Пришествие Web 2.0

Часть 1

В последнее время по поводу Web 2.0 не рассуждает разве что ленивый. Проблема только в том, что мало кто вообще может связно объяснить, что же это, собственно, обозначает. Сколько "специалистов по интернету" - столько и мнений. Неоспоримо только одно: феномен Web 2.0 действительно существует. А значит, надо постараться как можно более точно понять, что же это такое. Попробуем.


Следующий этап

Итак, с самого начала понятно, что Web 2.0 - это следующий этап развития хорошо нам знакомого WWW. Когда термин "Web 2.0" еще только появился (было это года два назад), многие полагали, что переход к нему будет скачкообразным, одномоментным. Теперь же понятно, что процесс этот будет достаточно растянут во времени. Сейчас все большее число пользователей получает возможность использовать высокоскоростной доступ к Сети. Фактически современные веб-ресурсы еще только "подтягиваются" к новым высокоскоростным возможностям пользователей. И, соответственно, меняют свои концепции: теперь задача наполнения интернета контентом все больше перекладывается с создателей ресурсов на самих пользователей. Благо, "широкие" линии связи позволяют наполнять серверы мультимедийным контентом, который охотно и в больших количествах создают многочисленные пользователи. Нынешний расцвет блогов - только начало "эры пользовательского контента".

Стараясь максимально упростить свою задачу, многие исследователи в качестве образца Web 2.0 приводят интернет-империю Google в ее нынешнем виде и социальные сети вроде MySpace. Другие же считают, что Web 2.0 - это "Веб как платформа", когда бал правят разнообразные сервисы. Однако же систему веб-сервисов в давние времена своего лидерства продвигала еще компания Netscape - классический представитель Web 1.0. Так что совсем не все так однозначно.

 

В 90-х считалось, что WWW - это, прежде всего, публикация контента, а не взаимодействие пользователей. Тогда полагали, что в интернете на первом месте находятся не потребители, а рекламодатели, что размер сайтов-"витрин" имеет принципиальное значение и Сеть, по большому счету, будет состоять из раскрученных веб-сайтов, чья популярность измерена MediaMetrix или другим веб-аудитором. Однако первым представителем Web 2.0 поневоле оказался Том Сойер, красящий стену. Этот литературный герой первый показал на практике механизм работы важнейшего принципа Web 2.0: "контент должен генерироваться самими пользователями". За работу ни в коем случае нельзя платить никаких денег, главное - чтобы пользователь сам получал удовольствие от процесса. Если это случается, то пользователь будет сам рад отдать и осколок бутылочного стекла, и дохлую крысу только за то, чтобы немного покрасить забор для тетушки Полли.


Предтеча: Web 1.0

1990-е годы стали триумфом концепции Web 1.0, когда взаимодействие осуществлялось по схеме "владелец сайта/контента -> сайт -> пользователь Сети". Во второй половине 90-х Web сам по себе был новинкой, причем новинкой весьма многообещающей - своего рода знаменем компьютерно-коммуникационной революции. Неудивительно, что связанные с инфраструктурой Web компании смогли без проблем привлекать просто невероятные инвестиционные ресурсы. Тогда никто и не задумывался, что создается еще только Web 1.0 - Сеть, какой ее видели тогдашние провидцы из компании Netscape. Персональные и корпоративные сайты, интернет-магазины, "сетевые гуру", реализованные на web доски объявлений, интернет-газеты вроде Lenta.ru - все это, зародившись в 90-х, окружает нас и сегодня. Но на самом деле уже принадлежит прошлому. Представители Web 1.0 стремились получить прибыль от онлайновых проектов как можно скорее и по традиционным схемам из учебника Филиппа Котлера.

Не получилось: WWW оказался феноменом, требующим принципиально новых подходов. Интернет-пузырь начал сдуваться в марте 2000 года - тогда котировки доткомов на Nasdaq, достигнув своего пика, начали опускаться. Сначала на 10%, потом на 20%, а к осени 2002 года рухнули на все 70%. Волшебная сказка для тысяч интернет-компаний и сотен тысяч их инвесторов закончилась разорением. Но именно в те годы краха и тотального пессимизма появились на свет первые ресурсы, безоговорочно относимые сегодня нами к Web 2.0 - Google, Wikipedia, MySpace, Napster и многие другие, тогда еще не понятые и не оцененные.


Театр драмы имени комедии

Главным идеологом Web 2.0 бесспорно признается Тим О'Рейлли - основатель крупнейшего в мире издательства, специализирующегося на книгах про компьютеры. Сам О'Рейлли фигура весьма противоречивая, но при этом он - весьма удачливый футуролог. Тим О'Рейлли заговорил о величии интернета еще до того, как он оформился в нечто определенное. Он был чуть ли не первым, кто разместил рекламу в Сети. Он предсказал поисковую систему Google, книжный магазин Amazon и пиринговые сети. Сегодня же он известен, в первую очередь, как один из авторов термина Web 2.0 и "концепции Тома Сойера".

При совместном мозговом штурме издательства O'Reilly Media и компании MediaLive International родилась приведенная таблица, призванная проиллюстрировать самые важные различия первого и второго Web.

Веб 1.0 Веб 2.0
Doubleclick Google AdSense
Ofoto Flickr
Akamai BitTorrent
mp3.com Napster
Britannica Online Wikipedia
Персональные сайты Блоги
Evite upcoming.org и EVDB
Спекуляция доменными именами Поисковая оптимизация
Оплата рекламы по количеству показов Оплата рекламы по количеству переходов
Извлечение данных из HTML Веб-сервисы
Публикация Соавторство
Системы управления контентом (CMS) Wiki
Каталоги (таксономия) Теги (фолксономия)
Удержание пользователей Синдикация контента

Этот список постоянно увеличивается - думаю, каждый желающий может сам придумать еще несколько примеров.

