Что WEB грядущий нам готовит?

Конец прошлого - начало нынешнего года ознаменовались очередным "шокирующим" предостережением о том, что именно год наступивший вполне может стать концом Всемирной Паутины. Так, еще в 1995 г. изобретатель Ethernet, попечитель Technology Review, один из основателей 3Com Боб Меткалф (Bob Metcalfe) на одной конференции, посвященной проблемам и перспективам развития web, заявил, что съест свою колонку в газете "Infoworld", если уже в 1996 году World Wide Web не прекратит свое существование из-за переполнения трафика и других проблем. В апреле 1997 года ему пришлось выполнить свое обещание, искрошив свою колонку на кусочки и запив ее стаканом молочного коктейля. Всемирная Паутина выстояла.

В 2004 году профессор Ханну Кари (Hannu Kari) из Университета технологий Хельсинки заявил, что спам и вирусы убьют интернет к 2006 году, если не будут предприняты самые решительные меры по усилению сетевой безопасности. Интернет-коллапса однако, как мы знаем, не произошло и тогда. И в первом, и во втором случаях интернет-провайдерам удалось избежать серьезных проблем, в основном, за счет расширения каналов связи.

Да и сам интернет очень сильно изменился. Это уже далеко не тот интернет, который имел в виду Боб Меткалф, и даже не тот, о котором пророчествовал Ханну Кари и который теперь принято называть интернетом первого поколения или Web 1.0. Web 1.0 перерос сам себя, взвалив на свои узкие инфраструктурные плечи непосильный груз новых информационных технологий. Мудрость учит не наливать "новое вино в старые мехи". Но что делать, если тратиться на "новые мехи" не очень-то хочется? Одним словом, мутант под названием интернет второго поколения, или, по-простому, Web 2.0, на свет был произведен.

Первое время счастливчики, имевшие дешевые широкополосные каналы доступа, успели вовсю "оттянуться", проведя многие часы за он-лайн играми или принимая потоковое видео или TV. Идя в ногу со временем, многие медиа обзавелись собственными подкастами. Пиринговые сети достигли пика своей популярности, а успех YouTube и Apple's iTunes Video Store был просто ошеломляющим. Кроме всего прочего, только это создало такой мощный трафик, что существующая инфраструктура стала угрожающе "потрескивать по швам". И не то чтобы ведущие операторы типа AT&T и Verizon или интернет-провайдеры были к этому не готовы, скорее, достаточно низкие цены на услуги доступа к широкополосным каналам пока делают невыгодным их дальнейшее расширение.

Вот тут и заговорили о новом коллапсе интернета, и именно в 2007 году вплоть до фрагментации его на континентальные или субконтинентальные кластеры, очень слабо между собой связанные. Что это, как не конец Всемирной Паутины и крах идеалов глобального информационного пространства?

 

Правда, "Белтелеком" бодро заверил белорусских пользователей, что им-то коллапс угрожать не будет, с чем без труда можно пока согласиться, учитывая, что для многих и Web 1.0 пока, скорее, роскошь, чем средство передвижения в информационном пространстве.

Но параллельно с нарастанием проблем с Web 2.0 в средствах массовой информации (например, "The New York Times" 12 ноября 2006 г.) и на блогах все активнее начинает обсуждаться тема грядущего (и все в том же 2007 году) постепенного перехода к интернету 3-го поколения, которому уже присвоили обозначение Web 3.0. Чтобы представить себе, о чем большинство белорусов уже тоже может мечтать, стоит вкратце обозначить, что в настоящее время принято понимать под Web 1.0 и Web 2.0.

Вообще говоря, названия эти никем строго не определялись и существует большой разнобой в их трактовке в среде веб-аналитиков. Тем не менее, некоторые особенности этих первых двух генераций указать можно.

Так, Web 1.0 - это фаза активного становления собственно глобальной сети, сопровождаемая ее не менее активной коммерциализацией. В центре внимания находились проблемы совершенствования протоколов, таких, как HTTP или FTP, выработки открытых стандартов языков разметки, таких, как HTML и XML, расширения доступа через интернет-сервис провайдеров (ISP), создания инструментов доступа к интернет-контенту (браузеров), платформ и инструментов веб-разработки. На этой фазе создаются вебоцентричные языки программирования, такие, как Java и JavaScript, активно регистрируются все новые и новые веб-сайты, увеличивается число ключевых интернет-порталов, отрабатываются модели интернет-бизнеса.

