Как автоматизировать торговлю?

5 октября 2006 года прошел семинар по современным методам автоматизации розничной торговли. Мероприятие организовала компания "ЛюксСофт". Хотя причастных организаций, поддержавших проведение семинара и активно дискутировавших по тематическим вопросам, было более десятка.

После пары кратких выступлений почетных участников и партнеров семинара основной доклад по современным технологиям автоматизации учета и управления в торговле представил руководитель проектов НТО "ЛюксСофт" Антон Васильевич Кирковский. В основу своего выступления Антон Васильевич положил систематизацию автоматизированных решений с упором на современные требования. Конечно же, как и во всякой автоматизации на основе программных методов, очень важно формализованное представление исходной задачи. Под конкретные нужды заказчика будут по-разному выглядеть автоматизированные системы торговли для сети гипермаркетов или продуктового киоска. В качестве основной модели для сравнения подходов была взята классическая торговая структура с головным центром и розничными точками реализации. Как отметил господин Кирковский, софт - это лишь инструмент для получения решения. Само же решение по внедрению удобной компьютерной системы во многом лежит на компетенции хозяев предприятия. Возможно несколько концептуальных подходов к стратегии практического внедрения автоматизированной системы торговли:

  1. Создать и развивать решение силами программистов торговой организации, принятых в штат. Преимущества: штатные программисты будут создавать и переделывать все так, как будет требоваться руководству. В конечном счете даже путем "проб и ошибок" с достаточно недорогими затратами будет выработана система, необходимая предприятию с возможностью коррекции. Недостатки: программная система попадает в зависимость от конкретных работников. При увольнении программистов новым людям для обслуживания и развития будет трудно вникнуть в состояние дел.
  2. Заказать решение у сторонней IT-компании. Преимущества: внедрение индивидуальной системы при правильно сформированном исходном задании. Недостатки: сложность правильного понимания и взаимодействия, контроля сроков, затрат, оценки эффективности и последующего обслуживания и модернизации.
  3. Купить готовое коробочное решение. Преимущества: самый прозрачный вариант с заранее известным результатом и прописанными договоренностями. Недостатки: малая гибкость в адаптации под нужды конкретного предприятия, а разработчики коробочных продуктов очень неохотно идут на эксклюзивные доработки "под заказ".

Ни один из этих подходов не имеет доминирования и по каждому виду надо проводить осмысленный анализ. Рекомендуется иметь на предприятии свой IT-отдел со штатом в несколько человек. Но окупаемость штатных программистов может быть под вопросом, и некоторые организации на это не идут. Опять же, эффективность содержания своих айтишников или заключение договоров на обслуживание со сторонними IT-компаниями остается на компетенции торговой компании. Немаловажно для организации и определение цели внедрения автоматизированной системы. Если в основе лежит только ускорение обслуживания покупателей, то наиболее дешевое решение - это простой принцип закачки актуальных прайсов на кассовые терминалы для работы сканеров штрих-кодов. Такую систему в современных условиях автоматизированной даже стараются и не называть. Настоятельно советуется продумывать структуру компьютеризации более широко и идти сразу на комплексное внедрение автоматизации управленческой деятельности. То есть интегрировать систему со складским учетом, состоянием закупок, анализом оборотов, контролем остатков и т. д.

Еще один щекотливый вопрос, обсуждаемый среди участников бурных процессов автоматизации розничной торговли, это отнесение системы к классу on-line или off-line работы. Технически можно все интерпретировать гибко, что дает возможность не вполне добросовестной рекламы, хотя и про недостоверность сложно говорить. Если в сети кассовые терминалы постоянно обращаются за данными к серверу при работе, то не назвать такой режим on-line, вроде бы, нельзя. Однако профессионалы разделяют принципы организации работы более тонко. Если при каждой выбивке чека в кассе тут же идет отражение в регистрационном учете на сервере, то это, без сомнения, on-line режим работы. Если же, несмотря на постоянное обращение за информацией к серверу, итоги регистрации кассовых терминалов корректируют серверную базу только в конце смены, то такой режим все-таки следует отнести к off-line. На эти и другие спорные и интересные моменты обратил внимание Антон Кирковский в своем докладе на семинаре.

 

Затем последовали выступления по теме других представителей государственных, общественных и частных организаций, имеющих отношение к автоматизации и IT-решениям. А в течение всего времени работы семинара можно было ознакомиться с конкретными тематическими программными продуктами, практическими решениями и компьютерно-кассовым оборудованием белорусских интеграторов и поставщиков, развернувших свои стенды на площадке мероприятия.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2006 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!