История одного падения

Название в оригинале: Rise & Fall: Civilizations at War

Разработчик / издатель: Stainless Steel Studios / Midway Games

Локализатор: "Новый Диск"

Мин. сист. требования: CPU 1,5 ГГц, 64 Мб видео, 512 Мб ОЗУ, 3 Гб свободного места

Оценка: 6

 

Нащупать тонкую грань между реализмом и зрелищностью под силу далеко не каждому разработчику. Одни делают ставку на внешний вид и дизайн - в итоге получается очень приятная Rise of Nations: Rise of Legends. Другие гонят по противоположной полосе движения, выдают на гора реализм вперемешку с исторической достоверностью, и у них выходит Rise & Fall. Что удивительнее всего, у каждого из этих подходов обнаруживается целая куча поклонников, готовых денно и нощно отстаивать свою точку зрения на форумах. Но вот ведь незадача - есть у компьютерных игр ещё один важный параметр, именуемый "общим качеством". А вот с ним-то у героини сегодняшнего обзора наблюдаются определенные проблемы.

Буквально с первых же минут знакомства с игрой понимаешь - хорошего ждать не приходится. Мануал по игре начинается с предупреждения: "У некоторых людей перед монитором могут случаться приступы эпилепсии. Если в процессе игры вы почувствовали головокружение и тошноту, срочно прекратите играть!". Всю издевку этого "вступления" понимаешь только в момент первого запуска - монитор упорно выдает 60 Гц в любых разрешениях, причем с подобной проблемой сталкиваются двое из трех покупателей. Не поленившись посетить сайт разработчика и скачать 32 Мб файл, ваш покорный получил еще одну затрещину - после установки патча игра напрочь отказалась распознавать диск, умоляя обратиться в службу технической поддержки. Понимая, что помощи можно ждать очень долго, я переустановил игру, активировал утилиту для работы монитора на нормальной частоте и лишь после этого начал играть.

И вот тут начинаются сюрпризы. Для начала кампании - их ровным счетом две: за Александра Великого (он же - Македонский) и за Клеопатру. Так вот: каждая миссия кампании предваряется видео, смонтированным со скриптового ролика на движке игры. Мало того, что видео получилось сырым, насыщенным артефактами и четко заметными цветовыми переходами, так оно еще и умудрялось жутко тормозить.

Пару слов о графике: она на уровне. Другое дело, что все строения и юниты оказались обтянуты неприятно пестрыми текстурами, которые особенно мозолят глаза на фоне адекватно отображенных природных пейзажей. С одной стороны, заметно стремление разработчиков придать бойцам реалистичность (все эти тени под скулами и ямочки на коленках, ну вы понимаете). С другой, толку от этого - кот наплакал: большинство времени вы будете наблюдать за подчиненными с высоты птичьего полета, а там от этих деталей ни жарко, ни холодно. За общий уровень графики ставим "четыре с минусом", и то лишь благодаря красивым морским панорамам. С анимацией дела обстоят немногим лучше: если из поднебесья передвижения отрядов не вызывают раздражения, то, опустившись к земле, мы явно увидим стадо Буратин, куце передвигающих конечности во вверенном направлении. Особенно обидно за Клеопатру: модельку ей сделали нестыдную, а вот анимация... примерно как у чемпионки по бодибилдингу, проведшей полжизни в седле.

Впрочем, хватит о внешности - посмотрим, что нового в геймплее. А там все по-старому - очень похоже на Rome: Total War, только без глобального режима. Механика игры копирует классическую модель, с небольшими нововведениями, не играющими ключевой роли. Строим базы, казармы и конюшни, нанимаем рабов для добычи ресурсов, возводим крепостные стены и воюем, воюем, воюем... Впрочем, на некоторых аспектах стоит остановиться подробнее.