Тогда же родилась концепция "головы и хвоста". Суть ее в следующем: раньше мы жили в мире хитов и блокбастеров, где все лавры забирают те, кто стоит в голове состава, кто находится в первой сотне рейтинга. Но с появлением технологий Web 2.0 ситуация кардинально изменилась: от принципа "победитель забирает все" глобальная совокупность контента переходит к принципу "пусть расцветают миллионы цветов". Вот пример: в огромном американском книжном супермаркете Barnes & Noble продается около 130.000 наименований книг, а в главном книжном интернет-магазине Amazon больше половины продаж приходится на книги, не входящие в число первых ста тридцати тысяч. То есть находящиеся в том самом "хвосте". То же относится и к онлайновым магазинам музыкальных файлов: малоизвестные исполнители приносят не меньше прибыли, чем лидеры рейтингов.

Компания Google также добилась успеха, потому что ее создатели поняли концепцию "длинного хвоста" - коллективной мощи маленьких сайтов, которые поставляют значимую часть контента. В 90-х годах предложение лидера рынка интернет-рекламы компании DoubleClick подразумевало подписание официального контракта, ограничивая рынок до нескольких тысяч крупных сайтов. После краха "бума дот-комов" в Google отыскали способ размещения рекламного модуля практически на любой странице. Больше того, они предпочли рекламным форматам, ориентированным на издателей и агентства (баннеры, поп-апы), менее навязчивые, привязанные к контексту и дружелюбные к пользователю текстовые рекламные блоки.

(Продолжение следует)

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя Lito II
Отлично написано!
Аватар пользователя ushchent
Забавно - ровно год назад оригинал статьи О'Рейли перевела Компьютерра (http://www.computerra.ru/think/234100/). И вот сейчас эхо добралось-таки до Минска.

Чего ждать осенью 2007 - ?

Аватар пользователя Дмитрий
Прав был Майк насчет Демидова. 100% грубо передернутый материал без указания источника. Позор!
Аватар пользователя Шакро

Терра

Концепция Веба 2.0 родилась на совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International.

Демидов

При совместном мозговом штурме издательства O'Reilly Media и компании MediaLive International родилась приведенная таблица, призванная проиллюстрировать самые важные различия первого и второго Web.

Все изменений: слово «концепция», заменено на «таблица»

Идем дальше:

Терра

Overture и Google добились успеха, потому что поняли концепцию "длинного хвоста" (терминология Криса Андерсона) - "коллективной мощи маленьких сайтов, которые поставляют значимую часть контента".

Демидов

Компания Google также добилась успеха, потому что ее создатели поняли концепцию "длинного хвоста" - коллективной мощи маленьких сайтов, которые поставляют значимую часть контента.

И, сразу же, следом (какая наглость!)

Демидов

В 90-х годах предложение лидера рынка интернет-рекламы компании DoubleClick подразумевало подписание официального контракта, ограничивая рынок до нескольких тысяч крупных сайтов. После краха "бума дот-комов" в Google отыскали способ размещения рекламного модуля практически на любой странице.

Терра

Предложение DoubleClick подразумевает подписание официального контракта, ограничивая рынок до нескольких тысяч крупных сайтов. Overture и Google отыскали способ размещения рекламного модуля практически на любой странице.

……………………………………………………………………………………..

Первым эту тенденцию, действительно, заметил Майк. И был прав.

Советую редакционному совету, при проверке материалов пользоваться софтом для выявления плагиата. По-моему, он есть в свободном доступе (используется в российских вузах при проверке рефератов).

Аватар пользователя Инкогнито
Демидов - плагиатор!
Аватар пользователя Инкогнито
Во дают!
Аватар пользователя Виктор Буренков
"Неоспоримо только одно: феномен Web 2.0 действительно существует"

Я хотел бы оспорить :) Никакого такого феномена не существует, это просто выдумка "аналитиков" для того, чтобы им было о чем писать. По аналогии я могу заявить, что мы находимся в "Эре Бритья 4.0". Дальше идет умная таблица:

Бритье 1.0 | Бритье 2.0 | Бритье 2.5

Одно лезвие! | Два лезвия! | +удобная ручка!

Дополнить таблицу вы можете сами :)

Аватар пользователя Инкогнито
Буренков, ты сам себя опровергаешь. То, как брились, скажем в 17-м веке (опасная бритва из ржавеющей стали) - это действительно Бритье 1.0. По сравнению с ним двухлезвийный "Жиллет" - как минимум Бритье 2.5, а электробритва - не меньше чем 4.0. Так что аналитики не зря едят хлеб ;-)
Аватар пользователя ushchent
Согласен, термин звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. :) Вспоминается "ошибка 2000".

Но игнорировать успех Google сложно. В Майкрософт проглядели его рывок и продолжали продавать свою ОС для установки на десктопах. А Брин с Пейджем тем временем доказали, что можно сделать хорошие деньги внутри самой сети.

Так что в главной идее веб 2.0 - "интернет как платформа" - есть смысл. Там, где есть деньги, должен быть и смысл.

Аватар пользователя SF
>> Там, где есть деньги, должен быть и смысл.

Хорошая мысль!

Страницы