Симфония в стиле "нуар"

Название в оригинале: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Разработчик/издатель: Headfirst Productions/Bethesda Softworks

Мин. сист. требования: CPU 1 ГГц, 128 Мб видео, 256 Мб ОЗУ, 2 Гб свободного места

Оценка: 9

С превеликим удовольствием сообщаю, что игровая весна, чертовски удачно начатая незабвенной Oblivion, продолжает уверенно набирать обороты. Что касается героини сегодняшнего обзора Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, игра крайне необычная, заметно выделяющаяся среди существующих аналогов, в первую очередь, редким жанровым сплавом и потрясающим эффектом присутствия. Ниже мы рассмотрим все ее многочисленные достоинства и редкие недостатки, а пока хочется отметить главное - это уже вторая за последний месяц игра, с которой каждому стоит познакомиться ОБЯЗАТЕЛЬНО...

 

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (далее - DCoE) - один из самых широко известных долгостроев, разработка которого заняла в сумме более пяти лет. Игра целиком и полностью основана на романах Говарда Филипса Лавкрафта - известнейшего писателя-мистика, который в первой половине прошлого века занимал в мировой литературе примерно такую же позицию, какую сейчас занимает Стивен Кинг. Практически все его произведения отличались неуютной и пугающей атмосферой, постоянно витающим промеж строк духом загадочных тайн и умело нагнетаемым психологическим саспенсом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спустя почти 70 лет после смерти Лавкрафта группа поклонников из Headfirst Productions решила перенести излюбленные главы произведений мэтра на компьютерные мониторы. Давайте посмотрим вместе на результат.

Для начала смиритесь с тем, что DCoE - вовсе не экшн, несмотря на знакомые атрибуты вроде вида от первого лица и конечности с оружием, традиционно "приклеенной" к правому нижнему углу экрана. Боюсь разочаровать тех, кто ждал от проекта очередного шутера с массовым отстрелом монстров - игра, в первую очередь, является horror'ом, в грамотных пропорциях смешанным с FPS и adventure. Причем horror'ом с сильной сюжетной подачей, ориентированным на постепенное, неторопливое раскрытие мистических загадок, которыми игра наполнена буквально до краев. В DCoE вашим главным врагом будет не босс-переросток, выпрыгнувший прямиком из Чистилища, а собственный страх - эфемерная субстанция, сводящая с ума своим постоянным присутствием и тонко управляющая всеми остальными чувствами... И если найдутся среди читателей такие, которые лишь усмехнутся в ответ на все вышеизложенное, я попрошу их не торопиться с выводами, ибо DCoE есть чем удивить даже игроков, прошедших огонь, воду и DOOM3 на максимальном уровне сложности.

Главным действующим лицом Лавкрафтовской нуар-постановки станет Джек Уолтерс - детектив, попавший в один прекрасный день в передрягу, раз и навсегда изменившую его жизнь. В один из дождливых сентябрьских вечеров 1915 года Джека отправляют на операцию по предотвращению массового самоубийства неизвестной группы бостонских сектантов. Однако то, что увидел Джек, прибыв на место действия, полностью сломало его психику - с частичной потерей памяти детектив в невменяемом состоянии был доставлен в ближайшую психиатрическую больницу. Долгих шесть лет, наполненных навязчивыми видениями и ночными кошмарами, пришлось провести ему в обитых войлоком стенах... По прошествии которых детектив столь же неожиданно приходит в сознание. Уолтерса выпускают на волю, и спустя какое-то время он снова приступает к своим прежним обязанностям. Все идет довольно неплохо, пока в один прекрасный день ему не поступает предложение расследовать случай исчезновения человека в небольшом портовом городке Инсмуте. Детектив отправляется на поиски...

Прибыв в Инсмут, Джек начинает понимать, что попал в очень странное место. Людей на улицах подозрительно мало, женщин и детей и вовсе не видно, а коренные горожане относятся к приезжему крайне неприветливо и всячески намекают на нежелательность его здесь присутствия. Чуть позже наблюдательный детектив замечает еще большие несуразности: голоса людей странным образом надломлены, в походке и жестах сквозит что-то инородное, а в воздухе витает странный, неопределяемый аромат... А вместе с ним - и дух Тайны. Лишь несколько часов спустя Уолтерс узнает, что подавляющее большинство горожан состоят в культе и поклоняются древнему богу Дагону. Понимая, что он уже успел "засветиться" со своими расспросами, Джек стремится покинуть негостеприимный город. Однако, ловушка уже захлопнулась - и из охотника детектив превращается в жертву...