Взять, к примеру, систему апгрейдов. Скажем, фермы, отвечающие за лимит войск, вовсе не обязательно возводить в промышленных масштабах - достаточно построить одну, а потом последовательно ее модернизировать. Апгрейды отрядов становятся доступными лишь после того, как герой поднимет свой уровень и наймет Советника, который откроет путь к новым технологиям. Чтобы поднять уровень, игроку необходимо набрать определенное количество третьего ресурса - славы. Для достижения этой цели подходят два варианта: возведение особых строений (статуй славы) и непосредственно боевые действия. Сражения неплохо сбалансированы по видам войск (копейщики эффективны против конницы, конница против лучников и т.д.), однако выглядят посредственно, даже невзирая на сотни юнитов в кадре. Все из-за классической "кучи-малы" в центре сражения - может, и достоверно, но не слишком играбельно.

Одной из центральных "фишек" игры стал режим прямого управления героем. Выглядит это так: в любой момент игры мы имеем возможность по нажатию клавиши "Q" переключиться на вид от третьего лица и продолжить шинковать врагов собственноручно! Первое время это довольно интересная опция. Можно орудовать как луком, так и мечом (зависит от типа героя), проводить нехитрые комбинации, ставить блоки и стрелять несколькими видами атак. В данном режиме у героя есть два параметра: здоровье и усталость. Усталость нужно восполнять либо за счет отдыха, либо с помощью специальных амфор с водой, раскиданных по уровням. Со здоровьем ситуация не такая однозначная: если от лучников опасности ждать не приходится (достаточно лишь постоянно стрейфиться), то, попав под ноги боевому слону, даже самый мощный герой отдаст концы за полсекунды. В целом, довольно интересная игровая "добавка", но лишь на первое время. Позже начинает жутко надоедать всякое отсутствие физики, ландшафтные ограничения на перемещение по карте и чрезмерная аркадность "выноса" супостатов. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что на этой feature построены многие интересные миссии кампании - например, сражение Александра на арене местного "Колизея".

Отдельной строкой стоят морские сражения. Во-первых, местные галеры и триремы очень неплохо выполнены (в приближении заметны даже гребцы, сидящие в корпусе) и обладают хоть какой-то физикой. Во-вторых, местные суда служат своего рода плавучими бараками, позволяющими нанимать бойцов прямо в море. В-третьих, морские сражения не только зрелищно выглядят, но и позволяют выбрать свой стиль ведения боя: таран, абордаж или банальный обстрел. Особенно эффектно выглядит таран: тут главное - угол правильно рассчитать да момент нужный улучить. Зато после такого удара: корабль противника - в щепки, а матросы - на корм акулам. Весело...

Собственно, больше и рассказать-то нечего. Игра вторична как воскресное похмелье, со средненьким дизайном, показателем аддиктивности и неповоротливой графикой. Играется вяловато, надоедает уже к середине первой кампании, а о повторном прохождении не возникает и мысли. Добавьте сюда ляпы со строительством (появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда молдаване на строй-лесах), заранее прорисованные карты теней (обратите внимание на деревья во время рубки) и пафосную до приторности музыку - и вы получите примерное представление об игре. Вот только стоит ли платить за нее деньги, решайте сами. Я бы порекомендовал сначала ознакомиться с демо-версией.

Резюме. Мы не случайно проводили многократные аналогии между двумя играми - у Rise of Nations и Rise & Fall при желании можно найти много общего. Но даже в названиях проектов скрыт очень показательный подзаголовок: если в первом случае речь идет лишь о "возрождении", то во втором этот процесс оборачивается неизбежным "падением"... Жестокая, но справедливая статистика лишь подтверждает печальную истину - первый бренд гораздо популярнее в массовом выражении. Но, даже закрыв глаза на мнение всех прочих, понимаешь: Civilizations at War - продукт весьма среднего качества. Пресный, безыскусный, хотя и не лишенный некоторого количества свежих идей. Рекомендовать можно лишь поклонникам серии Total War - для этих товарищей итоговая оценка автоматически поднимается на балл. Всем остальным хочется посоветовать что-нибудь более "съедобное". Например, добротную Rise of Nations: RoL (см. обзор в "КВ" №25).

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!