Web 1.0 представлял собой что-то вроде "суперхранилища" (или, если угодно, "суперсвалки") статичных веб-страниц с предподготовленным "немногими для многих" контентом с очень слабыми обратными связями. Большинству пользователей отводилась роль пассивных потребителей этого контента.

Web 2.0. Собственно, термин Web 2.0 был введен всего-то в 2004 году O'Reilly Media с целью отразить качественные изменения, которые произошли в сфере предоставляемых посредством интернета массовых услуг и сервисов. К их числу, прежде всего, относят социальные сети типа MySpace, вики-сайты, живые журналы, блоги, фотоальбомы и другие инструменты онлайнового сотрудничества, взаимодействия и обмена данными между пользователями. Кроме того, происходит активная "мобилизация" интернета, сопровождаемая появлением разнообразных мобильных устройств. У пользователей появилась не только возможность создавать свой собственный контент, но и управлять его связями с другими материалами (настраивать ленты новостей или блогов, добавлять свои материалы в коллективные блоги или вики).

Разумеется, Web 2.0 далеко не исчерпал своего потенциала, скорее, он входит в фазу зрелости. На прошедшем недавно в Давосе Всемирном экономическом форуме Билл Гейтс нарисовал очень радужные перспективы для интернета второго поколения на ближайшие несколько лет. Так, по Гейтсу, очень скоро привычная телефония станет достоянием прошлого, а на смену ей придут коммуникационные системы, использующие постоянное подключение к интернету; огромное значение приобретут онлайновые хранилища данных, освобождающие пользователя от привязанности к одному компьютеру. Но самое главное, по мысли Гейтса, - это полная "мультимедиизация" интернета: "Как только видео попадает в интернет, появляется возможность смотреть новости по своему желанию, реклама становится персонализированной, а образовательные материалы значительно более интерактивными". Значительно возрастет роль веб-телевидения (IPTV), но не только. Гейтс говорил о новых технологиях, таких, как Virtual Earth 3D или Second Life, которые сделают реальностью 3D-шоппинг, позволяя покупателю прогуливаться по виртуальным магазинам и со всех сторон рассматривать понравившиеся товары. Стоит заметить, что, кроме Билла Гейтса, на Давосском форуме присутствовали и такие ключевые фигуры Web 2.0, как Чед Хёрли (Chad Hurley) из YouTube и Катерина Фейк (Caterina Fake) из Flickr.

Реальность Web 2.0, конечно, не столь безоблачна, как это видится Биллу Гейтсу. Свобода кооперативного контенто-творчества приводит часто к тому, что сам этот контент становится трудноконтролируемым со стороны инициаторов того или иного сервиса. Курьез: основатель знаменитой Wikipedia 18 раз исправлял свою собственную биографию, всякий раз корректируемую "всезнающим" пользовательским сообществом. В результате пришлось ввести запрет на редактирование страниц Wikipedia незарегистрированными пользователями. Это пример того, как не корректируемое экспертами свободное веб-сообщество может само себя дезинформировать.

Кроме того, в Web 2.0, как и в Web 1.0, для работы с контентом применяются довольно примитивные боты, которым в бурлящем, постоянно меняющемся контент-океане делать просто нечего. Автоматические системы ранжирования легко обманываются нечистыми на руку создателями контента, в том числе и так называемого флэш-моба, тогда как действительно ценные ресурсы часто оказываются погребенными под завалами низкопробного контента.

Основное противоречие в развитии интернета, как оно теперь вырисовывается, состоит в несоответствии уже сформированного (и продолжающего формироваться) контента (по идеологии Web 1.0) реальным запросам уже сформированных (и продолжающих формироваться) сообществ. Интернету уже явно не хватает хоть немножко осмысленности, хоть немножко интеллектуальности. Создание "интеллектуальной Сети" - в этом основной пафос призывов к созданию интернета третьего поколения или Web 3.0.

Что это будет такое, сказать в точности сейчас не может никто. Но все пишущие на тему Web 3.0 сходятся в том, что главной задачей является внедрение "уровня смысла" в уже существующую структуру Сети. В качестве ключевых компонентов предполагаются разработки в таких областях, как "семантические сети", поиск на естественных языках, извлечение данных из информационных массивов, технологии "искусственного интеллекта", машинное обучение, экспертные системы и т.п. Говоря совсем общо, Web 3.0 - это внедренная между плохо организованным контентом и достаточно анархичными сообществами особой экспертной подсистемы, способной апроприировать, усваивать как знания и опыт рядовых пользователей и людей-экспертов, так и свой собственный "опыт", извлекаемый из перманентного процесса ранжирования и "взвешивания" ассоциативных связей между данными.

