Хитрые игрушки

С начала года уже прошли три крупные компьютерные выставки - Consumer Electronics Show, Game Developers Conference и CeBit. Конечно, большая часть того, что на них показывали - из разряда бери больше/бросай дальше, но среди всей этой груды кремния, керамики и пластика попадались-таки разные интересные, концептуальные и просто веселые вещи, на которые стоило бы посмотреть подробнее.

Начнем с самого необычного - сразу три девайса, позволяющих, как звучит уже порядком избитая фраза, "управлять компьютером силой мысли". Ну не то чтобы совсем уж управлять и не совсем силой мысли. Но, в целом, попытки приспособить электроэнецефалограммы в качестве компьютерного интерфейса явно переживают ренессанс. Первый такой девайс под кодовым названием Project Epoc был представлен на GDC компанией Emotiv Systems (www.emotiv.com). Представляет он собой шлем с набором электрических датчиков, позволяющих снимать в реальном режиме времени сигналы электроэнцефалограммы (EEG). Данные передаются в компьютер по беспроводному интерфейсу и обрабатываются специальным программным обеспечением, которое, собственно, и позволяет целенаправленно использовать энцефалограмму в качестве средства управления компьютером. Emotiv предлагает три режима работы своей системы. Expressiv может анализировать сигналы, поступающие с мышц лица и головы, и, таким образом, определять выражение лица пользователя. Affectiv до определенной степени может регистрировать типичные эмоциональные состояния оператора. Наконец, Cognitiv позволяет интерпретировать определенные конфигурации мозговых волн в качестве непосредственных команд для компьютера. В идеале эти три системы должны позволить компьютеру интерактивно отражать выражение лица на виртуальном аватаре (вы улыбнулись - улыбнулся ваш игровой персонаж), отслеживать эмоциональное состояние (например, подстраивать уровень сложности игры под возможности игрока) и непосредственно манипулировать игровыми объектами при помощи мыслей. Последний режим, как и ожидалось, требует некоторого времени на обучение (причем как анализирующего софта, так и пользователя). Остальные же два режима работают, по словам очевидцев, вполне корректно и сразу. Кстати, в ходе демонстрации шлема на примере игры "Гарри Поттер и кубок огня" особенно эффектно выглядел вызов заклинаний силой мысли. Игроделы новинкой вроде заинтересовались, но будут ли ее поддерживать - другой вопрос. В случае чего, Emotiv обещает наладить выпуск $250 шлемов уже к следующему году.

Практически аналогичный продукт продемонстрировала уже на CeBit 2007 компания OCZ (www.ocztechnology.com). Устройство с громким названием Neural Impulse Actuator представляет собой уже не шлем, а простую головную повязку. Впрочем, тоже начиненную датчиками и снимающую сигналы электрической активности с мышц лица. Не совсем понятно, умеет ли Neural Impulse Actuator снимать и анализировать энцефалограммы, но, возможно, ему это и не нужно. OCZ позиционирует свой девайс как готовый к употреблению в уже существующих играх - например, в шутерах и аркадах. При этом сложные команды предлагается оставить под управление клавиатуры, а вот стрельбу привязать, скажем, к морганию правого глаза или сморщиванию носа. Тоже, в общем, вариант. OCZ обещает выпустить на рынок Neural Impulse Actuator в ближайшем будущем по цене около $300.

Кроме этих двух игровых девайсов, на CeBit демонстрировался и более академический вариант той же самой технологии. Разработка фирмы g.tec (www.gtec.at) собственного имени, правда, не получила, зато является вполне полноценным устройством для записи и анализа электрической активности головного мозга. Принцип действия все тот же - шапочка с электродами, но, судя по описанию, намного более чувствительными, поскольку система позволяет различать активность различных участков мозга. Разработчики утверждают, что после некоторой тренировки оператор может мысленным усилием двигать курсор на экране вправо-влево и вверх-вниз, а также "надумывать" отдельные буквы и таким образом печатать без помощи клавиатуры. Правда, скорость составляет всего около 20 символов в минуту, а тренировка перед этим требуется весьма обстоятельная. Сами разработчики признают, что система еще очень далека от совершенства и используется пока что в лабораториях, а также несколькими сотнями парализованных пациентов, для которых это единственный способ взаимодействия с компьютером. Правда, прогресс все же есть - еще несколько лет назад для транспортировки первых прототипов требовалась тележка, а сейчас все необходимое для работы помещается в небольшой чемоданчик. Качество и скорость распознавания тоже заметно улучшились. Но от народа это устройство страшно далеко - цены начинаются от $25 тыс.

