Обсуждение интернет-торговли переходит в борьбу лобби

До 8 сентября 2006 г. белорусы жили и пользовались интернет-торговлей, не имея каких-либо специальных нормативных законодательных актов о том, как правильно "ходить в интернет-магазины". Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети интернет" был сделан первый шаг в сторону создания правовой базы по регулированию интернет-торговли. Вышедшее постановление профессионалами становления Байнета больше критиковалось, нежели поддерживалось. Хотя в то же время все остаются единодушными во мнении, что интернет-торговлю со стороны государства регулировать нужно.

Первым свою критическую оценку с высокой трибуны о предполагаемом механизме лицензирования интернет-магазинов дал Юрий Зиссер на конференции "Деловой интернет" в Загорье. Правда, в блоке интернет-торговли на "Деловом интернете" участники больше склонялись к самолюбованию и рекламе, нежели к конструктивным конкретным мыслям. Но проблемы Байнета были подняты и услышаны общественностью, в чем большая заслуга TUT.BY.

Последний обмен мнениями на профессиональном уровне по интернет-торговле в нашей стране организовал белорусский бизнес-портал BEL.BIZ. 25 октября 2006 г. состоялся круглый стол "Интернет-торговля: проблемы и перспективы развития".

Такое мероприятие проводилось в рамках конференции с тем же названием, где любой человек имел возможность задать вопросы экспертам посредством интернета. Что бросилось в глаза: на круглом столе было много тех же лиц, что примелькались и на "Деловом интернете". Но позиции собравшихся уже выстроились в некие линии, а первые эмоции плавно перетекли в конкретные интересы. Непосредственно с докладами выступали заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Республики Беларусь Лариса Николаевна Миронова, менеджер торгового портала SHOP.by Владимир Комков, заместитель директора по правовым вопросам юридической компании "Альфа-лоерс" Александр Романюк, директор департамента розничного бизнеса "Белгазпромбанка" Елена Антони, начальник КартЦентра Минского транзитного банка Александр Скрипко, управляющий агентством коммуникаций "Золотой ключ" Марк Бернштейн.

Подробная стенограмма круглого стола опубликована в Сети по ссылке www.bel.biz/news/?pid=9482. Это давно не первые проекты on-line или квази on-line стенограмм публичных конференций в Байнете, однако столь удобные формы пока не имеют широкого распространения в наших электронных СМИ из-за затратности подобного освещения. С другой стороны, при чтении видятся и некие подправки происходящего обсуждения. По крайней мере, в реале многое слышалось по-другому, возможно, из-за эмоционального эффекта. Поэтому кому не хочется читать десятки тысяч знаков стенограммы, изложу краткое восприятие прошедшего круглого стола мною лично с собственными комментариями.

 

Первой выступила Лариса Миронова, огласив следующую интересную информацию: по оценке, сделанной Академией наук, сейчас в белорусском сегменте сети интернет работает более 400 интернет-магазинов и прогнозируется дальнейший рост электронной торговли; основная задача постановления №1161 - дать четкое определение интернет-торговле, обозначить формы и виды ответственности за нарушение ведения предпринимательской деятельности, обеспечить защиту прав потребителей; в постановлении четко определено, что продажа через интернет является торговлей по образцам, а интернет-магазин рассматривается как деятельность в сфере розничной торговли.

Вопросы и критика обрушились на Ларису Николаевну со всех сторон. И представительнице Минторга не только было непросто отвечать, но по многим юридическим нюансам виртуального пространства она просто не смогла дать комментарии. Хотя обращать такой сложный многогранный процесс, как создание нормативной базы регулирования интернет-торговли к апеллированию в лице одного человека, не очень правильно. Ведь истоки принятия постановления понятны и довольно прозрачны. В Беларуси принята государственная программа по электронной торговле. Министерствам и ведомствам надо с чего-то начинать и как-то развивать законодательство в связи с новыми IT-реалиями. Хорошо или плохо, но первый шаг сделан, и это само по себе прогресс. То, что мнение интернет-профессионалов слабо учитывалось при законотворчестве, является не очень хорошей тенденцией. Но интернет-профессионалы тоже бывают разными.

