Огнем и мечом

Название игры: Medieval II: Total War

Жанр: TBS/RTS

Разработчик: The Creative Assembly

Издатель/в СНГ: Sega/"Софт Клаб"

Похожие игры: Rome: Total War, Medieval: Total War, Stronghold 2

 

Системные требования: CPU 1.5 GHz, 512 Mb RAM, video 128 Mb, free space 11 Gb

Оценка: 8

Medieval II: Total War ждали все поклонники качественных исторических стратегий. Оно и неудивительно, ведь в послужном списке Creative Assembly серия Medieval занимает особое, ни с чем не сравнимое значение. Первая ее часть стала недосягаемым идеалом для большинства разработчиков, поэтому право на осечку с продолжением попросту не существовало.


Расширение горизонтов

PR-менеджеров разработчика впору представить к Нобелевской премии - еще до начала продаж Medieval II мы уже знали немало фактов об игре, имели представление о графике проекта, досконально изучили возможные тактические маневры и даже были наслышаны об исполинском временном отрезке, который простирался с 1080-го по 1530-й годы. Не полюбить заведомый хит было просто невозможно.

В отличие от других проектов Creative Assembly, обучение отныне не строго обязательно. Ветеранам средневековых баталий можно смело его проигнорировать и окунуться в кампанию. Остальным же настоятельно рекомендуем не отказываться от курса молодого бойца и вместе с Вильгельмом задать жару зазнавшимся норманнам.

Изначальный выбор сторон в кампании невелик - всего пять, среди которых попадаются как великие державы того времени (Англия), так и государства, которые играли второстепенную роль в средневековом мире (Венеция). Отличий у фракций с избытком, что заметно усложняет выбор, но повышает реиграбельность. Воины Священной Римской Империи имеют сильную во всех отношениях армию, но в поздний период истории заметно уступают англичанам и французам - главной их целью станет завоевание Рима. Испанцы могут похвастаться мощным морским флотом, отличной легкой пехотой и разрушительной кавалерией, но недостаток тяжелых воинов и копейщиков в начале игре отразится не самым лучшим образом - в качестве основного ориентира эта сторона рассматривает триумфальное прибытие войск на Землю Обетованную, то есть в Иерусалим. А где же обещанные 17 сторон? Они доступны лишь в режиме исторических битв - решись разработчики на такое же количество кампаний, и это дело двумя DVD с 11 гигабайтами данных уж точно не ограничилось бы.

Геймплей, традиционно, двухуровневый: с одной стороны мы двигаем фишки-войска на глобальной карте, с другой - спускаемся с небес на землю и становимся полководцем собственной армии. Макрорежим выполнен на высоком уровне, что подтверждают трехмерная карта мира, реалистичный рельеф и разнообразные погодные эффекты. Последние для каждой местности разительно отличаются друг от друга: немецкие владения покрывает мелкая снежная крошка, Египет утопает в песках, а открытый для завоевания Карибский бассейн радует глаз темно-зелеными лесами и тропиками. Впрочем, за внешним убранством скрывается немало простора для тактической деятельности - при умелом подходе можно надежно держать под контролем даже очень большие территории. Занявшие стратегически важные точки армии могут надолго отбить интерес у охочих до наживы соседей.

Помимо фигурок с прямолинейными генералами и их армиями, на карте бродит немалое количество не менее ценных юнитов. Это и миссионеры, обращающие в вашу веру непокорные земли; и шпионы, которые помогут избежать кровопролитного конфликта с "вкусным" соседом; и рабочие, которые бережно собирают ресурсы и отправляют их на рынок.


"Папенькин" сыночек

Какую бы из сторон в кампании вы не выбрали, рано или поздно даст знать о себе Папа Римский. Обеспокоенный вашей междусобицей, католический престол может мягко намекнуть на необходимость прекращения конфликта, а в качестве искупления вины предложить Крестовый поход. Стремящиеся к независимости больно получат по носу, когда на границах будет стоять добрый десяток ярых поклонников истинной веры, желающих во что бы то ни стало избавить несчастный народ от правителя-еретика. Обратная сторона медали в виде дружбы с Папой видится куда более радужной - при выполнении поручений его Святейшества религиозное лицо №1 готов закрыть глаза на многие шалости собственного послушника, щедро озолотить перед Крестовым походом или добавить в армию профессиональных воинов. В принципе, при удачном стечении обстоятельств и большом количестве средств на священный престол можно усадить своего протеже, но это путь трудный и выполнимый разве что очень умелыми игроками.