От серьезных "телепатических" интерфейсов перейдем к вещам попроще. Вот, например, компания Philips начала активно продвигать на игровой рынок свою разработку под названием amBX PC Gaming Peripherals. Собственно, технологию, которая легла в основу amBX (что, кстати, расшифровывается как ambient experiences), Philips представила еще в 2004 году в составе телевизора Ambilight TV. Идея заключалась в том, что, помимо самого телеэкрана, телевизор обеспечивал цветную подсветку окружающего пространства. Причем подсветка эта была непосредственно связана с тем, что показывали на экране. Кадр с буйной растительностью джунглей вызывал зеленую подсветку, синее небо окрашивало окружающие стены в голубой цвет и так далее. amBX - дальнейшее развитие этой идеи в приложении к компьютеру. Полный комплект предлагаемой Philips периферии включает в себя колонки с сабвуфером 2.1 и установленными на них светодиодными лампами цветной подсветки, позволяющими отображать 16 миллионов цветов. Кроме этого, в состав AmBX входит специальная подкладка под кисти рук с силовой обратной связью и пара миниатюрных настольных вентиляторов. Все это вместе должно создавать ощущение глубокого погружения в заэкранную реальность. Светодиодные лампы отбрасывают цветные блики на стены, подкладка вибрирует в такт происходящему на экране, а ветер не только завывает в колонках, но и дует прямо в лицо. Оценивается все это примерно в $400. Идея, в целом, интересная, но для полноценной поддержки amBX в играх и кино требуются дополнительные управляющие программы. Пока что выпущено всего три игры, в которых такая поддержка присутствует. Philips обещает начать активную работу с разработчиками игр и фильмов на DVD, а также лицензировать технологии сторонним производителям компьютерной периферии. Так что шансы попасть на массовый рынок у AmBX есть. Такая вот Hitech светомузыка.

 

Впрочем, чтобы погрузиться в игру, вполне достаточно и более простых решений. Вот, например, почти что первоапрельская мышка, которую показала на GDC компания MonsterGecko (www.monstergecko.com). Название говорит само за себя - PistolMouse. Это просто праздник какой-то - можно стрелять в инопланетных монстров из почти настоящего пистолета. Сама оптическая мышка живет в подставке, левая кнопка выведена на курок, а колесо для скроллинга ложится точно под большой палец на рукоятке. Разработчики, кстати, утверждают, что такое устройство эргономически более подходит для человеческой руки, чем обычная мышь. Я, впрочем, надеюсь, что MonsterGecko следующим таки выпустит полновесный шотган.

Но не шутерами едиными живы компьютерные игры. Компания Qmotions (www.qmotions.com) выпускает вполне реалистичные манипуляторы специально для любителей спорта. Началось все с симуляторов гольфа. Для любителей помахать клюшкой на компьютере Qmotions создала специальный мячик на веревочке, прикрепленный к специальному же куску газона. Клюшку можно использовать свою. При ударе по шарику девайс под названием Qmotions-Golf оценивает силу и направление удара и передает данные в игру. Главное - не упустить клюшку при ударе, в закрытом помещении это чревато разбитыми стеклами. После гольфа Qmotions взялась еще за одну мегапопулярную американскую игру - бейсбол. Подход аналогичный - бита своя, оцифровка удара наша. На биту надевается, опять-таки, специальная насадка, после чего битой можно размахивать над не менее специальной подставкой, которая записывает перемещение насадки и отправляет в компьютер или X-box. Еще в арсенале Qmotions имеется эмулятор скейтборда и велосипеда. Но лично мне хотелось бы видеть насадку на ломик из Half-Life. Сам ломик я уже припас.

Константин АФАНАСЬЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2007 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!