10-11 мая в Минске прошел семинар-тренинг по интернет-брендингу, организованный Центром системных бизнес-технологий SATIO. В семинаре приняли участие представители успешных белорусских предприятий - в основном, маркетологи и брендологи. Причем сейчас маркетинг и брендинг, по общему мнению собравшихся, настолько взаимно переплелись, что отличить их становится сложно, и пора переименовывать на некое общее название. Среди слушателей были специалисты банков, фабрик, заводов и торговых организаций. Кроме того, на тренинге присутствовали и разработчики интересных веб-проектов, таких, как информационный бизнес-портал строительного рынка belbud.biz.
По последней статистке интернет-проникновения, 35% городского населения Беларуси пользуются Сетью. Показателем того, что интернет в Беларуси развивается, можно считать и результаты блиц-опроса слушателей семинара, которые работают не в информационно-коммуникационной отрасли. Несмотря на это, у всех компаний есть свои веб-сайты, а сотрудники имеют постоянный доступ в Сеть и персональный e-mail. Помимо этого, помню реалии 2-летней давности. Тогда все, что касается присутствия белорусских предприятий в интернете, от дизайна сайта до маркетинга, отдавалось в ведение специалистов отдела АСУ. И это никого не удивляло. Сейчас же все пришедшие на семинар сообщили, что в их компаниях интернет-брендингом занимается отдельный специалист-брендолог, и возмутились высказанной идеей перекладывания такой работы на инженера-программиста. Однако есть и не очень оптимистичная статистика по состоянию Байнета: 3,5 тыс. белорусских предприятий имеют официальные e-mail на публичном сервере TUT.BY. Это говорит о том, что внутренние корпоративные информационные системы до конца не доработаны.
Некоторая часть семинара была посвящена общей теории маркетинга и брендинга. Этими вопросами, как показалось, слушатели владели неплохо, и им где-то даже было не очень интересно. А вот что касается тенденций развития интернета, то дискуссии проходили достаточно живо. Тем более что семинар-тренинг вели признанные интернет-специалисты портала TUT.BY. Интересные размышления от профессионалов хочу системно подытожить.
Интернет приобретает национальные
черты
В США интернет для пользователей приближается к бесплатному. В этой стране практически создано электронное общество. В Беларуси, вследствие монополии РУП "Белтелеком", интернет дорогой, но качество сетей, исключая последнюю милю, неплохое. В России очень большой контраст. Москва и Санкт-Петербург потрясают своими успехами: сетью пользуется большая часть горожан, а тарифы доступа по-настоящему дешевые. А в российской глубинке, где только один монополист - "Ростелеком", интернет такой же дорогой, как в Беларуси. В Северной Корее можно говорить о хорошем проекте регионального интранета в отдельно взятой стране без доступа во внешний веб-мир. В Китае очень хорошо развита система фильтров тех ресурсов, куда "несознательным" гражданам, по мнению правительства, ходить не стоит. Соответственно, в веб-среде населения также хорошо развиты средства обхода фильтров, блокирующих доступ к определенным сайтам. В Скандинавии наблюдается тенденция создания сайтов на простых наработанных движках без изысков в дизайне по формуле "быстро и недорого".
Для всех наций осталось справедливо общее правило успешных веб-проектов: хочешь стать узнаваемым в сети - делай уникальную площадку.
Интересная информация прозвучала насчет Байнета. Если 7-8 лет назад большинство аудитории белорусского сегмента составляли айтишники, то сейчас пропорционально представлена общая выборка пользователей со всех сфер. В числе пользователей TUT.BY более 20 тыс. пенсионеров. В 95% ответов анкет бесплатной почты на вопрос "Как вы узнали о TUT.BY?" было указано - от друга.
Анализ интернет-торговли
В Байнете уже наработан свой опыт эффективности веб-продаж, который подтверждает общемировую статистику. Лучше всего продается стандартизированный штучный товар. На первом месте сложнотехническая продукция, на втором - книги. Услуги продаются хуже. То есть то, что можно стандартизировать, например, туристические путевки, продается неплохо. А вот то, на что сложно сформировать четкий ценник, например, проектные работы, продавать очень сложно. Также не удается наладить в Сети успешную торговлю дорогостоящими вещами, такими, как престижные автомобили. Торговля ими в реале оказывается гораздо эффективней. Товары массового спроса (например, порошок) можно продавать через интернет. Но продавцам это пока не интересно, так как тех, кто активно ходит в Сеть за бытовым ширпотребом, все еще немного.