На этом пересказ сюжета вынужден прервать, дабы не портить вам удовольствие от игры. Лучше поговорим о том, КАК все оформлено. Первое, на что обращаешь внимание, это полное погружение в "шкуру" детектива Уолтерса. Достигается подобный эффект простым, но действенным методом - на экране нету никаких life-bar'ов, счетчиков патронов или здоровья, даже перекрестье прицела отсутствует. Дальше - больше. Опустив глаза вниз, мы увидим собственное тело, причем в случае каких-либо повреждений они корректно станут отображаться на модели. Прострелена нога - тогда вы увидите соответствующий кровавый подтек. Что-то произошло с рукой - аналогично. Причем каждое повреждение самым прямым образом влияет на поведение детектива. Скажем, в случае открытой раны Джек потихоньку будет истекать кровью, пока совсем не окочурится; сломанная нога заметно понизит скорость передвижения, а поврежденная рука не позволит метко вести стрельбу. К тому же для каждого вида ранений существуют свои медпрепараты. И даже мельчайшие детали поведения прописаны крайне реалистично: читая книгу, Уолтерс будет водить головой слева направо, а упав с лестницы - подниматься, цепляясь руками за стенки или упираясь ими в пол. И, должен заметить, подобная щепетильность в деталях полностью себя оправдывает - через какое-то время действительно начинаешь забывать о том, что играешь за кого-то другого.

Не менее значимым вкладом в дело полной ассоциации себя с Джеком служит показатель психического здоровья детектива. Увы, шесть лет в доме умалишенных, а главное - шокирующая сцена в доме сектантов, даром не прошли - Уолтерс оказывается крайне возбудимым человеком, очень болезненно реагирующим на всякие пугающие вещи. Если на глаза нашему детективу попадается труп - у Джека учащается дыхание и сердцебиение. Если этот труп еще и варварски обезображен - у парня, ко всему прочему, начинает пошаливать зрение. Ну а стоит ему повстречаться с монстром из другого мира (а будут в игре и такие) - как "крышу" срывает напрочь: ноги становятся ватными, в ушах раздаются голоса, перед глазами мелькают жуткие галлюцинации... Восстанавливать нервные клетки после подобных стрессов нужно в специально отведенных местах.

Что касается непосредственно процесса, он также весьма оригинален. Начнем с того, что первое оружие вы получите лишь к середине игры, до этого для обороны придется использовать кулаки и всевозможные ломики, а в большинстве случаев - просто драпать, спасая свою бесценную жизнь. Значимый кусок игры занимают разговоры, решение головоломок и исследование сюжетных записей. Однако, куда бы не завела кривая сюжета - у игрока почти всегда будет выбор: либо прокрасться мимо врага незамеченным, либо вступить с ним в противоборство. Кстати, рекомендую первый вариант - целее будете, плюс появится дополнительная возможность подслушать некоторые важные разговоры, проясняющие ситуацию в городе.

И все было бы хорошо, если бы не пара недостатков, не позволяющих поставить игре максимальную оценку. Первым "камнем в огород" падает графика - увы, она опоздала ровно на 5 лет, оставшись на том уровне, на котором игру начинали делать. И если на экране телевизора она смотрится еще куда ни шло (DCoE портировался с xBox), то на высоких разрешениях все недостатки вылезают на поверхность. Полигонов на модели потрачено мало, текстуры мозолят глаз низким разрешением, а про новомодные эффекты и вовсе можно забыть. Еще одним минусом стала излишняя затемненность проекта- нормально играть можно лишь в темное время суток, да и то - выкрутив показатели яркости на максимум. Хотя данный недостаток является довольно спорным - скорее всего, так и было задумано разработчиками в целях более полного погружения в игру. К примеру, в DCoE совсем нет фонариков или других источников освещения (дело, напомним, происходит в 20-е годы прошлого века), а для того, чтобы разглядеть в потемках хоть что-то, Джек использует специальный режим "вглядывания" в темноту - скорость передвижения в этом случае падает, но становится видно больше деталей. Ну и последнее "фи" отправляем в адрес приставочной системы сохранений (строго по чекпойнтам, которые, кстати, не самым удачным образом подобраны). Все-таки топать по 10-15 минут до места гибели с момента последней записи - жутко раздражает, особенно если учесть, что такое будет происходить частенько.

А вот что откровенно порадовало, так это звуковое оформление игры. Каждую секунду времени вы будете слышать десятки создающих нужную атмосферу звуков: шорохи, скрип половиц за стеной, завывание ветра в подворотне, приглушенное бормотание человека в соседней комнате, или влажные, тяжелые и явно нечеловеческие шаги... То же самое относится и к разговорной речи. Учитывая, что на слух воспринимается очень много полезной информации, за постановку диалогов и качество актерской работы игре можно ставить уверенную "десятку".

Резюме: одна из лучших игр этого года и один из лучших horror-экшнов вообще. Основные достоинства DCoE - это абсолютно потрясающий дух Лавкрафтовских произведений, непередаваемая словами атмосферность и полное вхождение в образ человека, попавшего в самую мистическую передрягу своей жизни. За это же мы любим и хорошие фильмы - в напряжении держат до последнего момента, на "свободу" не отпускают, выключаются с явным сожалением. Если бы еще и графика соответствовала внутреннему наполнению, да некоторые мелкие недостатки устранить, мы бы стали свидетелями События, достойного занесения в анналы игровой истории. Впрочем, что-то мне подсказывает, что DCoE и так никогда не забудут.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!