Памяти Станислава Лема

Когда будет сконструировано устройство, которое по желанию сможет понизить или повысить интеллект любого человека, то появится спрос на понижение интеллекта, раз утверждают, что самые счастливые - идиоты.

(с) Станислав Лем

В понедельник вечером, на 85-м году жизни, в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета скончался великий писатель-фантаст современности Станислав Лем. Информационные агентства не замедлили сообщить сухую статистику: книги Станислава Лема были переведены на 41 язык мира, а общий их тираж превысил 27 млн. экземпляров. На самом же деле личность Лема была намного более многообразной: достаточно сказать, что до сих пор не существует его точной библиографии. Ведь, кроме "знаковых" произведений ("Солярис", "Человек с Марса", "Повести о пилоте Пирксе", "Магелланово облако", "Книга роботов"), перу Станислава Лема принадлежат сотни рассказов, эссе, статей, философских исследований и т.п.

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове. Он учился во Львовском медицинском институте, а после присоединения Львова к Советскому Союзу перебрался в Краков. Его первый роман "Человек с Марса" увидел свет в 1946 году. А в 60-70-х годах его популярность в СССР была просто невероятной. Что и не удивительно - ведь это были годы стремительного развития космонавтики, так что Лема считали настоящим пророком. Ну а сам он много лет спустя искренне жалел, что не сумел, увлекшись космосом, предсказать появление такого замечательного изобретения, как интернет.

Свое последнее интервью Лем дал 17 января 2006 года. Случай распорядился так, что это интервью было дано пользователям Рунета при посредстве РИА "Новости". Вот избранные цитаты из него:

"У каждой технологии есть свой аверс и свой реверс: иными словами, ее можно использовать совершенно по-разному. Риск, сопутствующий внедрению новых технологий, действительно очень серьезен и, вероятно, неизбежен. Однако, я бы сказал, что куда большие угрозы дремлют в нас самих: человек имеет болезненную склонность к использованию технологических достижений против самого себя. Неслучайно, что множество открытий было совершено для нужд гонки вооружений."

 

"Из российских писателей science fiction мне ближе всех, пожалуй, Стругацкие, особенно их "Пикник на обочине". Эта книга пробудила во мне своего рода ревность - как будто это я должен был ее написать. Им удалось найти абсолютно оригинальный подход к классической теме SF: посещение Земли инопланетянами. Это потрясающая книга, только ее финал кажется мне натянутым и искусственно оптимистическим."

"Мои книги в Америке почти неизвестны, хотя большая их часть была опубликована по-английски в очень хорошем переводе. Не знаю, исключительно ли в культурных различиях тут дело. В семидесятые годы меня выгнали из Science Fiction Writers of America за статью "Science fiction: безнадежный случай с исключениями". Этим исключением был Филип Дик, чье творчество я безмерно ценю, несмотря на то, что он писал параноидальные письма в ФБР, в которых доказывал, что Лема в действительности не существует".

"С возрастом на место моего юношеского восхищения возможностями технологии пришел скептицизм. Может, под воздействием старения, а, может, парникового эффекта."

"Несмотря на то, что некоторые считают меня писателем SF, я рационалист и страшный скептик, который не верит в бермудские треугольники, НЛО, телепатию, психокинез, духовную жизнь растений и тысячи других бредней, которыми питается эта литература. Если я когда-то писал об этом в своих книгах, то исключительно в абсурдно-юмористической манере. Я также не верю в жизнь после смерти, потому что этому нет ни малейших научных доказательств."

Целиком это интервью опубликовано на сайте www.inosmi.ru.

Когда уходят великие люди, это всегда обидно. Но когда уходят провидцы, это обидно вдвойне.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2006 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!