Представитель известной торговой площадки SHOP.BY портала OPEN.BY своим выступлением фактически дал понять, что данная структура готова поддержать инициативы Минторга, если в качестве консультантов дальнейшего развития правовой базы Байнета будут привлечены их эксперты. У меня сложилось впечатление, что выступление Владимира Комкова сводилось примерно к следующему: "Мы вам объясним, где подводные камни и какие решения надо принимать, чтобы всем было хорошо".

Наиболее же ярким оппонентом постановления стал Олег Мусловец из Агентства финансовых новостей. Своей позиции конструктивного критика Олег придерживался во время всего круглого стола. Поддержал его с точки зрения не совсем обозначенных в постановлении важных моментов известный юрист Александр Романюк. Основные претензии коротко можно обозначить следующим:

  1. Нет четкой процедуры формирования, использования и регистрации доменных имен.
  2. Не ясно, как проводить различные документальные подтверждения и оформления.
  3. Масса неурегулированных юридических вопросов, в том числе по четким однозначным критериям, какие сайты относятся к интернет-магазинам, а какие нет.

Несколько по-другому на проблемы электронной торговли взглянул Марк Бернштейн. Непонятно, почему такой интерес вызвало небольшое постановление №1161, всего-то регламентирующее регистрацию доменного имени и дающее базовые определения, тогда как никакого резонанса общественности нет по поводу того, что уже несколько лет в Беларуси никак не введут универсальную всеобщую систему электронных платежей через интернет. На сегодняшний день есть несколько попыток решения проблемы, которые можно оценивать лишь как локальные:

  1. Easy-Pay, абонентская база 8 тыс. человек. Преимущества: получила полную легализацию, имеет хорошую рекламную поддержку. Недостаток: большое неудобство, когда для покупок через интернет надо идти на почту или в банк переводить деньги на электронный "кошелек".
  2. Sms-банкинг. Преимущество: мобильность. Недостаток: плохая связь с интернет-торговлей через ПК, т.к. требует подключения мобильного телефона к компьютеру. Переход к интеграции с массовой интернет-торговлей через ПК технически сложен и неудобен.
  3. Web-money. Преимущества: полноценная система международных платежей. Недостаток: в Беларуси пока не отлажен рынок реального оборота белорусского рубля в Web-money. Владельцы белорусских магазинов сейчас не имеют априорной информации, как распорядиться денежными доходами Web-money, чтобы это было выгоднее или удобней с точки зрения развития бизнеса, нежели другие традиционные формы платежей.

Предложением Марка стало не ориентироваться на вышеназванные средства, а сосредоточиться на создании платежной системы через интернет на базе существующей системы расчетов по дебетным карточкам, эмитированных "Беларусбанком" и другими банками, общее число пользователей которых достигает четырех миллионов. Надо всего-то создать marchand account, то есть программное решение, которое позволит переводить деньги с карточки в интернет-магазин. То, что данное решение до сих пор не внедрено, объясняется тем, что у "Беларусбанка" свои интересы и видение системы электронных платежей, в некоторой части которых эта организация де-факто монополист.

В заключительной части мероприятия состоялись выступления представителей негосударственных банков, которые, само собой, высказывали мнения об интернет-торговле с позиции своей выгоды. Разумеется, банки адаптируются к работе в любых условиях. Они могут строить свое развитие по-всякому: и ориентируясь на наличные платежи, и к быстрому переходу в систему интернет-платежей. В настоящий момент банкам выгодно работать в своих закрытых электронных системах, наиболее удобно интегрированных со средствами межбанковских платежей. И пока не будет принято решение об электронных платежах через интернет на государственном уровне, банки будут вести лишь вялые эксперименты по вводу своих локальных электронных клиентских систем, больше напоминающие разовые рекламные акции, нежели четко выработанную программу интернетизации. Если же дело коснется планов Нацбанка по массовому внедрению интернет-платежной системы, не пройдет и пары месяцев, как все коммерческие банки благополучно вольются в нее путем целевого переоснащения через собственные инвестиции.

Оценить состоявшееся мероприятие можно как весьма полезное и информационно насыщенное. Вот только кто бы организовал круглый стол с целевым обсуждением проблем именно потребителей и рядовых пользователей на предмет того, насколько усложнения в электронной торговле повлияют на их действия и жизнь в повседневной действительности...

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2006 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Buben
Так рождаются сплетни