Кто в России заказывает спам: исследование

"Лаборатория Касперского" и Subscribe.Ru провели исследование (www.spamtest.ru/document?pubid=190000936&context=1) российского рынка спама и попытались выяснить, кто является типичным российским заказчиком услуг спамеров. В исследовании приведены некоторые оценки самих заказчиков спама: почему они используют этот рекламный канал и насколько он эффективен.

Исследование особенно актуально в связи со вступлением в силу 1 июля 2006 г. новой редакции закона "О рекламе", в котором делаются первые для России попытки вывести спам за рамки правового поля.

По результатам опроса выяснилось немало любопытных фактов. Например, около 60% (57,9%) заказчиков спама отрицают факт рассылки спама. Это свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления.

Еще один вопрос, ответ на который пытались найти исследователи: кто непосредственно принимает решение о проведении рассылки, кто контактирует со спамерами. Оказалось, что более чем в 80% случаев исполнителями являются менеджеры по рекламе, однако в процессе заказа рассылок спама активное участие принимают и руководители компаний. Так, в 5,6% опрошенных компаний они не только инициируют заказ, но и оформляют деловые отношения со спамерами.

Стоимость одной рассылки спама колеблется в пределах от 1000 до 45.000 рублей ($1 = 27 рублей). В Москве предпочитают рассылки стоимостью от 3001 до 6000 рублей, а в Петербурге берут подешевле. В целом по России, 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Сумма, безусловно, незначительна для компании любого масштаба и совершенно несопоставима с любым легальным рекламным каналом.

 

Количество адресов в одной рассылке также сильно колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама. Наименьшее названное количество - 100 адресов, наибольшее - 3.700.000. Каждый третий заказчик выбирает путь "максимального охвата" - рассылки свыше миллиона адресов, где совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг.

Эффективность спама ни один из респондентов не смог оценить. В среднем, звучали приблизительные оценки уровня отклика в 0,01-0,05%. Многие говорили о том, что трудно выделить вклад спама при использовании нескольких рекламных каналов.

В целом, исследование позволяет сделать несколько выводов:

  1. Заказчики спама отдают себе полный отчет в том, что, получив несколько обращений, они при этом навлекут на себя гнев остальных получателей рассылки (тысяч и миллионов людей). Компании, прибегающие к спаму, как правило, очень малы, что позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж - не для них.
  2. Стоимость спамерских рассылок очень мала. Однако никто из клиентов спамеров не может адекватно оценить эффект от проведения рассылок, в т.ч. возможный отрицательный эффект. Точно так же заказчики спама не придают особого значении аудиториям, на которые направлены их рассылки. Спам заказывается по принципу "если это так дешево, то почему бы и нет".
  3. Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с еще большим ущербом для репутации этих компаний. Однако оценить, действительно ли новый закон повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с начала его вступления в силу.

В исследовании принимали участие фирмы, названия которых упоминались в тексте спамерских сообщений. На основе данных антиспам-подразделения "Лаборатории Касперского" был составлен список из 500 таких компаний. Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями тематики спама в Рунете. Больше всего заказчиков приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.

Интересно, что социологический опрос проводился анонимно, с помощью весьма оригинальной методики. Заказчику спама звонил "сотрудник небольшой компании", который якобы тоже хотел заказать спамерскую рассылку и спрашивал у "коллег" совета. Конечно, такую методику не назовешь научной, но в данном случае трудно было придумать что-нибудь лучше.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!