекта не приносят (по крайней мере, пока). До аналитиков начинает медленно доходить: компания Google явно переоценена.

"Первый звонок" прозвенел 29 ноября: тогда акции Google подешевели на 4%. Шок от того, что в сезон рождественских продаж выручка корпорации, поставившей перед собой задачу упорядочить всю информацию на Земле, оказалась всего на 20% выше выручки за предыдущий квартал, заставил инвесторов отдать приказ на продажу акций. Однако все быстро пришло в норму.

Но затем начались сложности другого рода. Корпорация тратила огромные средства на свое международное продвижение и в то же время выпускала продукты, которые оказывались доступны, в основном, американским пользователям. То есть получение дивидендов от новинок как бы откладывалось на некое "прекрасное далеко", что, конечно же, злило держателей акций.

Затем была неприятная история с Китаем. Китайские законы очень суровы, но при этом китайский рынок - один из самых привлекательных в мире. Общеизвестно, что в Китае существует жесткая цензура, и требование соблюдать некую "информационную чистоту" относится ко всем участникам рынка. Google согласилась на китайские условия, и сами понимаете, как отреагировали на это многочисленные правозащитные организации. Антиреклама для корпорации получилась просто невероятная.

Так или иначе, компания Google решила заняться самоцензурой и предоставлять китайцам возможность пользоваться только ограниченной версией сервиса. Некоторые результаты поиска недоступны из Китая; кроме того, пользователи Google.cn не видят почтового сервиса Gmail и сервиса ведения дневников Blogger. В случае, если бы портал Google открыл к ним доступ, ему пришлось бы передавать данные о китайских пользователях властям, а также фактически дать разрешение на перлюстрацию почты и личных дневников. Но в результате компания нарушила собственную главную заповедь, введя цензуру. Думается, недруги Google еще припомнят корпорации эту историю.


Другие медиа

Став в какой-то момент де-факто крупнейшей медиа-компанией, Google с азартом начала и далее "окучивать" этот перспективный рынок. И, в частности, усиливать свое присутствие в американских печатных изданиях. Первым делом компания Google заявила о своем намерении провести бесплатный аукцион по продаже рекламных площадей сразу в 28 популярных журналах. Тогда эксперты заявили, что у компании есть все шансы завоевать этот рынок и изменить расстановку сил на нем. Рекламные площадки продавались в таких изданиях, как Car and Driver, Import Tuner, Home, Martha Stewart Kids, InfoWorld, PCWorld, CRN и прочих. Участие в конкурсе предполагалось абсолютно бесплатным, платить будет лишь победитель. Имена победителей будут оглашены 3 марта, сообщается на сайте Google. К слову, еще в прошлом году компания начала предпринимать первые шаги для завоевания данного сегмента рекламного рынка, разместив серию объявлений в журналах Maximum PC и PC Magazine.

Сейчас все аналитики говорят примерно то же, что и эксперты компании J'Son and Partners: "Решение Google завоевать часть американского рынка печатной рекламы не следует напрямую рассматривать в контексте обостряющейся конкуренции между интернетом и печатными изданиями, многие из которых действительно заметно отстали от времени. У Google есть все шансы привлечь небольшого и среднего рекламодателя при условии, если компании удастся выстроить реально работающую схему, подобную той, которую она успешно создала в Сети". Коротко и ясно.

Помимо печатных, Google активно осваивает и другие офлайновые медиа: радио и телевидение. В середине января Google приобрела компанию dMarc Broadcasting, производящую ПО для рассылки рекламных роликов на местные радиостанции. Частная компания dMarc была, таким образом, интегрирована в рекламную систему Google и ее возможностями смогут воспользоваться 400 тысяч рекламодателей.

Google со своими технологическими возможностями, размещая рекламу в офлайновых медиа, занимающих определенную нишу, сразу выходит на их целевую аудиторию. Не исключено, что в скором времени мы будем свидетелями создания собственного медиа-холдинга Google. И, скорее всего, многие сегодняшние игроки рынка при этом потеряют свои деньги.


Google и Россия

Вообще, слухи о скором открытии офиса Google в России ходили едва ли не весь 2005 год, да и сейчас не утихают. Был даже слух о предстоящем "вот-вот" открытии представительства в питерском технопарке со штатом в 3 тыс. (!) человек. Но есть и те, кто считает, что пресловутый приход Google в Россию вообще может не состояться. Распространители слухов, в свою очередь, с уверенностью заявляли, что возглавит российское представительство бывший гендиректор "Озона" Владимир Долгов. Прогнозировалось также, что почти одновременно с российским офисом откроется украинский, что якобы подтверждала появившаяся в декабре на сайте Google вакансия регионального консультанта по Украине, который будет отвечать за стратегическое и тактическое развитие корпорации в этом регионе.

При более вдумчивом анализе ситуации "Google и Россия" создается впечатление, что компания действительно собирается что-то открывать в России, однако пока не торопится. А когда создаст свой офис, то его сотрудники будут заниматься исключительно сбором рекламы для портала. Действительно, до сих пор так и не было официального подтверждения Google, равно как и объявления о кандидатуре руководителя российского представительства. Судя по уже объявленным вакансиям, никаких технологических разработок московское представительство явно вести не будет. Так что мечты российских разработчиков поработать в легендарной компании, скорее всего, не сбудутся.


Итоги

Теперь дальнейшая судьба Google, похоже, зависит не от топ-менеджеров компании, а от выводов, к которым придут рейтинговые агентства и аналитики, выдающие рекомендации на покупку либо продажу акций. Однако все они пока в замешательстве. Ведь еще недавно они предполагали, что акции Google в ближайшие несколько месяцев могут достичь отметки в 500 и даже в 600 USD. Если теперь они ухудшат прогнозы, это может спровоцировать цепную реакцию падения цен на акции, а заодно окончательно испортит репутацию самих аналитиков.

Конечно, руководители Google могут попытаться исправить положение, меняя имидж всей компании в целом. Дело в том, что в последнее время поисковик все больше напоминает не динамичный старт-ап, а просто еще один большой портал, созданный крупной корпорацией, целиком подчиняющейся законам рынка. В результате публика перестает ожидать от Google каких-либо революционных инноваций. А значит, акции компании начинают расти далеко не так стремительно, как еще полгода назад. Итак, стоит ли Google продолжать "лезть во все щели" или все-таки следует сосредоточиться на уже существующих проектах? Время даст ответ. И уже очень скоро.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2006 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!