В этом направлении уже сделаны определенные шаги как крупными компаниями, такими, как IBM или Google, так и небольшими "стартапами". Так, работу рекомендательного агента можно видеть при посещении сайта Amazon.com. Там при любом запросе вам будет предложено что-то вроде "Кто купил это, тот купил также и это" с рекомендательным списком, как правило, вполне корректным. Но идеология Web 3.0 предусматривает превращение всего интернета в своего рода персонального консультанта, обрабатывающего запросы на естественном языке. Т.е. запросы типа "Хотелось бы поехать в отпуск на море. Имею 3000 у.е. Ах, да, у меня трехлетний сын" должны приводить не просто к осмысленным, но исчерпывающим ответам с указанием ранжированных по удаленности турагентств. В Web 2.0 можно потратить часы на поиски релевантной информации и все же оказаться в ситуации не лучшего выбора.

В идеале Web 3.0 будет основываться на:

  • повсеместной включенности посредством широкополосного доступа, мобильного интернета и мобильных устройств;
  • распределенном сетевом компьютинге в P2P-сетях, решетках (grids) и т.п.;
  • открытых технологиях (данных, протоколов, форматов данных, программных платформ и т.д.);
  • открытой идентификации (OpenID, переносимости персональных данных между сервисами, "института" репутаций как пользователей, так и информационных ресурсов);
  • собственно "интеллектуальной Сети" ("The Intelligent Web"), т.е. на технологиях "Semantic Web" (Resource Description Framework - RDF, Web Ontology Language - OWL, Semantic Web Rule Language - SWRL, SPARQL - язык запросов для RDF, платформ семантических приложений и хранилищ данных, основанных на высказываниях и ассоциациях между ними), на распределенных базах данных и "умных" приложениях (системах обработки естественных языков, машинного обучения и принятия решений, автономных агентах).

Кое-что из этого действительно должно появиться на рынке уже в наступившем году. По крайней мере, три "стартапа" уже ведут активную пиар-кампанию, правда, не раскрывая деталей о своих революционных продуктах. Это Radar Networks (radarnetworks.com), основанная в 2003 г. г-ном Нова Спивак (Nova Spivack) и имеющая штаб-квартиру в Сан-Франциско. Известно, что ее технология основывается на базе данных следующего поколения, которая вместе с данными накапливает ассоциации между разными блоками информации, например, межличностные отношения типа "коллега", "друг", "брат". Эти разработки первоначально производились американскими спецслужбами. Финансируют Radar Networks такие компании, как Vulcan Capital и Leapfrog Ventures.

В 2007 году удивить обещает и Metaweb Technologies, Inc. (metaweb.com) также из Сан-Франциско. Финансируется Benchmark Capital, Millennium Technology Ventures, Omidyar Network и другими известными в США инвесторами. Свои разработки Metaweb держит в глубокой тайне. А вот Powerset (powerset.com) не скрывает, что в этом году запустит поисковик для семантического веба, который будет, в частности, "понимать" разницу между поиском "книг о детях" и "книг для детей".

Среди имеющихся прототипов можно назвать систему KnowItAll, которая разрабатывается преподавателями и студентами Вашингтонского университета (cs.washington.edu/research/knowitall) при финансовой поддержке Google, а также систему Opine (cs.washington.edu/homes/amp/opine), которая способна извлекать и собирать пользовательские мнения о продуктах из разных интернет-источников.

Окажутся ли эти разработки действительно первыми кирпичиками интернета третьего поколения или мы имеем дело с рекламным "жужжанием", призванным склонить потенциальных инвесторов к финансовой поддержке проектов, мы узнаем очень скоро. Ведь 2007 год уже наступил!

Сергей САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2007 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
От этой статьи у меня приступ дежавю. Особенно про отдых на море за 3000 с трехлетним сыном.

Это http://www.kv.by/forum/forum2006410601.htm ?

Или http://www.computerra.ru/think/234100/ ?

Или это http://www.computerra.ru/think/234344/ ?

Может,

http://www.computerra.ru/think/234558/ ?

Никак не найду про это море...