Пришествие Web 2.0

(Начало в №41)

Часть 2

В последнее время про понятие Web 2.0 не рассуждает разве что ленивый. Проблема только в том, что мало кто вообще может связно объяснить, что же это, собственно, обозначает. Сколько "специалистов по интернету", столько и мнений. Неоспоримо только одно: феномен Web 2.0 действительно существует. А значит, надо постараться как можно более точно понять, что же это такое. Попробуем.


Формулировка

Итак, мы уже поняли, что четкой "энциклопедической" формулировки понятия Web 2.0 в природе пока не существует. Но есть определенные ориентиры, которые могут помочь отнести тот или иной ресурс к Web 1.0 или Web 2.0. Так, интернет-сервисы, использующие в своей основе принципы коллективизма, кооперации, открытости, доступности, интерактивности, можно смело называть Web 2.0. Если какой-нибудь интернет-сервис становится лучше из-за того, что им стало пользоваться больше людей, если пользователю предлагают массу услуг, два гигабайта памяти, самую точную карту на свете и при этом не просят за это никаких денег, если большая часть работы делается дилетантами-энтузиастами, если вы без проблем можете принять участие в реализации заинтересовавшего вас проекта - это почти наверняка Web 2.0. Другой показатель - используемые в онлайновом проекте технологии. Проекты, основанные на идеологии Web 2.0, почти обязательно используют RSS, Ajax, AdSense, технологии "блоговодства" и прочие новинки последних лет.

 

Но ключевым ориентиром все равно остается понятие "великого множества мелких". eBay стал лидером рынка после того, как разрешил единичные транзакции стоимостью всего в несколько долларов между физическими лицами, исполняя роль автоматического посредника. Napster построил свою р2р-сеть, не пытаясь создать общую централизованную базу данных, но спроектировав всю систему так, что каждый клиент становился также и сервером, способствуя тем самым росту сети. Того Napster'а уже нет с нами (большой бизнес постарался), но многочисленные пиринговые сети вроде BitTorrent по-прежнему демонстрируют ключевой принцип Web 2.0: чем больше людей использует сервис, тем он становится лучше - автоматически. Когда-то популярный (а ныне забытый) музыкальный сервис Akamai был вынужден постоянно добавлять серверы для улучшения качества услуг. Теперь же каждый пользователь BitTorrent или другой р2р-сети вливается в сообщество себе подобных со своими ресурсами, действуя согласно "этике кооперации". Типичный интернет-сервис эпохи Web 2.0 действует как разумный посредник, соединяющий интересы различных пользователей и использующий для этого ресурсы самих пользователей.


Экономика Web 2.0

Как признает Тим О'Рейлли, "принципы ведения бизнеса в эпоху Web 2.0 крайне парадоксальны и подчас полностью противоречат устоявшимся представлениям о том, как это вообще делается". Впрочем, все главные истории успеха в мире Web 2.0 объединяет кое-что общее. Во-первых, и контент, и сервисы должны быть бесплатными. Стремление построить бизнес в Сети на основе платных сервисов во многом и предопределило крах интернет-экономики конца 90-х. Во-вторых, рекламодатели должны иметь максимум возможности самим влиять на то, где, как и по каким технологиям размещается их реклама. В-третьих, отношения должны строиться на полном доверии. Чем больше ты доверяешь своим бизнес-партнерам, тем твой бизнес успешнее. В таких условиях чаще всего предельно сложно понять, откуда вдруг в том или ином проекте возникнет прибыль. Но примеры Google или MySpace показывают, что не предсказанные бизнес-проектами доходы в условиях Web 2.0 могут быть просто колоссальными.

Реклама (и маркетинг в целом) в Web 2.0 также в корне отличается от того, что преподается на модных сейчас курсах интернет-маркетинга. Попросту говоря, дорогие рекламные кампании в интернете уже не актуальны - так же, как и назойливые баннеры, флэш-ролики и pop-up окна, гламурно красивые сайты-витрины, спам и назойливые пресс-релизы. Сейчас на повестке дня - "партизанский" (guerilla) маркетинг. Его характерные приемы - "вирусная реклама", работа с популярными блогами и форумами, "сарафанное радио", внедрение в социальные сети под видом "своих", размещение видеоклипов на YouTube. Ну и, конечно же, система AdSense, созданная Google - это вообще тема отдельного исследования.


