Вести образования

Прошлая неделя выдалась богатой на события в образовательной сфере Беларуси. Прежде всего, общественность обсуждала открытие нового Республиканского института китаеведения имени Конфуция в Минске. Причем ответственные за технические направления работники Национальной Академии Наук делились мнениями о перспективах развития совместно с Китаем технопарка. Министр образования Александр Радьков отметил, что Беларусь и Китай сегодня могут вместе разрабатывать новые технологии. Относительно "поднебесной" есть явные концептуальные моменты, которые стоит принимать во внимание белорусам: в мире растет в процентном отношении как число разговаривающих на китайском языке людей, так и китайское производство потребительской электронной техники.

Событием недели в бизнес-образовании стала презентация Международной квалификационной программы по маркетингу НИМА. Жанна Гринюк, директор ЦСБТ САТИО, официально представляющей маркетинг-сертификацию НИМА в РБ, при оценке задач образования для маркетолога отметила: "Пожалуй, только IT-технологии могут сравниться сейчас с маркетингом по динамике развития. В современном маркетинге используются такие новаторские интернет-инструменты, как диалоговые интерактивные доски объявлений, поисковые средства, методы оптимизации в электронной коммерции". Присутствующие на презентации слушатели соответственно быстро сориентировались, как более эффективно проанализировать всю информацию по теме. "Есть ли у программы НИМА свой веб-сайт?" - один из первых вопросов аудитории.

Но в качестве центрального события недели стоит поставить проведение финальной части интернет-конференции по частному образованию в РБ, организованной порталом bel.biz. Портал bel.biz продолжил замечательную практику интернет-конференций, получившую колоссальный интерес после создания на интерактивной основе контента по обсуждению интернет-торговли. Апофеозом упомянутого проекта было размещение стенограммы обсуждения компетентными экспертами постановления Совета Министров РБ на сайт, ставшей бестселлером Байнета. Нынешняя интернет-конференция носила название "Частное образование в РБ: основные достижения и перспективы развития". Алгоритм взаимодействия с общественностью носил похожий характер. До февраля принимались тематические вопросы от всех желающих по e-mail. А 1 февраля 2007 года за круглым столом экономико-правовой гимназии в поселке Ждановичи собрались эксперты портала bel.biz для обсуждения аспектов частного образования, в том числе и вопросов общественности.


Программистов учить дорого

Центральной фигурой среди экспертов за круглым столом интернет-конференции "Частное образование в РБ: основные достижения и перспективы развития" был Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович. На нем замыкались самые злободневные вопросы. От него же исходила основная конкретика по цифровым показателям. В 12 частных высших учебных заведениях РБ обучается около 58 тыс. человек. Из них более 55 тыс. по специальностям экономического и юридического направления. Число студентов, обучающихся в частных ВУЗах, год от года уменьшается. А главное - ни одно частное учебное заведение не готовит специалистов инженерно-технического профиля. Основной причиной видятся большие затраты на закупку и содержание оборудования и материально-технических средств обучения по инженерно-техническим специальностям. Одной из причин льгот по налогообложению государственных ВУЗов является проведение ими подготовки специалистов технического профиля, являющейся изначально убыточной. В частных ВУЗах действует подход к налогообложению как на предприятиях сферы услуг. Расчет показал, что при таком подходе для ВУЗа, готовящего, например, специалистов по ядерной физике, однозначно светит банкротство. А необходимость в тех же инженерах-ядерщиках в Беларуси возникла и надо создавать современную систему подготовки по этому направлению. Поэтому за государственными учебными заведениями сохраняются льготы, а частные учебные заведения государство готово стимулировать на подготовку по инженерно-техническим специальностям. Присутствующий на круглом столе руководитель Белорусского института правоведения Степан Сокол подтвердил сложность организации подготовки инженеров, в том числе и программистов. Долгое время это частное образовательное учреждение пыталось наладить обучение по программистским специальностям, информатике и защите информации в IT. Однако большая работа и финансовые вложения успехом не увенчались. Степан Сокол подтвердил, что основные трудности заключаются именно в очень больших издержках на приобретение оборудования и техническую организацию обучения для полноценной подготовки по этим специальностям. Встречаются и трудности административного характера. Как, например, при попытке открыть частное среднетехническое учебное заведение в Пружанах.

 


Мнение об электронном учебнике

Владимир Зданович критически оценил первый опыт внедрения в белорусских школах электронных учебников. А точнее, бумажных изданий, выпущенных с вклеенным конвертом, где находится копия учебника на CD-R. Во-первых, такие учебники ставятся на баланс школьных библиотек, которые обязаны передавать их новым поколениям учащихся в течение нескольких лет. Учебники в конце года сдаются, а вот где отыскать оторванный ребенком диск из учебника, имеющий большую способность теряться, и с каким качеством последующего считывания его возвращают? В результате таких экспериментов библиотекари пришли к интересной практике. Все диски из приходящих бумажных учебников отрывают и складывают стопкой на хранение, а учащимся раздают книги без диска. Так сказать, "наш реальный электронный учебник". Во-вторых, на таких дисках просто дублируется текст учебника, а также присутствует звуковая форма для прослушивания. В результате ученик лежит на подушке и слушает, что говорит компьютер. К ребенку трудно придраться - методика домашнего задания соблюдается. Хотя эффективность такого усвоения материала под вопросом. Надо чтобы на диске присутствовала максимальная интерактивность в обучении, элементы постоянного контроля, побольше иллюстраций и анимационных записей, скажем, фрагментов фильма "Война и мир". Пока этого нет. В общем, наблюдаются и плюсы, и минусы применения электронных средств в образовании. Все хорошо в меру. К электронным средствам надо относиться соответствующим образом: если компьютер способствует обучению - максимально применять, если становится бесполезной игрушкой для ребенка - пресекать как вредное явление.


Об успехах и перспективах

Несмотря на то, что подготовкой инженерно-технических кадров частные учебные заведения похвастаться не могут, среди выпускников частных ВУЗов Беларуси есть ученые, занимающиеся серьезной научной деятельностью. Некоторые их них работают в Национальной Академии Наук РБ после защиты в аспирантуре.

Что касается технического образования, то ожидается переход на схему трехлетней теоретической подготовки, после которой студент два года обучается на предприятии.

Многие компетентные специалисты говорят о переходе в Беларуси на всеобщую платную систему образования. По крайней мере, высшего. Однако за круглым столом прозвучали мнения и об ином развитии сценария. Как возможный, представляется вариант оказания услуг платного образования в Беларуси для иностранцев. Предполагается, что доходы от этой деятельности позволят обеспечить всеобщее бесплатное образование для белорусских граждан. И, прежде всего, в оправдании такого прогноза эксперты из образовательной сферы апеллируют, возвращаясь к началу статьи, к Китаю, имеющему намерение массово наладить обучение своих студентов в Беларуси.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

06 за 2007 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!