Дипломатия, к слову, явно не главный козырь Medieval II: Total War - в суровые времена Средневековья спорные вопросы зачастую решались силовым путем. Учитывая, что целью игры по-прежнему остается покорение, как минимум, 45 регионов в течение 225 ходов, приходится признать, что от военных действий отвертеться не получится. Невелика потеря, правда?

Когда наступает час Х, стратегическая карта сменяется тактической, на которой события разворачиваются в реальном времени. Как всегда, в нашем распоряжении ключевые типы войск: лучники, копейщики, кавалерия, а при осаде крепостей - тараны и диковинные механические машины. Грамотное их использование, учет погодных и географических условий обеспечивает победу в большинстве случаев. К примеру, решившись на штурм замка ночью, вы наверняка застигнете противника врасплох, но при этом и потеряете немало состава армии, которые из-за плохой видимости и морали понесут обязательные потери. Если в "классическом" бою (это когда сначала бьют лучники, потом копейщики, а потом кавалерия) искусственный интеллект выглядит достойно, то небольшой отступ от "канонов" грозит стать свидетелем беспомощности кремниевого друга. Неожиданный удар с фланга, увеличенная дальность обстрела лучников заставляет AI натужно пыхтеть и нести критические потери.

Одержать победу можно еще на начальном этапе сражения, правильно сделав стартовую расстановку войск. Выяснив, в какой части шеренги находится полководец, можно провести массированный удар именно туда - результат не заставит себя ждать. Оставшееся без командира войско здорово теряет в морали и может даже побежать.


И Рим пал...

Техническая сторона у Medieval II: Total War может с легкостью заткнуть за пояс любого из своих конкурентов. Да, чтобы увидеть высокополигональные модели всадников и действительно непохожих друг на друга воинов, нужно мощное "железо". Большое скопление противоборствующих сторон, максимальное приближение картинки и кадры, словно сошедшие с киноэкранов, заставляют попыхтеть не одну видеокарту. Но, черт возьми, оно же стоит того! Все это представление действительно осмысленно и подано нашим глазам в самом лучшем виде. Когда конница втаптывает в землю последний отряд врага, а ваши лучники победно шествуют по полю боя, усеянному телами поверженных, натурально хочется протереть глаза и убедиться, что в приводе именно диск с Medieval II, а не с какой-нибудь "Троей".

Добавляющий атмосферу в лошадиных дозах звук, можно сказать, фирменная черта серии Medieval. Иногда создается впечатление, что сражающиеся мужи меняют тон голосов в зависимости от обстановки - громогласно орут при близящейся победе и как-то неробко мямлят перед неминуемым поражением.

А вот за державу, честно говоря, обидно. The Creative Assembly стоило бы пригласить хотя бы пару консультантов из той страны, где их так безмерно любят и уважают. Играть за Русь - и смех, и грех: ежечасно попадаются исторические личности с именами вроде Шубы Зайцева или каких-то подозрительных Mixail'ов. Да и в глобальном плане русичей заметно обделили, приравняв то ли к неверным мусульманам, то ли к отсталым от европейских конкистадоров ацтекам. Первопричины стоит искать в отсутствии единого центра, которому предложена неравноценная замена в образе регулярных "соборов".

Medieval II: Total War удается совмещать огромное количество инноваций с верностью традициям исторической серии. На порядок повысившийся уровень графики, упростившийся интерфейс глобальной карты и огромное количество сторон в режиме исторической битвы должны привлечь внимание новых поклонников стратегий. Ветеранам же стоит только в очередной раз напомнить, что перед нами Стратегия с большой буквы.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "ХИТ компани"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!