По статистике в Байнете, 2% людей, заходящих на сайты интернет-магазинов, оставляют там свои заказы. Это чуть больше тех, кто заполняет анкеты опросов на интернет-сайтах, составляющих 1% от общего числа посетителей ресурса. Однако учитывая эффект диалогичности интернет-магазинов и относительную дешевизну по созданию и содержанию, интернет-коммерция не становится менее привлекательной.
Реклама завоевала Сеть
Реклама в Сети удивляет все новыми тенденциями, но к какой-то системной динамике привязывается пока слабо. Сейчас не столько важно качество сайта, сколько качество его раскрутки. Ведущие московские веб-компании при расчете заказов на создание сайта уже составляют смету, закладывая порядка 30% стоимости на разработку сайта и 70% - на стартовую рекламную кампанию. Реклама в сети действительно стала эффективной и приобрела свою специфику. Прежде всего, это самый высокий индекс обращения внимания на рекламу среди всех других медиа, оцениваемый в 40%. Для сравнения, на ТВ он составляет 13%, на радио - 8%. Цены на рекламу в интернете на сайтах с высокой посещаемостью показательно говорят сами за себя. Стоимость главного баннера на Yandex составляет $220 тыс. в неделю, а очередь на размещение составляет месяцы. В секторе B2B по количеству откликов реклама в интернете стала эффективней, чем на ТВ, несмотря на то, что на ТВ остается самая низкая цена контакта. Основной по эффективности для раскрутки именно сайтов остается поисковая реклама. Во всем мире по поиску находятся 90% целевых сайтов.
В Байнете рекламное направление также стало высокодоходным бизнесом. На ведущих порталах самые лучшие рекламные места бронируют рекламные агентства на год вперед. На места похуже обязательно существует очередь. А вот сезонная динамика спроса до сих пор не поддается описательной закономерности. Традиционно в бизнесе летом спад активности, осенью - подъем. В рекламном секторе Байнета пока всплески наоборот: весной продажи рекламы уменьшаются, а летом вдруг ажиотажный спрос на размещение. То есть, пока системы нет, но и развитие уже не хаотично. Скоро рекламные кампании в Байнете, быстрее всего, станут плановыми и предсказуемыми.
Пугающие прогнозы
По статистике, 85% молодежи в Москве активно пользуются интернетом. То есть можно говорить о том, что вся молодежь российской столицы в Сети. Особый пик активности приходится на вечер. Таким образом, в этом сегменте горожан традиционное ТВ уже не доминирует в прайм-тайм. Более того, само ТВ переходит к интернет-вещанию. Однозначно то, что молодежная аудитория предпочитает смотреть телепрограммы в Сети, а не по семейному телевизору. Ситуация несколько парадоксальная. Число телеканалов становится все больше, и все больший объем телевещания переходит в интернет. То есть "телевидение растет, но умирает". В мегаполисах вполне возможно, что через десяток лет телевидения не будет. Вернее, того вещания на традиционные телеприемники, которое мы имеем сейчас. Минск не остается в стороне от такой перспективы. Известный оператор телевизионных кабельных сетей "МТИС" уже рассматривает проект возможности перехода от многоканального частотного вещания к запуску на основе существующей линейной инфраструктуры высокоскоростного интернет-доступа, позволяющего вести IP-вещание пакета телепрограмм со своих серверов.
Эволюционирует и сам интернет. Трудно представить, но баннеры в Сети умирают. Крупные порталы отказываются от баннерообменных сетей. Кликабельность баннеров в интернете стала в 10 раз меньше, нежели обычных ссылок. Интернет-разработчики уже потеряли интерес к баннерным системам и занимаются проектами инфоэффективности в web 2.0. Что касается web 2.0 в Беларуси, то российские компании проявляют сильную активность по экспансии в этом секторе. Уже к лету стоит ожидать интересных новостей.
Александр ОАКЛИ,
[email protected]
Комментарии