Ресурсы 2.0

Можно определить группу интернет-ресурсов, которые однозначно используют концепцию Web 2.0. Самые известные - Google, Wikipedia, MySpace, YouTube на пару с Flickr, Last.fm. Посвятим каждому несколько строк.

Google на глазах превращается во всеохватную интернет-империю. Впрочем, против, кажется, только Microsoft. Множество бесплатных оригинальных сервисов (сам поисковик уже понемногу отходит на второй план) привлекают сотни миллионов пользователей, которых успешно "окучивает" рекламная система AdSense.

Любой сервис Google - это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не самый популярный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google - это уникальный посредник между пользователем и онлайном во всем его многообразии.

Wikipedia - самый знаменитый общественный проект Web 2.0, продукт коллективного разума планеты. Бесплатная и претендующая на всеохватность всемирная энциклопедия, созданная энтузиастами на добровольных началах. Любой желающий может сочинить и разместить словарную статью о чем угодно, а также исправить, дополнить или изменить чужую. Основных правил два: статья должна быть нейтральной и объективной, а ее содержание - основываться на уже опубликованных материалах. Сейчас статей в Wikipedia уже ощутимо больше миллиона. Статьи на популярные темы пишутся и переписываются порой по несколько раз на дню, и результат обычно оказывается довольно объективным.

MySpace стал самым популярным интернет-сервисом среди подростков и молодых людей. Многие наблюдатели прямо ассоциируют эту социальную сеть с "Матрицей". Действительно, на Западе школы вычисляют через MySpace учеников-наркоманов, университеты тайно проверяют абитуриентов, корпорации изучают подноготную собственных сотрудников, а квартирные воры и педофилы находят новых жертв. MySpace сейчас самый популярный в Америке сайт и четвертый по популярности в мире - сразу после Google. На нем сейчас зарегистрировано более 100 миллионов пользователей. Качество предоставляемого ими материала обычно просто ужасно, но идут туда не за качеством, а чтобы заявить о себе всему миру. MySpace сейчас признан вторым по успешности бизнес-проектом в интернете (после того же Google). К слову, чем-то подобным в Рунете когда-то мог стать проект Narod.ru. Не стал - создателям дальновидности не хватило.

Flickr и YouTube - онлайновые хранилища медиа-информации. Flickr успешно превратился в главное мировое фотохранилище (сотни миллионов единиц). Пользователь просто закачивает свои личные фотографии, ставит на них теги типа "семья", "Киев", "бытовая техника", "танки и самолеты" - и все. Аналогичные фото других пользователей можно найти по таким же тегам. Ну и масса сопутствующих сервисов: клубы по интересам, тематические фотофорумы, системы поиска и т.д. Из-за своей всеохватности Flickr уже называют "новыми глазами планеты".

В свою очередь, YouTube стал хранилищем видеороликов обо всем на свете, которые может туда закачать любой желающий. Сейчас их там 30 миллионов, и каждый день закачивается еще 35 тысяч. Развивается ресурс предельно стремительно: к примеру, сейчас владельцы YouTube ведут переговоры с владельцами авторских прав о том, чтобы на сайте были представлены абсолютно все музыкальные видео, когда-либо снятые на пленку. Представить можете?

Last.fm - онлайновое радио, действующее по принципам Web 2.0. Попросту говоря, Last.fm самостоятельно подстраивается под слушателя, запоминает то, что пользователь слушает, и то, что слушать не желает, и все время подбрасывает новые песни, основываясь на выборе других пользователей с похожими вкусами. На сегодняшний день участники Last.fm прослушали и оценили уже три миллиарда треков. Главные конкуренты - проекты Pandora.com и LAUNCHcast. Впрочем, похоже, места в Сети хватит всем.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!